Методическая разработка урока-игры

Кулагина Ольга Семеновна

Урок по теме "Электростатика" проводится в форме игры "Счастливый случай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СПО «СМГК»

Методическая разработка

Урока – игры  по дисциплине «Физика»

«Счастливый случай»

Выполнила

преподаватель ГБОУ СПО «СМГК»

Кулагина О.С.

Сызрань, 2012г.

ПЛАН УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Электростатика»

Тип урока: урок закрепления  материала.

Форма урока: игра «Счастливый случай».

Цели урока:

         дидактическая: повторить основные понятия электростатики, закрепить знание законов электростатики и законов постоянного тока;

развивающая: продолжить развитие теоретического мышления студентов: проговаривание анализа явления, обсуждение наблюдаемых явлений;

воспитательная: продолжить формирование общеинтеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей в речи.

Обеспечение урока:       1) плакаты с ребусами;

2) бочонки от лото;

3) демонстрационное оборудование;

4) расстановка столов.

Демонстрации: 1) расположения лепестков султанчиков при передаче им

                                     одноименных и разноименных зарядов;

  2) искровой электрический разряд (электрофорная  машина);

                                            Ход урока

I Организационный момент. (10 мин)

Дежурный сдает рапорт, называет отсутствующих и причины их отсутствия, преподаватель приветствует студентов, особое внимание, уделяя внешнему виду и готовности к уроку.

Преподаватель формулирует цели и задачи урока, представляет ребятам экспертную комиссию (это двое студентов, которые помогают вести подсчет очков),  знакомит студентов с правилами игры.

II  Проведение игры. (60 мин)

1 гейм. Разминка.

Каждая команда отвечает на 13 одинаковых вопросов. Сначала отвечает одна команда на все вопросы, потом заходит другая команда и отвечает на эти же вопросы.

  1. Процесс перераспределения электрического заряда при натирании одного тела о другое. Электризация.
  2. Частица атома, не входящая в состав ядра. Электрон.
  3. Физик, открывший закон взаимодействия двух точечных электрических зарядов. Кулон.
  4. Элементарная положительно заряженная частица. Протон.
  5. Единица измерения напряженности в системе СИ. 1 Н/Кл.
  6. Поверхность, все точки которой имеют одинаковый потенциал. Эквипотенциальная.
  7. Какое направление имеют силовые линии электростатического поля? Начинаются на положительном заряде и заканчиваются на отрицательном заряде.
  8. Единица измерения потенциала в системе СИ. 1В.
  9. Какая по знаку совершается работа по перемещению отрицательного точечного заряда по направлению силовой линии? Отрицательная.
  10. Как называется система из двух проводников, разделенных слоем диэлектриков? Конденсатор.
  11. Физическая величина, характеризующая способность проводника накапливать электрический заряд. Электроёмкость.
  12. Поле, в каждой точке которого электрическая напряженность имеет одинаковое значение. Однородное.
  13. Чему равен элементарный заряд? 1,6 10-19 Кл.

2 гейм. «Заморочки из бочки»

Представители команд по очереди вынимают бочонки из мешка, по которым определяется номер вопроса.

  1. Сопоставить величины и единицы измерения.
  2. Объяснить явление на рисунке.
  3. Решить расчетную задачу.
  4. Сопоставить условные обозначения электрических схем и названия приборов.
  5. Решить качественную задачу.
  6. Разгадать кроссворд.

3 гейм. «Ты – мне, я – тебе»

Каждая команда подготовила несколько вопросов по теме урока для команды соперников. Отвечающего соперника выбирают сами. Вопросы подготавливаются заранее самостоятельно, при этом могут использоваться сборники задач по физике, учебные пособия.

4 гейм. «Темная лошадка»

Одновременно обеим командам предлагается разгадать «Криптограмму».

 

5 гейм. «Гонка за лидером»

По предварительным подсчетам начинает гейм та команда у которой больше очков. Командам задаются аналогичные, но разные вопросы. Ребята должны ответить на большее количество вопросов за определенное время.

Вопросы для первой команды:

1.Единица измерения тока в системе СИ. Ампер.

2.Какая зависимость между током и напряжением в законе Ома для участка цепи? Обратная.

3.Как зависит сопротивление от длины проводника? Прямолинейно.

4.Прибор для измерения напряжения. Вольтметр.

5.Единица измерения энергии. Джоуль.

6.Как подключается амперметр? Последовательно.

7.Чему равен заряд электрона? –1,6 10 -19 Кл.

8.Как соединить три лампы накаливания, чтобы уменьшить их общее сопротивление? Параллельно.

9.Какая физическая величина остается неизменной при последовательном соединении? Сила тока.

10.Какое действие тока используется при работе микроволновой печи?

                                                                                                Тепловое.

Вопросы для второй команды:

1.Единица измерения напряжения. Вольт.

2.Какая зависимость между силой тока и напряжением? Прямая.

3.Как зависит сопротивление от площади поперечного сечения проводника? Обратная.

4.Прибор для измерения силы тока. Амперметр.

5.Единица измерения работы. Джоуль.

6.Как подключается вольтметр в электрическую цепь? Параллельно.

7.Чему равен заряд протона? + 1,6 10 -19 Кл.

8.Как соединить два резистора, чтобы увеличить их сопротивление?

                                                                                        Последовательно.

9.Какая физическая величина остается неизменной при параллельном соединение? Напряжение.

10.Какое действие тока используется при работе пылесоса? Магнитное.

III Экспертная комиссия подводит итоги игры.  (5 мин)

IV Заключительное слово преподавателя (10 мин)

Преподаватель анализирует и оценивает работу каждого студента на уроке.