Рабочая программа по профессиональному самоопределению

Данная программа рекомендуется для учителей технологии ведущих курс професионального самоопределения в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoopredeleniyu.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колесовская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

на МО предметов политехничекого цикла

Руководитель МО __________/Грибенас Л.А./

Протокол № 1

от «28» августа2012 г.

«Согласовано»

на Методическом совете

Заместитель директора

по УВР

____________/Гребенас Е.Л./

Протокол №1      

  «30» августа 2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Колесовская средняя общеобразовательная школа»:

__________/Муравьёва Л.К./

Приказ №______________

от  «_____»__________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы профессионального самоопределения,  9 класс»

Грибенас Людмилы Анатольевны,

учителя технологии

высшей квалификационной категории

 

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Курс «Основы профессионального самоопределения» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяются 34 часа. При этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30% - на практические занятия. Изучения курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»

           Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

           Задачи курса:

  1. Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
  2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.
  3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
  4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
  5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Перечень формирующих знании и умении

        Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятие о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».

            Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение в курс

1

2

Основы профессионального самоопределения

1

3

Сущность и структура процесса

1

4

Природные свойства нервной системы

1

5,6

Определение типов темперамента. Тестирование по опроснику Руганова

2

7

Темперамент и выбор профессии

1

8

Характер и выбор профессии

1

9

Роль способностей в профессиональной деятельности

1

10

Тип личности и выбор профессии

1

11

Профессиональная деятельность и здоровье

1

12

Профпригодность и самооценка

1

13,14

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. Тест-контроль.

2

15

Значение, ситуация и правила выбора профессии

1

16

Самостоятельная работа «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

1

17

Профессия  специальность: происхождение и сущность

1

18,19

Многообразие мира труда

2

20,21

Классификация профессий

2

22

Профессиональная деятельность и карьера человека

1

23

Рынок труда и его требования к профессионалу

1

24

Самостоятельная работа «Мир труда и профессий»

1

25

Анализ профессиональной деятельности

1

26

Профессиональные пробы и творческие проекты

1

27

Профильное обучение, предпрофильная подготовка

1

28

Пути получения профессионального образования

1

29

Профессиональная консультация

1

30

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание

1

31

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе

1

32

Контрольная работа по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении»

1

33

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

1

34

Защита творческих проектов «Мой выбор»

1

Итого:

34

Программа курса

Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

  1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» - 1 час.

    Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.

    Практическая работа. Составление словаря к уроку.

2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека — 1 час.

     Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

     Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».

3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития — 1 час.

       Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.

      Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

      Практическая работа. Выписать в тетерадь опорные понятия. Выписать в тетрадь и осмыслить высказывание Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идёт твёрдо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной уели — тогда удастся у тебя жизнь».

4. Значение, ситуация и правила выбора профессии — 1 час.

  Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

 Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

  1. Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час.

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессий. Заполнить таблицу:

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий.

1. Необъективная оценка своих возможностей

1. Отождествление учебного предмета с профессией

2. Предубеждения в отношении престижности профессии

2. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии

2. Перенос отношения к человеку на профессию

3. Выбор профессии «за компанию»

4. Неумение определить пути приобретения профессии

  1. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура — 1 час.

            Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта:обоснование профессии,профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.

           Практическая работа. Запись в тетради основных понятий.

7. Контрольная работа по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» - 1 час.

Раздел 2. Мир труда и профессий

  1. Профессия и специальность: происхождение и сущность — 1 час.

Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».

  1. Многообразия мира труда — 1 час.

         Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

          Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

Сфера экономики

Отрасль экономики

Сектор экономики

  1. Классификация профессий. Формула профессии — 1 час.

           Способы классификации профессии, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессии Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

          Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятии. Дидактическая игра «Классификация профессии». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.

  1. Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час.    

           Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Заполнение таблицы:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия

Цель деятельности

Задачи деятельности

Предмет труда

Средства труда

Результаты труда

Требуемый уровень образования

Возможности профессионального роста

(разряд, класс, категория, звание)

Возможная заработная плата

               

  1. Рынок труда и его требования к профессионалу — 1 час.

 Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Республики Бурятия.

 Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личных и профессиональных качествах, профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

13. Контрольная работа по разделу «Мир труда и профессии» - 1 час.

Раздел 3. Человек и профессия

14. Профессионально важные качества личности-1 час.

Сущность и структура профессионально важных качеств человека.    Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общение, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:

Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией

общение

особенные

специфические

 

15. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии -1 час.

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

  1. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении - 1 час.

         Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.

        Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «к чему стремятся люди в жизни».

  1. Особенности психических процессов и выбор профессии -1 час.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.

18. Темперамент и выбор профессии — 1 час.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

  1. Характер и выбор профессии 1 час.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

            20. Роль способностей в профессиональной деятельности — 1 час.

 Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развитие способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессии и специальные способности.

  Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методике «КОС» и «Определение склонностей».

21. Тип личности и выбор профессии — 1 час.

 Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные, предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

             Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.

22. Здоровье и выбор профессии — 1 час.

             Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по степени их выявления на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

  1. Профессиональная пригодность и самооценка — 1 час.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я — концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

  1. Контрольная работа по разделу «Человек и профессия» - 1 час.

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

  1. Анализ профессиональной деятельности — 1 час.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению. 

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.

  1. Профессиональные пробы и творческие проекты — 1 час.

Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб.

Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Дидактическая игра «Человек — профессия». Игровые упражнения «Кто есть кто», «Спящий город».

  1. Профильное обучение предпрофильная подготовка – 1 час.

Цели, задачи и содержания профильного обучения старшеклассников. Структурное содержание профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников  основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика.

Практическая работа. Запись в тетради опорных понятий.

28. Пути получения профессионального образования – 1 час.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального обучения. Уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональные образовательные учреждения. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы,б курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ознакомления с учебными заведениями Кабанского района.

  1. Профессиональная консультация – 1 час.

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составления перечня вопросов к профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».

  1. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

  1. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе – 1 час.

Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профсамоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение карты готовности к профессиональному самоопределению.

  1. Контрольная работа по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» - 1 час.

33. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление – 1 час.

Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты  проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

  1. Защита творческих  проектов «Мой выбор»– 1 час.

Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов.

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине

«Основы профессионального самоопределения,  9 класс»,

разработанную учителем технологии 

МОУ «Колесовская средняя образовательная школа»

Грибенас Л.А.

Рабочая программа по дисциплине «Основы профессионального самоопределения» на основе федерального   компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по технологии , созданной на основе стандарта  основного общего образования по технологии. Она разработана в целях конкретизации содержания                                                                               образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,   логики учебного процесса, в соответствии с возрастными особенностями среднего школьного возраста, исходя из целей обучения технологии на второй ступени общего образования, с учётом регионального компонента  образования.

Рабочая программа обеспечивает реализацию требований к уровню подготовки учащихся 9 класса. В программе представлены содержательные линии, отражающие обязательный минимум содержания образования. Подростку 14-15 лет трудно определится в правильности выбора профессий в современном постоянно изменяющемся мире. В связи с чем рабочая программа по дисциплине «Основы профессионального самоопределения» необходима при обучении в 9 классе.

Рабочей программой предусматривается изучение в рамках дисциплины основных знаний о социальной и личностной значимости правильного профессионального самоопределения; ситуации выбора профессии; возможных ошибки и затруднения при выборе профессии; правилах выбора профессии; понятиях о различных профессиях, специальностях, должностях; отраслях экономики; способах классификации профессий, понятиях о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии. В программе определены современные педагогические технологии как наиболее оптимальные для обеспечения достижения желаемого качества образования.

Данная рабочая программа соответствует предъявляемым требованиям и рекомендована к её использованию.

Дата _____________

Руководитель РМО учителей технолгии ______________   /Корытова Т.В., /

Член комиссии ___________________________________ / Балдакова Е.И./