"Использование активных и интерактивных методов в процессе обучения студентов педагогического колледжа"

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГ ОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванушкина Т.А, Елисеева Н.В.

Использование активных и интерактивных методов в процессе обучения студентов педагогического колледжа

ГБОУ СПО

 Краснодарский педагогический колледж №3

Краснодарского края 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций  обучающихся.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном колледже.  В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов. Каждая  из них имеет свои особенности, заключающиеся в способах взаимодействия.

Пассивный метод – это форма взаимодействия, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Это относительно лёгкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – предполагает взаимодействие преподавателя и студента  на равных правах: студенты не пассивные слушатели, а активные участники. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод. «Интерактивный» – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом.  Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, а также  полилог, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Искать новые формы обучения нас побудило снижение активности, познавательного интереса студентов к процессу обучения, ведь в последнее время так легко взять готовый материал в Интернете. Мы увидели в использовании активных (АМО) и интерактивных методов (ИМО) на уроке, возможность решения проблемы повышения качества учебной деятельности, так как данная группа методов решает задачи: пробуждение у обучающихся интереса;  эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; обучение работе в команде, формирование умения проявлять терпимость к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента. Увлечение изучением новых, а порой и просто незаслуженно забытых методов, привело к постановке в Краснодарском педагогическом колледже № 3 методической проблемы года «Активные и интерактивные методы взаимодействия участников образовательного процесса, в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста при реализации ФГОС третьего поколения». Для активного внедрения АМО И ИМО в свою педагогическую работу,  преподавателям необходимо было принять принципы работы на интерактивном занятии, которые обсуждались на семинарах – практикумах, «Круглых столах», педагогическом совете. Перейти на новые формы работы нам помогло понимание того, что занятие – не лекция, а общая работа. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие активные и интерактивные методы, которые составили основу «Педагогической копилки методов» в нашем коллективе:

«Круглый стол», дискуссия, дебаты, «Мозговой штурм», деловые и ролевые игры, интерактивная экскурсия, «Мастер-класс», социально-психологический тренинг, метод «Портфолио», Кейс-метод (case study), «Методика эстафеты», и множество других интереснейших методов, позволяющих достичь высокоэффективных результатов в обучении и овладении профессией.

Большой интерес студентов вызывает совершенно молодой метод обучения «Интерактивная экскурсия». Данная форма обучения позволяет воспринимать и усваивать знания на месте расположения изучаемых объектов: природа, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д. и непосредственное ознакомления с ними. Трудности использования метода заключаются в обеспечении занятий компьютерами, подключёнными к Интернету. Нам показалось удачным проведения занятия по дисциплине «Дошкольная педагогика» на тему: «Воспитание детей в России и за рубежом». Студентам дается опережающее задание, найти в Интернете сайт и провести на уроке  виртуальную экскурсию, позволяющую познакомиться с особенностями воспитания  детей в разных странах мира.

        Мы только прикоснулись к вершинам технологии активных и интерактивных методов обучения, впереди более глубокое и ещё более увлекательное исследование.

Список использованных источников:

Специальная литература (книги)

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация:    

Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.

Электронные ресурсы

3. http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod