Подход к организации самостоятельной работы обучающихся в рамках компетентностного подхода (на примере ОГБОУ НПО Профессиональное училище № 6 г. Зима) - статья

Сницарева Нина Викторовна

О подходе  к организации самостоятельной работы обучающихся  в рамках компетентностного подхода  (на примере ОГБОУ  НПО  Профессиональное училище  № 6 г. Зима)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskva_statya_snicarevoy_n.v_may_2013.doc24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подход  к организации самостоятельной работы обучающихся

в рамках компетентностного подхода

(на примере ОГБОУ  НПО  Профессиональное училище  № 6 г. Зима)

Сницарева Нина Викторовна

мастер производственного обучения,

по профессии «Машинист локомотива»,

преподаватель «Основ микробиологии,

санитарии и гигиены в пищевом производстве» ОГБОУ  НПО  Профессиональное училище  № 6 г. Зима

Приобретение общих и профессиональных компетенций выпускниками, сформулированных в ФГОС НПО и в основной профессиональной образовательной программе, невозможно без организации высокоэффективной самостоятельной работы обучающихся. Это требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений обучающихся. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

В ФГОС НПО по профессиям для организации самостоятельной работы выделяется от 30 до 50 % времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной профессиональной образовательной программы по количеству часов аудиторных занятий в неделю. Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся любой формы обучения, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения обучающимся общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у обучающегося способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Мною был разработан лист обратной связи по учебной  дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», который позволяет правильно оценить самостоятельную внеаудиторную работу обучающегося. (приложение 1)

Роль обучающегося  заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Каким образом происходит организация и планирование самостоятельной работы обучающихся?

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется по каждой дисциплине (модулю) в объёме выделенных часов по учебному плану:

– для овладения знаниями: работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; работа с конспектами лекций; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы; подготовка тезисов для выступления на семинаре, конференции; подготовка рефератов и т.д.;

– для формирования умений и владений: решение типовых задач и упражнений; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение производственных ситуационных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментальная и конструкторская работа; упражнения на ПК и тренажёре и т.д.

Виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающегося и т. д.

Так, в соответствии с уровнями самостоятельности различают виды самостоятельной работы:

• воспроизводящая (репродуктивная): конспектирование литературы;

• эвристическая (частично-поисковая): написание контрольной работы;

• творческая (продуктивная): подготовка эссе.

   В зависимости от целей самостоятельной работы можно выделить следующие её виды:

• обучающая,

• развивающая,

• творческая,

• контрольная.

Выполняя контрольную функцию, самостоятельная работа становится средством контроля, обеспечивая обратную связь студента с преподавателем и стимулируя его работу.

Виды самостоятельной работы различают также с точки зрения используемых средств общения и способа выявления формируемых компетенций:

• устные работы;

• письменные работы;

• использование технических средств и информационных систем.

Каждый из видов самостоятельной работы осуществляется с помощью определенных форм.

В рабочей программе учебной дисциплины (модуля) есть вопросы для самостоятельного изучения определенных тем, на изучение которых отводятся часы.

Таким образом, грамотно организованная самостоятельная работа обучающихся позволяет сформировать у обучающегося способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Литература

  1. Распоряжение Министерства образования Иркутской области  № 934-мр от 18.08.2011 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190623.01 «Машинист локомотива».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01«Повар, кондитер».

Лист обратной связи по учебной  дисциплине                                         Приложение 1

«Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»

Профессия: 260807.01«Повар – кондитер»

Обучающийся _____________________________________________________________________________________

Учебный год: 2012-2013

Количество часов: 14                                                           

Форма обучения: очная

Обязательные виды учебной деятельности

Мин. кол-во баллов для аттестации

Макс. кол-во баллов для аттестации

Сроки выполнения

                        Критерии оценивания

Отметка о выполнении

(баллы)

Подпись

преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1.1.

Микробиология.

Заполнение таблицы «Влияние внешних условий на жизнедеятельность микробов»

5

10

Полнота ответа – 1-2

Изучение дополнительной литературы          2 - 4

Соблюдение орфографического режима                 1 –2

Наличие вывода    1-2

Оформление отчетов лабораторных работ.

5

10

Полнота ответа  –   1-2

Наличие вывода –   1 – 2

Наличие рисунка -  1 - 2

Соблюдение орфографического режима – 2 - 4

Тема 1.2.

Микробиология

основных  пищевых

 продуктов.

Выполнение домашних заданий по разделу 1

5

10

Полнота ответа – 1-2

Изучение дополнительной литературы                                          2 - 4

Соблюдение орфографического режима                 2 – 4

Тема 2.1 Пищевые

 инфекции.

Подготовка реферата по теме: «Пищевые инфекции»

5

10

Полнота ответа – 1-2

Цель, задачи  работы   1-2      

Изучение дополнительной литературы          1 - 2

 Соблюдение орфографического режима                 1 – 2

Правильность оформления    1-2

Тема 2.2  Пищевые

отравления.

Выполнение домашних заданий по разделу 2

5

10

Полнота ответа – 1-2

Изучение дополнительной литературы          2 - 4

Соблюдение орфографического режима                 2 - 4

Тема 2.3

Глистные

 заболевания.

Создание электронной презентации по теме: «Глистные заболевания»

10

20

Кол – во слайдов –    5 – 10

Цель, задачи   работы           1-2

 Соблюдение орфографического режима                 2 – 4

Эстетичность оформления   2- 4

Тема 3.1.

Основы гигиены и

санитарии.

Выполнение домашних заданий по разделу 3

5

10

Полнота ответа – 1-2

Изучение дополнительной литературы          2 - 4

Соблюдение орфографического режима                 2 - 4

Подготовка сообщений по санитарным требованиям к кулинарной обработке  различных продуктов.

5

10

Полнота ответа – 1-2

Цель, задачи  работы   1-2      

Изучение дополнительной литературы          1 - 2

 Соблюдение орфографического режима                 1 – 2

Публичная презентация      1-2

Подготовка докладов, сообщений по теме: «Пищевые добавки»                                                                                                                                                                                    

5

10

Полнота ответа – 1-2

Цель, задачи  работы   1-2      

Изучение дополнительной литературы          1 -2

Соблюдение орфографического режима                 2 - 4

Итого:

50

100

Преподаватель дисциплины: ______________________________Н.В. Сницарева