Рабочая программа по профессиональному самоопределению
Данная программа рекомендуется для учителей технологии ведущих курс професионального самоопределения в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoopredeleniyu.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Колесовская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на МО предметов политехничекого цикла Руководитель МО __________/Грибенас Л.А./ Протокол № 1 от «28» августа2012 г. | «Согласовано» на Методическом совете Заместитель директора по УВР ____________/Гребенас Е.Л./ Протокол №1 «30» августа 2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Колесовская средняя общеобразовательная школа»: __________/Муравьёва Л.К./ Приказ №______________ от «_____»__________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы профессионального самоопределения, 9 класс»
Грибенас Людмилы Анатольевны,
учителя технологии
высшей квалификационной категории
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы профессионального самоопределения» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяются 34 часа. При этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30% - на практические занятия. Изучения курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
- Повышение профессиональной грамотности учащихся.
- Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
- Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
- Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Перечень формирующих знании и умении
Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятие о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение в курс | 1 |
2 | Основы профессионального самоопределения | 1 |
3 | Сущность и структура процесса | 1 |
4 | Природные свойства нервной системы | 1 |
5,6 | Определение типов темперамента. Тестирование по опроснику Руганова | 2 |
7 | Темперамент и выбор профессии | 1 |
8 | Характер и выбор профессии | 1 |
9 | Роль способностей в профессиональной деятельности | 1 |
10 | Тип личности и выбор профессии | 1 |
11 | Профессиональная деятельность и здоровье | 1 |
12 | Профпригодность и самооценка | 1 |
13,14 | Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. Тест-контроль. | 2 |
15 | Значение, ситуация и правила выбора профессии | 1 |
16 | Самостоятельная работа «Основы профессионального и жизненного самоопределения» | 1 |
17 | Профессия специальность: происхождение и сущность | 1 |
18,19 | Многообразие мира труда | 2 |
20,21 | Классификация профессий | 2 |
22 | Профессиональная деятельность и карьера человека | 1 |
23 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 1 |
24 | Самостоятельная работа «Мир труда и профессий» | 1 |
25 | Анализ профессиональной деятельности | 1 |
26 | Профессиональные пробы и творческие проекты | 1 |
27 | Профильное обучение, предпрофильная подготовка | 1 |
28 | Пути получения профессионального образования | 1 |
29 | Профессиональная консультация | 1 |
30 | Профессиональное саморазвитие и самовоспитание | 1 |
31 | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе | 1 |
32 | Контрольная работа по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» | 1 |
33 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление | 1 |
34 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 1 |
Итого: | 34 |
Программа курса
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»
- Введение в курс «Профессиональное самоопределение» - 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.
Практическая работа. Составление словаря к уроку.
2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека — 1 час.
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».
3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития — 1 час.
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетерадь опорные понятия. Выписать в тетрадь и осмыслить высказывание Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идёт твёрдо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной уели — тогда удастся у тебя жизнь».
4. Значение, ситуация и правила выбора профессии — 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
- Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессий. Заполнить таблицу:
Незнание мира профессий | Незнание себя | Незнание правил выбора профессии |
1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий. | 1. Необъективная оценка своих возможностей | 1. Отождествление учебного предмета с профессией |
2. Предубеждения в отношении престижности профессии | 2. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии | 2. Перенос отношения к человеку на профессию |
3. Выбор профессии «за компанию» | ||
4. Неумение определить пути приобретения профессии |
- Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура — 1 час.
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта:обоснование профессии,профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.
Практическая работа. Запись в тетради основных понятий.
7. Контрольная работа по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» - 1 час.
Раздел 2. Мир труда и профессий
- Профессия и специальность: происхождение и сущность — 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».
- Многообразия мира труда — 1 час.
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:
Позиции | Содержание |
Моя будущая профессия | |
Сфера экономики | |
Отрасль экономики | |
Сектор экономики |
- Классификация профессий. Формула профессии — 1 час.
Способы классификации профессии, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессии Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятии. Дидактическая игра «Классификация профессии». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
- Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Заполнение таблицы:
Позиции | Содержание |
Моя будущая профессия | |
Цель деятельности | |
Задачи деятельности | |
Предмет труда | |
Средства труда | |
Результаты труда | |
Требуемый уровень образования | |
Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание) | |
Возможная заработная плата |
- Рынок труда и его требования к профессионалу — 1 час.
Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Республики Бурятия.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личных и профессиональных качествах, профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
13. Контрольная работа по разделу «Мир труда и профессии» - 1 час.
Раздел 3. Человек и профессия
14. Профессионально важные качества личности-1 час.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общение, особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:
Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией | ||
общение | особенные | специфические |
15. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии -1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).
- Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении - 1 час.
Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «к чему стремятся люди в жизни».
- Особенности психических процессов и выбор профессии -1 час.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.
18. Темперамент и выбор профессии — 1 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.
- Характер и выбор профессии 1 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».
20. Роль способностей в профессиональной деятельности — 1 час.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развитие способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессии и специальные способности.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методике «КОС» и «Определение склонностей».
21. Тип личности и выбор профессии — 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные, предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.
22. Здоровье и выбор профессии — 1 час.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по степени их выявления на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».
- Профессиональная пригодность и самооценка — 1 час.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я — концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».
- Контрольная работа по разделу «Человек и профессия» - 1 час.
Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении
- Анализ профессиональной деятельности — 1 час.
Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.
- Профессиональные пробы и творческие проекты — 1 час.
Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб.
Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Дидактическая игра «Человек — профессия». Игровые упражнения «Кто есть кто», «Спящий город».
- Профильное обучение предпрофильная подготовка – 1 час.
Цели, задачи и содержания профильного обучения старшеклассников. Структурное содержание профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятий.
28. Пути получения профессионального образования – 1 час.
Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального обучения. Уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональные образовательные учреждения. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы,б курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ознакомления с учебными заведениями Кабанского района.
- Профессиональная консультация – 1 час.
Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составления перечня вопросов к профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».
- Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.
Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.
- Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе – 1 час.
Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профсамоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение карты готовности к профессиональному самоопределению.
- Контрольная работа по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» - 1 час.
33. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление – 1 час.
Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
- Защита творческих проектов «Мой выбор»– 1 час.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине
«Основы профессионального самоопределения, 9 класс»,
разработанную учителем технологии
МОУ «Колесовская средняя образовательная школа»
Грибенас Л.А.
Рабочая программа по дисциплине «Основы профессионального самоопределения» на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по технологии , созданной на основе стандарта основного общего образования по технологии. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, в соответствии с возрастными особенностями среднего школьного возраста, исходя из целей обучения технологии на второй ступени общего образования, с учётом регионального компонента образования.
Рабочая программа обеспечивает реализацию требований к уровню подготовки учащихся 9 класса. В программе представлены содержательные линии, отражающие обязательный минимум содержания образования. Подростку 14-15 лет трудно определится в правильности выбора профессий в современном постоянно изменяющемся мире. В связи с чем рабочая программа по дисциплине «Основы профессионального самоопределения» необходима при обучении в 9 классе.
Рабочей программой предусматривается изучение в рамках дисциплины основных знаний о социальной и личностной значимости правильного профессионального самоопределения; ситуации выбора профессии; возможных ошибки и затруднения при выборе профессии; правилах выбора профессии; понятиях о различных профессиях, специальностях, должностях; отраслях экономики; способах классификации профессий, понятиях о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии. В программе определены современные педагогические технологии как наиболее оптимальные для обеспечения достижения желаемого качества образования.
Данная рабочая программа соответствует предъявляемым требованиям и рекомендована к её использованию.
Дата _____________
Руководитель РМО учителей технолгии ______________ /Корытова Т.В., /
Член комиссии ___________________________________ / Балдакова Е.И./