"Система работы воспитателя на основе диагностики"

Вельмова Светлана Петровна

Владение педагогическими диагностиками в воспитательном процессе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого - педагогический семинар Система работы воспитателей на основе диагностики Педагог-психолог Вельмова С.П.

Слайд 2

Что такое диагностика? Это процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающиеся обнаружению в прямом непосредственном взаимодействии с человеком.

Слайд 3

диагностика Скрининг – диагностика Дифференциальная диагностика Психолого-педагогическое изучение ребенка. Задачи психолого-педагогической диагностики: Ранее выявление нарушений развития у детей; Определение причин и характера нарушений; Определение оптимального педагогического маршрута ребенка; Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка; Разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Слайд 4

Педагогическая д иагностика Э то способы тонкого исследования социально – психологических характеристик ребенка, скрытые в глубинах его личностной структуры, но выявляемые путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности , так и в лабораторных условиях. Педагогические диагностики констатируют в статистике характеристики исследуемых. Педагогу необходимо знать о ходе становления некоторых характеристик воспитанников, чем о самих характеристиках. Это позволяет корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Слайд 5

В основу диагностики воспитательного процесса положено не сравнение изучаемого явления с какими – то общепринятыми нормами, а главным образом, сопоставление полученных результатов, характеризующих нынешнее и предыдущее состояние воспитательного процесса. Поэтому некоторые методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения наблюдать динамику развития и эффективность воспитательного процесса.

Слайд 6

Диагностики педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.

Слайд 7

Педагогические диагностики составляют один из элементов воспитательной работы с детьми . Профессиональное владение педагогическими диагностиками выступает как непременный компонент профессионального мастерства педагога любого профиля. Но не увлекаться до абсурдности диагностикой. В силу своей предназначенности , рабочие диагностики должны быть мобильны, просты и доступны любому педагогу.

Слайд 8

Рабочие диагностики – это система методик, применяемых педагогом в процессе его работы с детьми по социально-психологическому их развитию, вмонтированная в систему воспитания в качестве средства выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов, а также как способ проверки эффективности реализуемой модели воспитательного процесса.

Слайд 9

После проведенного диагностирования в практике воспитания выдвигается еще один профессиональный вопрос: а что делать после того, как некоторые характеристики выявлены и сообщают о плодотворности или бесплодности деятельности педагога с детьми?

Слайд 10

Рассмотрим воспитанность как педагогическое понятие Воспитанность – результат воспитания, предназначенного подготовить ребенка к жизни в современном мире. Воспитанность – мера соответствия развитых социально – психологических образований. Говоря о воспитанности , подразумевают степень соответствия высоким требованиям культуры. Критерии оценки воспитанности:

Слайд 11

Воспитание положительного отношения к наивысшим ценностям жизни- является общим критерием для развития каждого ребенка. Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам Человек . Природа как дом человечества и Общество как социальное условие существования человека на земле, а также сама Жизнь выступают ценностями второго порядка, обеспечивающими ценность Человека, Добро, Истина и Красота - характерологические ценности, определяющие основания человеческой жизни.

Слайд 12

Прослеживание тенденции ценностных предпочтений от возраста к возрасту дает основание судить о качестве организованного воспитательного процесса. А зафиксированная графически, она позволяет судить о преобладании того или иного отношения к ценностям жизни.

Слайд 13

Если кривая в конечном счете идет вверх, то несмотря на некоторые падения в отдельных случаях, можно говорить о позитивном изменении в отношениях детей. Если наблюдается снижение ценностных отношений , то следует признать неудачу.

Слайд 14

Перечень используемых методик Направленность, методика цель исполнитель выход Диагностика психологических особенностей. / т.Айзенк, Леонгард/ Выявление и коррекция особенностей личности и черт личности психолог Занятия, тренинги, рекомендации Социометрия Изучение межличностных отношений, определение референтной группы психолог воспитатели Формирование плана работы, рекомендации Уровень воспитанности. Изучение коллектива и индивидуальных особенностей. Педагоги Формирование плана работы Адаптация . Карта Стотта. Выявление харак-тера адаптации/ дезадаптации ребенка Психолог, воспитатели Рекомендации, коррекционные занятия

Слайд 15

Диагностика профессиональной направленности воспитанников.. Выявление уровня возможностей и профессиональных предпочтений. психолог Индивидуальная работа с воспитанниками, рекомендации Диагностика личностных отклонений. Выявление агрессивных, подверженных суициду воспитанников. психолог Рекомендации, тренинги Сформированность житейских умений и навыков . Выявление уровня сформированности житейских умений и навыков. социальный педагог Рекомендации. Оценка жизненных целей. Подготовка к жизни Социальный педагог Рекомендации.

Слайд 16

Состояние здоровья воспитанников Мониторинг здоровья воспитанников Ст.медицинская сестра Подготовка карты Мониторинг успеваемости, посещаемости, занятости воспитанников Динамика успеваемости, посещаемости уроков , занятости, выявление детей группы риска Заместитель директора по УВР, соц.педагоги, психолог, воспитатели групп Работа с детьми Изучение социализированности детей. Выявление уровня социальной активности, соц.адаптированности Зам.директора по УВР, воспитатели групп Формирование плана работы Методика « Наши отношения» Выявление степени удовлетворенности детей различными сторонами жизни коллектива Воспитатели групп Формирование плана работы

Слайд 17

Раскрывая веер педагогических диагностик : Любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и , значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как нечто статичного и устойчивого. Но есть возможность с помощью последующих методик выявить и очертить тенденцию формирующегося отношения.

Слайд 18

Наблюдение Ситуация поведенческого выбора Опросник Игра Сочинение Методики

Слайд 19

Наблюдение это диагностика , осуществляемая педагогом в процессе реальной жизни, но не всегда объективная. в процессе наблюдения педагог слышит и видит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод.

Слайд 20

Наблюдение за поведением детей в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда можно фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдения для различных ситуаций позволяет оценить эффективность педагогических средств, используемых при проведении мероприятий, и в целом эффективность формы воспитательной работы.

Слайд 21

Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенного мероприятия. Если после завершения разговора по какой – либо теме дети продолжают обсуждать затронутую проблему , можно предположить, что проведенная беседа достигла в определенной мере своей цели.

Слайд 22

Ситуация поведенческого выбора Наблюдения за детьми в естественном взаимодействии с ними и с миром вместе с детьми дают богатейший материал для характеристик процесса становления и развития личности. Но не все видит глаз педагога и не все слышит ухо. Поэтому педагог может прибегнуть к крайне простому внешне, но достаточно сложному по его последствиям, методу создания ситуации поведенческого выбора.

Слайд 23

Как создаются такие ситуации? Отмечу методику « Кто хочет? » Методика « Акт добровольцев » « Альтернативный метод » Но неразумно использовать данную методику при низком уровне воспитанности детей или при отсутствии воспитанности как таковой.

Слайд 24

Опросник обнаружение направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений, личных проблем жизни. Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам.

Слайд 25

Например : « Что люблю – что ненавижу » « Мои социальные роли » « Знаю ли тех, кого знаю » « Кому хочу блага » « Как длится мой день »

Слайд 26

Анкета Анкетирование – тот же опросник, но составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой – либо жизненной ценности. Анкету проводят чаще всего в конце какого – то пройденного совместного периода активной деятельности.

Слайд 27

При составлении «срезовых анкет» особенно важно продумать возможность быстрой обработки. Цель анкет: определить, что и в какой мере является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.

Слайд 28

Игра Игровые методики имеют богатый материал. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий спектакль: он видит и слышит богатую палитру отношений, рождающихся, развивающихся, противоборствующих. - сюжетно-ролевые; - игры с правилами; - игры драматизации и др.

Слайд 29

Сочинение предоставляет материал для выводов о социально-психологическом развитии ребенка. - Человек создан для счастья; - Мир без людей; - Однажды мне стало радостным; - Зачем мне телевизор книга, песня, друзья, семья; Богата диагностическим материалом форма сочинения АВТОБИОГРАФИЯ

Слайд 30

Методика это когда ребенка ставят в ситуацию мысленного выбора, в ситуацию социально-психологической проблемы . Методика Ассоциативного теста ; Незавершенный рассказ; Прерванный диалог; Недописанный тезис; Ранжирование; Фантастический выбор;

Слайд 31

Диспут; Коллективный анализ не только интересны и полезны, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информацию о состоянии воспитательного процесса.

Слайд 32

Осталось добавить следующее. Педагог со временем научается избирать адекватную методику диагностирования детей и создавать простые и точные диагностики, если он научается точно осмысливать, что именно его интересует как профессионала, какие отношения и какие стороны ценностных отношений необходимо выяснить в настоящий период возрастного развития детей, и – очень важно! Способны ли воспитанники в этот период воспринимать и реагировать на ситуацию диагностирования.

Слайд 33

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспиты-вающий характер и способствовала решению педагогических задач .

Слайд 34

«Кто не может сам исправиться, тот не может исправлять других» Сенека


 

Комментарии

Вельмова Светлана Петровна

Педагогические диагностики необходимые в работе воспитателя интернатного учреждения

Гильманова Гульназ Талгатовна

Отличая информация!