Модели педагогической коммуникации в системе социального образования
В условиях трансформации всего российского образования система педагогической коммуникации требует серьёзного научного переосмысления.
В статье выделены модели и уровни педагогической коммуникации в системе неформального и формального социального образования:
Модель семейной педагогической коммуникации;
Модель социально-педагогическая коммуникации в системе дошкольного и школьного образования;
Модель социально-педагогической, социально-ролевой коммуникации в системе профессионального социального образования;
Модель «пространственной» (общественной) педагогической коммуникации.
В условиях «культурного поворота» важным является выявление специфики и механизмов педагогической коммуникации на всех уровнях её функционирования; актуально определение аксикреативных потенциалов влияния педагогической коммуникации на процесс благополучного социального функционирования молодёжи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_kommunikciya._rybak.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 316.77
Модели педагогической коммуникации в трансформирующейся системе социального образования
Вопрос о «культурном повороте» («Cultural turn») или «парадигмальном сдвиге» в современном научном знании озвучивается всё чаще. (Л.Г. Ионин, Г.И. Герасимов, Ю. Лотман; Г.Л. Тульчинский, М.Н.Эпштейн, В.Н. Ярская; П. Штомка; К.Хюбнер, И.Лакатос и др.). Исследователи, рассматривая культурный поворот с позиции исторического влияния различных сфер культуры на возникновение и развитие научного знания, размышляют о его смыслах и последствиях для человечества в современный период. Очевидным становится факт, что «cultural turn» является мощным вызовом всем глобально «угрозным» для современного мира социальным, экономическим, политическим и иным процессам. Он несёт в себе гуманистические человекотворческие начала, имеющие исключительную важность для высокой нравственности, самосовершенствования, осознанной самобытности, и духовности современного человека.
В условиях трансформации всего российского образования, которая связана с созданием единого европейского пространства, когда открываются границы, формируется общеевропейский рынок труда, активизируются различного уровня коммуникативные процессы, система педагогической коммуникации требует серьёзного научного переосмысления. Особенно перспективным этот процесс нам видится в логике социального образования. Учитывая то факт, что рекомендательными параметрами Болонского процесса являются: активная вовлечённость студентов в социальную практику; образование в течение всей жизни, социальная поддержка малообеспеченных студентов, а факультативными - нелинейные траектории обучения студентов, модульная система: дистанционное обучение, электронные курсы; академические рейтинги студентов и преподавателей, можно говорить об изначальном доминировании «гуманитарной» составляющей в современном социальном образовании. Однако мы вынуждены признать, что реализация идей Болонского процесса в России больше напоминает перевернутую пирамиду, где «факультативное» преобладает над «рекомендательным».
Мы глубоко убеждены, что модернизация высшего профессионального образования не мыслима без фундаментальной перестройки, в том числе, культуры педагогической коммуникации, ориентированной на высокий, духовный уровень развития личности и преподавателя, и студента. Если же говорить о целях Болонского процесса, [1], например, таких как, построение европейской зоны высшего образования; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания, то достижение этих целей, в принципе, не возможно без пересмотра моделей педагогической коммуникации, как в школе, так и в вузе.
Здесь было бы уместным напомнить, что ещё в конце ХХ века в России возникло научное направление, которое можно обозначить как «социальное взаимодействие и обучение», которое рассматривает процессы учения в связи с природой социального взаимодействия. Оно основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия. Было выявлено, что управляемые социальные взаимодействия, первоначально служащие в качестве инструментов реализации процессов мышления, и коммуникации, позднее начинают выполнять роль когнитивной функции саморегуляции и умственного представления той или иной информации [5; 9-19].
Мы убеждены, что именно педагогическая коммуникация является той благодатной почвой, тем ресурсом, из которого произрастают социальная активность, человечность, добропорядочность, нравственность.
Противоречие, с которым сталкивается молодой человек в процессе профессионального социального образования в вузе, обусловлено амбивалетностью роли традиций. С одной стороны, каждое молодое поколение должно «впитать» те ценности, способы, механизмы развития, которые исторически позволяли реализовывать себя в жизни не только в соответствии со своими потребностями, целями, интересами и смыслами, но и требованиями социума; с другой стороны – «слепое» следование традициям в воспроизводстве социальной структуры, моделей коммуникации чревато угрозами социальной дезадаптации (дизадаптации), поскольку социальный мир стремительно меняется, и молодёжи сегодня необходимо иметь очень высокие приспособительные способности, которые репродуктивное следование «традиции» существенно ограничивает.
Это противоречие может быть локализовано только за счёт того, что при условии сохранения и укрепления основ преемственности в обучении, посредством эффективно организованной педагогической коммуникацией со стороны преподавателя, происходит творческое развитие потенциала каждого студента. «Академические» модели педагогической коммуникации в образовательном процессе (манипулятивные, формальные и пр.) в современной ситуации, на наш взгляд, совершенно не работают, однако, по-прежнему, наблюдаются в преподавательской практике.
Созидательное социальное развитие молодёжи возможно только при условии создания особых педагогических воздействий в ситуации социального взаимодействия. Студент, в условиях грамотно организованной педагогической коммуникации, приобретает возможности в реализации того типа ценностей, отношений, который является результатом его уникального опыта, включающего не просто усвоение правил, норм и требований социальный ролей, но и их ценностное, духовно-творческое преобразование. В рамках педагогики, социальной педагогики такой тип воздействий мы определяем категорией аксикреация, означающий процесс порождения, выращивания у человека или группы людей новых или регенерации и принятия, переосмысленных в своём личностно-индивидуальном значении социальных и других ценностей.
Мы уверены, что аксикреация коммуникативных процессов в системе социального образования может способствовать составлению таких «конструктивных» планов. И наш педагогический опыт (успехи, высокие достижения наших студентов, например, победы во Всероссийских конкурсах и олимпиадах), и исследования процессов духовной коммуникации у студентов, обучающихся социально ориентированным профессиям, укрепляют нашу убеждённость [6]. В своей социально-педагогической практике мы убеждаемся, что эффективная педагогическая коммуникация в родительской семье, школе, учреждениях социальной, социально-педагогической направленности, в системе профессионального образования, являются важнейшим источником формирования ценностных моделей социального функционирования современного молодого человека.
Используя методологические подходы В.И. Кабрина [3];[4], мы выделили модели и уровни педагогической коммуникации в системе неформального и формального социального образования, которые, на наш взгляд, имеют значительные ресурсы и могут, при определённых условиях существенно влиять на качественные и количественные характеристики коммуникативного (и социального) развития молодёжи.
Модель семейной педагогической коммуникации, (доминирующий уровень - микросоциума) Это спонтанная аффективная коммуникация в различных моделях детско-родительских отношений, первичной социализации, семейного воспитания, традиций, преемственности, коммуникативной толерантности в семье.
Модель социально-педагогическая коммуникации в системе дошкольного и школьного образования (доминирующий - уровень мезосоциума). Здесь представлены коммуникативные педагогические воздействия, в основном, направленные на усвоении норм, правил, традиций, основ социальных знаний, развития институциональной компетентности.
Модель социально-педагогической, социально-ролевой коммуникации в системе профессионального социального образования. (Доминирующий - уровень макросоциума). На этом уровне происходит развитие самостоятельности, социальной компетентности в правовом, гражданско-патриотическом, художественно-творческом, трудовом, нравственно-эстетическом воспитании, самовоспитании и самообразовании, в системе профессионального социального образования. Социально – педагогическая коммуникация суть: социальная активность, партнёрство, коммуникативная толерантность. (Именно эта модель является, на наш взгляд, наиболее управляемой и имеет мощный созидательный человекотворческий ресурс.)
Модель «пространственной» (общественной) педагогической коммуникации. (Доминирует уровень метасоциума). Коммуникация сосредоточена в массовой, мифологической, социально-политической, духовной коммуникации (ноосфера, информационная среда, глобальные социальные сети; СМИ; дискурс, кросскультурная, межэтническая коммуникация).
(В настоящее время мы проводим исследование с привлечением широкого круга специалистов для подтверждения гипотезы о потенциалах педагогической коммуникации на каждом из этих уровней).
В условиях «культурного поворота» нам представляется чрезвычайно важным выявление специфики и механизмов педагогической коммуникации на всех уровнях её функционирования, в контексте социального образования детей и молодёжи; определение аксикреативных потенциалов влияния педагогической коммуникации в системе социального образования на процесс благополучного социального функционирования молодёжи.
Литература
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.
- Материалы Международная Интернет-конференции, "Педагогическая коммуникация" посвященная 75-летию академика В. Д. Ширшова, 7 октября 2009 г.
- Кабрин В.И. Стратегическая исследовательская модель траектории развития личности в многомерной образовательной среде // Психология ХХI века: теория, практика, перспективы: материалы международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2011. – Пенза-Витебск-Ереван: «Социосфера», 2011. С. 69-82
- Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транс - коммуникативный потенциал жизни личности: теории, методы, исследования [Текст] – М.: Смысл, 2005. - 248 с.
- Рубцов В. В. Социальные взаимодействия и обучение. // Педагогическая наука и образование. – 1996. – № 2. – С. 919.
- Рыбак Е.В. Духовная коммуникация как аксикреативная составляющая социального образования молодёжи // Вестник Тверского университета. - №16.- 2011. – С. 117-123.