Статья "Технологии тьюторского сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения"

Тихонова Ольга Владимировна

Данный материал предлагается в помощь учителю-тьютору при работе с учащимися 9-11 классов. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью следующих технологий: проектной технологии, технологии работы с портфолио, технологии консультирования, информационной технологии и тренинговой технолонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_tyutorstva_2.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность тьютора по своей природе является сложной, интерактивной и осуществляется путем адаптации к решению своих задач психологических, педагогических и информационных средств. Она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Именно поэтому тьюторская помощь может совмещаться с другими видами образовательной деятельности, в которые включен старшеклассник: с изучением школьных предметов, с деятельностью по разработке самообразовательных и профориентационных проектов; с оказанием психологической, педагогической, социальной поддержки.

      В работе тьютора используются разнообразные формы и методы. Однако их содержание определяется тем, что большинство средств тьюторской помощи носит нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, т. е. может использоваться учащимся по желанию. В связи с этим и формы тьюторской деятельности — это формы ненасильственного влияния на подопечного. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовлеченность подростков в процесс оказания им помощи, субъектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный индивидуальный характер.

На этапе предпрофильной подготовки при проектировании учащимся дальнейшего образования в профильной школе задача тьютора состоит в оказании помощи девятиклассникам в принятии решения о выборе направления последующего обучения и повышения их готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Индивидуальный тьютор профильного и профессионального самоопределения при этом:

  1. Выявляет и формирует образовательный запрос девятиклассника;
  2. Выявляет индивидуальные проблемы, связанные с социально-профессиональным и профильным самоопределением;
  3. Обучает девятиклассника способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
  4. Вместе с учеником анализирует возможные ограничения свободы выбора профиля обучения;
  5. Оценивает готовность школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе;
  6. Организует рефлексию учащимся его образовательной деятельности и процесса самоопределения;
  7. Предоставляет информацию и рекомендации о направлениях и способах получения образования.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью широкого арсенала средств:

-проектной технологии;

-технологии работы с портфолио;

          -технологии консультирования;

          -тренинговой технологии;

                  -информационных технологий.

    Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Технология работы с портфолио ученика является эффективной образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, а также использующейся в качестве одного из средств конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (проектов) учащихся в рамках образовательного учреждения. В нашем случае работа с Портфолио предпрофильной подготовки является важной составляющей рефлексивной деятельности обучающихся.

При этом,  цель создания портфолио учащегося - доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.

Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.

Структура портфолио

Портфолио предпрофильной подготовки  состоит из следующих  разделов:

  1. Резюме
  2. Личностный профиль.
  3. Рабочие материалы.
  4. Раздел «Коллектор»  
  5.  «Достижения».

    Резюме содержит официальные данные об учащемся, а также страничку «Мои жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы», «Кто я: какой я, каким мне хотелось быть, каким меня хотят видеть другие»,  Пре-тест и Пост-тест, которые заполняются в начале и в конце года и прослеживают изменения в планах, намерениях обучающегося.

Раздел «Личностный профиль» содержит материалы тестирования, психологических диагностик, например, « Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся девятых классов», опросник «Мотивы выбора профессии», «Опросник для выявления готовности к выбору профессии», Тест-опросник для определения уровня самооценки Автор С. В. Ковалев, методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) , Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (в модификации Г.В.Резапкиной) и др.

Раздел «Коллектор»содержит материалы работы учащихся на классных часах, тренингах, например тренинг «Какой я в общении», классный час «Лестница успеха», занятия «Развитие креативного потенциала», «Развитие интеллектуального футляра», «Составляющие успеха», «Делаем свой выбор» и т.д.


     Раздел «Рабочие материалы» включает материалы, которые созданы и систематизированы учащимся, это проектные, исследовательские и рефератные работы, работы конкурсного характера.


В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые отражают результаты обучающегося и демонстрируют его успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и  рефлексивные записки педагога, тьютора, родителя, отражающие образовательные достижения ученика или фиксирующие его личностный рост.

Работая с Портфолио предпрофильной подготовки, учащиеся осваивают различные способы деятельности, выводящих их на конкретный продукт; техники рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования; а также методы, позволяющие генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.

В рамках проектной технологии мы  работали в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками. Поскольку учащиеся к середине 9 класса уже определились в своих предпочтениях, то им было предложено выполнить проектную работу информационного, исследовательского, творческого характера в выбранной ими области. Некоторые работы были связаны с содержанием элективных курсов, другие стали  результатом самостоятельного углубленного и дополнительного изучения материалов предметных курсов. Лучшие работы были представлены на школьной научной конференции и на областных мероприятиях. Например: 

-информационный проект «4 декабря 2011 года» выполненный ученицей 9 класса  после посещения элективного курса «Статистика в современном обществе», цели которого: показать возможности применения знаний, полученных в курсе математики в реальной жизни, научиться анализировать информацию и представлять  выводы, расширить  знания о правовой системе общества;

- исследовательский проект «Исследование цепи постоянного тока» (интегрированный проект по физике и математике) выполнен учащимися 9 класса, посещающими лицей полупроводниковой электроники от СГУ им Н.Г. Чернышевского, проект занял 1 место в школьной научной конференции и был отмечен дипломом 1 степени на 1 региональном турнире «Здравствуй, Физика»

- творческий проект «Бизнес-план ветеринарной клиники
«Ай, болит», выполненный ученицей 9 класса, после посещения элективного курса «Экономика», цели которого получение  навыков составления реального бизнес-плана, умение анализировать социально-экономическую ситуацию в условиях, реально приближенных к действительности. Работа заняла 1 место в школьной научной конференции.

- проект по русскому языку «Личные местоимения» учащихся 9 класса - результат самостоятельного углубленного и дополнительного изучения материалов по данной теме. Проект занял 1 место на научной конференции.

     Оценивая опыт использования проектной деятельности можно отметить, что она создает положительную мотивацию для самообразования.  Помимо расширения знаний по предмету у учащихся формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения:

2. Поисковые (исследовательские) умения:

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве с другими:

4. Менеджерские умения и навыки:

5. Коммуникативные умения:

6. Информационные умения:

7. Презентационные умения и навыки:

И что немаловажно, видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.

Информационные технологии.

 Так как целью тьюторской сопровождения предпрофильного и профильного обучения является оказание поддержки в проектировании дальнейшего образования, то одним из результатов должно стать принятие обучающимися  решения о выборе направления последующего обучения. Выбор этих решений может быть поддержан использованием информационных ресурсов.

Тьютору необходимо показать:

- как использовать  потенциал дистанционных олимпиад, цифровых электронных ресурсов  для обеспечения образовательной и профессиональной самоидентификации;

- как использовать сетевые формы взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой и с объектами внешкольной социокультурной среды для повышения готовности подростков к проектированию послешкольного образовательного маршрута.

На одном из первых занятий учащиеся знакомятся с возможностями Единой коллекции ЦОР, образовательных порталов: «Российское образование», «Грамота.Ру»,

«Официальный информационный портал ЕГЭ» и других и получают задание составить план-карту возможного использования ЦОР:

Предмет

Ресурс

Тема

Отметка об использовании

Кроме того, тьютор поощряет активное участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, координируя действия учащихся, помогает организовать консультации с учителями-предметниками, решить технические проблемы, отследить результаты участия, провести рефлексию. Так, наиболее востребованными стали конкурсы и олимпиады, проводимые на сайтах Дневник.ру, олимпиада школьников «Ломоносов», Курчатовская олимпиада.  Естественно, что целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов  расширяет  возможность формирования личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.), способствует удовлетворению образовательных потребностей учащихся. Но такая работа требует от учащихся ответственности, самостоятельности, правильного распределения времени, усилий, определения приоритетности участия в мероприятиях. И действия тьютора будут носить и направляющий, и побуждающий, и контролирующий характер.

     Тренинговые технологии предполагают групповые занятия и проводятся тьютором самостоятельно или совместно с психологом.

    Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности, профессиональной  обучающихся, в повышении уровня их взаимодействия, в развитии отношений партнерства и сотрудничества, в формировании позитивной направленности их личности, рефлексии.

На наших занятиях предпочтение отдается групповой дискуссии, ролевым играм, психогимнастике, моделированию жизненных ситуаций.  Например, занятие "5 шагов" направлено на повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовности соотносить свои профессиональные цели и возможности. Тренинг «Ярмарка» достоинств» способствует закреплению навыков самоанализа, преодолению барьеров на пути самокритики, развитию уверенности в себе. Упражнение «Кто есть кто?» дает возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании их знаний друг о друге. Ролевые игры «Три судьбы», «Что? Где? Когда?», «День из жизни» и другие  позволяют моделировать отдельные элементы профессионального, жизненного и личностного самоопределения, различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях и, тем самым, расширить границы самопознания. Важным условием при проведении таких занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия.

  В заключение хочу сказать, мы считаем, что технологии тьюторского сопровождения, которые мы используем в своей работе,  способствуют  созданию условий для формирования у подростков опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание и проблем профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.