Стили родительского воспитания

Общешкольное родительское собрание по типам воспитания в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям        

Ты детей отпусти от себя

И судьбы не лишай их любя...

Свой у каждого жизненный путь...

Не мешай, чтоб судьбу не вспугнуть.

Только в детстве старайся учить.

Жизнь свою должен каждый прожить.

В юном возрасте дай свой совет,

Чтоб в нём слышали дети ответ.

Всё что знаешь, ребёнку скажи.

Ему навыки все покажи.

Опыт знаний ему передай

И потом строить жизнь не мешай.

Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского собрания  вы пришли в этот уютный зал, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить правильное воспитание ребенка в семье.

Вспомните, пожалуйста, фильм «Доживем до понедельника» и фразу, сказанную одним из героев: «Счастье – это когда тебя понимают».

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?

Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развивать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда?

Анализ анкетирования учащихся.

     Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод, что, несмотря на некоторые существенные проблемы, в целом отношения в семье у старшеклассников благополучные. Это, по нашему мнению, связано с психологическими особенностями юношества, когда нравственные качества формируются ускоренными темпами. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Также усиливается сознательные мотивы поведения. Это побуждает старшеклассников искать согласие с близкими людьми, избегать конфликтов, проявлять терпимость. Жизненные планы, ценностные ориентации старшеклассников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную, высокооплачиваемую работу, иметь счастливую семью. В данной  ситуации семейное воспитание может оказать благотворное влияние на реализацию этих планов.

Человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство.

Эмоциями мы называем реакцию человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его Среды. Если человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, реагирует на них. Какие-то события вызывают радость, гнев, страх, неудовольствие и т. д. У каждого человека эта реакция выражается в различных внешних проявлениях. Человек или бледнеет (испуг), краснеет испытывая стыд, смущение, у него может участится дыхание, сердцебиение. Что сопровождается разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов, нервных процессов гормональных механизмов.

 Эмоции не могут возникать сами по себе. Источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая Среда и потребности человека. ТО, что связано с удовлетворением потребностей человека: органических, физических, коммуникативных -- вызывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). И то, что связанно с обретенными действиями вызывает отрицательные эмоции (гнев, грусть, слезы и т.д.).

Положительные эмоции выражают положительное отношение к чему-либо, выражаются в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательные эмоции выражаются в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева. Причем иногда личная, общественная, социальная оценки эмоций как положительных так и отрицательных не всегда совпадают.

 Такие эмоции как угрызение совести, чувство стыда, личностью переживаются как неприятные, мучительные состояния, а с точки зрения общества они полезны т.к. приносят положительный результат, значит они нужны и они содействуют моральному облику личности.

 Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край. Слайд кувшин чувств.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний -- это далеко не полный перечень обстоятельств травмирующих детскую психику.

"Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия ребенка со своими близкими.

Но нужно отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье

продолжают оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Исследования показали, что в присутствии родителей дети меньше волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры. Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях.

 Способ преодоления эмоционального стресса также определяется из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессии, то и подросток в подобной ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е. непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются, но и благодаря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами обманывают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат. Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказаться от родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих родителей становятся алкоголиками.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих детей, различные. В этом отношении существуют хорошо известные национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семья считают, что дети должны со всем соглашаться и быть послушными. В других ценятся самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их дети в большей степени рассчитывали на свои силы и с раннего возраста принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.

Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.

"Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного использования собственных представлений и проработки отношений с

другими. При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы.

Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия

для общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию.

Немаловажным фактором в развитии подростка является воспитание и

дисциплина.

Различие дисциплинарных требований родителей (например, отец склонен за все наказывать, а мать -- к тому, чтобы все разрешать; один из родителей что-то позволяет, а другой это же запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине (наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к тому же самому в другой) значительно повышают вероятность формирования агрессивного или асоциального поведения ребенка. Комбинация исключительно мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жесткой, избыточно ограничительной позиции отца являются особенно распространенной в семьях подростков – правонарушителей.

Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут себя, и тем, что они требуют от своих детей (то есть дисциплина на фоне лицемерия), может оказывать такое же влияние.

Как показывают исследования, характер реагирования родителей на хорошие и плохие поступки также играет огромную роль. Родители трудных

подростков отличаются от других родителей тем, что хуже понимают, когда и как следует вмешаться; реже хвалят за хорошее поведение; зачастую реагируют ошибочно и непоследовательно на плохое поведение и уделяют такому поведению ребенка слишком много внимания (как в положительном, так и в отрицательном смысле). Поскольку значительная часть случаев плохого поведения содержит в себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты. Родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует. Слишком часто родители не обращают внимание на положительные стороны детского поведения, занимаясь лишь плохими поступками.

Это говорит о том, что разумное и правильное семейное воспитание, в

достаточно благополучной семье, с разумными требованиями и наказаниями, с уважением к личности подростка приносят свои положительные результаты в эмоциональном, психофизическом и гармоническом развитии личности подростка.

"Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально..." Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком. В ребенке ценится как послушание, так и независимость. Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь. Власть использует лишь в меру необходимости, но не считает себя непогрешимым. Он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

 Крайние типы отношений, все равно идут ли они в сторону авторитарности или либеральной нетерпимости, дают плохие результаты.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования если они кажутся не обоснованными, вызывают, либо протест, либо агрессию, либо привычную антипатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям до него нет дела. Кроме того пассивные, не заинтересованные родители не могут быть предметом для подражания. А другие влияния -- школы, сверстников, средств массовой коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя подростка без надлежащего руководства и ориентации в окружающем мире. Ослабление родительского начала, как и его

гипертрофия способствуют формированию личности со слабым "я". В глазах подростка мать и отец выступают в нескольких аспектах: как источник эмоционального тепла и поддержки; как власть; директивная ближе инстанция; распорядитель благ, наказаний и поощрений; как старший друг и советчик, которому можно все доверить.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно ближе к детям, чем отец. По мере роста самостоятельности особенно в подростковом возрасте, начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви, но и избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек.

. Чувствуя охлаждение многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями обычно восстанавливается на более высоком сознательном уровне. Добиваясь расширения своих прав подростки нередко проявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные, не заботясь об источниках семейного бюджета. Они уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение. Степень идентификации с родителями становится гораздо меньше, т.к. у него возникают другие примеры для подражания. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со своими сверстниками, искать другие авторитеты. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков, т.к. семья остается тем местом, где он чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже больше чем он сам.

Но изменения, происходящие с подростком часто происходят слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким каким он был несколько лет назад. Это создает в первую очередь психологический барьер между родителями и

растущими детьми. Это значит, что самосознание ребенка, его "я" родителям не известно. Отношение детей и родителей ассиметричны, неравномерно.

Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно воспринимают ослабление своей власти.

В любящих душах родителей живет иллюзия в том, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Особенно трудно здесь приходится отцам. Возникает извечный конфликт отцов и детей. Сегодня отцовская роль стала особенно проблематичной, не говоря уже о том, что многие семьи не имеют отца. Отец перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, подросток старательно искореняет в себе женские эмоции (чуткость, внимательность, отзывчивость). В том, что касается эмоций им кажется, что "настоящий мужчина" должен быть черствым, гордым и неприступным. Поэтому школа должна оказывать им психологическую помощь в воспитании подростков.

Эта проблема становится особенно острой перед родителями. Им приходится уже оценивать недавно возникшее изменчивое, противоречивое "я" своего ребенка. И от того насколько будет велик эмоциональный контакт, вдумчивое и уважительное отношение, зависит дальнейшее развитие личности подростка.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека,

главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера

претерпевает переходный период от детскости к взрослому состоянию.

Эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.

Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания: боль, страх, обида.

Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т.п.)

Как формировать положительные эмоции. Давайте попробуем с вами назвать выражения, запрещенные в общении с детьми в семье и желательные, рекомендуемые.

А вот, что советуют нам психологи. Слайд.

Затем зачитываются рекомендации по развитию положительных эмоций и ритуалы.

Заключение.