Проект программы работы с одарёнными детьми МКОУ Докучаевской СОШ на 2010- 2015 г.

Дубровина Елена Алексеевна

Программа работы с одарёнными детьми МКОУ Докучаевской СОШ  Таловского района Воронежской области на 2010-2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programmmy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МКОУ    Докучаевская  СОШ

               ПРОГРАММА

  РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ

                  ДЕТЬМИ

             НА 2010-2015г.

                  (проект)

  1.  Обоснование   программы

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентностного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

  1. Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:

        способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

        одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

        одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

        в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;

        основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы);  обогащенная адаптивная образовательная среда,  предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;

        деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта.

        основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

  1.  Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  1. принцип максимального разнообразия предоставленных    возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип свободы выбора обучающимися дополнительных    образовательных услуг, помощи, наставничества.
  4. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  5. принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  6. принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
  7. принцип  научности и интегративности
  8. принцип гуманизма и демократизма

         4. Цели и задачи.

 

Цель: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

5. Содержание программы 

1.     Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»

1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»

1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров,  работающих с одаренными детьми.

1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.

1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми  учащимися,  принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов,  работающих с одаренными детьми.

1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

2.       Организационная деятельность школы

2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3.Организация методической работы с педколлективом,  обеспечение учебно-методической литературой.

2.4.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы,  спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования ( ЦДЮ, ДЮСШ и др.).

 

3.       Формы и виды организации работы с детьми,  склонными к творческому уровню освоения отдельных  образовательных областей или предметов.

3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов, спецкурсов,  кружков.

3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.

3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 

4.       Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1.Включение в план внутришкольного контроля  вопросов организации  и отслеживание результатов работы со способными учащимися.

4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов,  творческих отчетов.

 

6.       Нормативно-правовая база

        Закон РФ «Об образовании»

        Положение о работе с одаренными детьми.

        Положение о проведении школьных олимпиад.

        Положение о школьной конференции

        Положение о проведении предметной недели (декады)

        Устав НОУ

        Положение «Ученик года»

        Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми

        Приказ об утверждении тем исследовательских работ

 

 

7.       Этапы реализации

 

1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2010-2011годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

- банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными детьми

Организация:

- системы дополнительного образования;

- внеклассной работы по предмету;

- деятельности научного общества.

 

2 этап: деятельностный (2011-2013 годы)

- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

- Внедрение метода проектов.

- Учет индивидуальных достижений.

- Проведение выставок детского творчества.

- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

 

3 этап: констатирующий (2013-2015 года)

- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

 

8. Основные мероприятия программы

        Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

        Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе,  развивающих работы с одаренными детьми;

        Приобретение научной и учебно-методической литературы,  необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.

        Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.

        Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.

 

9. Основные направления работы.

         Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

         В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

 

Интеллектуальное:

Работа школьного НОУ:

- предметные секции;

- школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры;

- подготовка к олимпиадам.

 

Творческое:

Мастерская художественного слова

Творческая мастерская ИЗО и прикладного искусства

Мастер-классы по предметам.

Музыкальный класс

Спортивное:

- секции и спортивные кружки 

Социальное (коммуникативное)

- реализация соц. проектов

 

10. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

  1. Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.
  2. Наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов,  спецкурсов, кружков.
  3. Приобретение литературы для углубленного изучения предметов? методической литературы.
  1. Создание дидактических,  раздаточных материалов.
  2. Приобретение дополнительных наглядных пособий.
  3. Использование компакт-дисков по предметам.
  4. Компьютерные учебные программы.
  5. Он-лайн консультации.

 11. Формы проведения мониторинга реализации Положения о работы с одаренными детьми

        Наблюдение

        Общение с родителями

      Тестирование, анкетирование, беседа

        Предметные  олимпиады

    Дистанционные олимпиады и чемпионаты

        Общешкольная конференция достижений учащихся

        Предметные недели, декады

        Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми

        Внутришкольный контроль

        Творческие отчеты кружков и спортивных секций

        Тематические конкурсы, выставки

        Факультативы

        НОУ 

12. Модель одаренного ребенка:

        Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

        Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

        Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

        Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

        Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;

        Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

13. Участники реализации данной программы:

        Администрация школы (директор, заместители);

        Рабочая группа,  состоящая из учителей,  имеющих первую квалификационную категорию;

        Учителя – предметники;

        Классные руководители;

        Руководители кружков и секций.

14.  Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»

Мероприятие

Период  исполнения

Ответственные

1

Корректировка списка одаренных детей с указанием предмета.

Октябрь- ноябрь 2010г.

Классные руководители;

учителя-предметники

2

Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:

  1. Творческое мышление
  2. Предпочтительные виды деятельности
  3. Доминирование левого и правого полушария
  4. Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  5. Поведенческая характеристика одарённых детей
  6. Анкетирование «Палитра интересов»

(1-5 кл)

  1. Анкета интересов (6-11 кл.)

ежегодно

Классные руководители, психолог

3

  Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых   обучающихся.

 ежегодно

 

март 2011г.

администрация,

кл. руководители

4

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников  и психолога

ежегодно

Психолог, учителя- предметники

 

5

Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми

2010 год

Администрация

6

Утверждение индивидуальных  программ по работе с одарёнными детьми

2010 – 2015

Зам. директора по УВР

7

 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

2011 – 2015

Администрация

8

Составление графика регулярных занятий с одарёнными  обучающимися.

2010– 2015

Педагоги – предметники, зам по УВР

9

Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми

постоянно

Библиотекарь

учителя- предметники

10

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся

в течение года

Администрация, учителя - предметники

11

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

ежегодно

Учителя  - предметники

12

Привлечение  одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

2010 – 2015

Учителя  - предметники

13

Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, районных олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

ежегодно

Учителя  – предметники, администрация

14

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Сентябрь- октябрь 2010

Администрация, учителя – предметники

15

 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

2010– 2015

Учителя- предметники

16

Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей, консультаций  с психологом школы.

2010 – 2015

Учителя  – предметники, администрация

17

 Активизация  работы научного общества обучающихся и учителей «Магистрёнок» в учебном году

постоянно

Администрация, рук.НОУ

18

Проведение Дня одарённого ребёнка

еженедельно

Учителя- предметники

19

Участие в окружных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах и конференциях

В течение года

Учителя- предметники, администрация

20

Расширение системы дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей через дистанционное обучение

Сентябрь-октябрь 2010

учителя- предметники

21

 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

2010 – 2015

учителя – предметники,

22

 Подготовка и проведение предметных недель и декад

Ежемесячно

Учителя – предметники, заместитель по воспитательной  работе

23

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

 Март - апрель

Учителя- предметники, рук.НОУ

24

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

В течение года

Учителя- предметники

25

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

ежегодно

учителя - предметники

26

Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся (ВАПУ,ВГУ,ВПУ)

ежегодно

Администрация

27

Сотрудничество с Институтом Развития Школьного Образования  г. Калининграда, Центром развития одарённости г.Перми

2010- 2015г.

Администрация, учителя –предметники, руководитель НОУ

28

Выполнение исследовательских работ под руководством учёных НИИ им.В.В.Докучаева

        2013-2015г.

Администрация, учителя -предметники

29

Организация развивающих занятий с дошкольниками

Еженедельно

Администрация, учителя начальных классов

30

Участие в международной игре  по математике «Кенгуру» , участие в конкурсах «Эму-эрудит», «Английский  бульдог».

Февраль-март 2014г.

Учителя- предметники, администрация

31

Организация и проведение традиционного школьного конкурса «Ученик года»

Февраль- март

Учителя – предметники, классные руководители, администрация

32

Участие во всероссийских  конкурсах, предметных чемпионатах

В течение года

Учителя- предметники, руководители МО

33

Внедрение дистанционного обучения

2011-2012г.

Администрация, учителя-предметники

34

Организация экскурсий на кафедры научно-исследовательских учреждений

2010- 2015г.

Администрация

35

Участие обучающихся в районных творческих конкурсах и спортивных мероприятиях

постоянно

Учителя- предметники, классные руководители

36

Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований

В течение года

Классные руководители, учитель физкультуры

37

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов

В  течение года

Классные руководители

38

Ведение   элективных  и  факультативных курсов

2010 – 2015

Администрация

39

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

постоянно

Учителя- предметники

40

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

Учителя- предметники

41

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»

В конце года

Администрация

42

Проведение проблемных заседаний  методического совета по выявлению системы работы со способными детьми

В течение года

Администрация

43

Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускниками школы

июнь

Администрация

44

Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

В конце года

Учителя- предметники

45

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

В течение года

Учителя- предметники, администрация

46

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

постоянно

Учителя- предметники

47

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2010-2015

Учителя – предметники

48

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения

2010-2015

 

Учителя –предметники

49

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  1. на совещании при директоре
  2. методических объединениях
  3. на административном совещании
  4. педсовете

2010-2015

Администрация

 

 

 

 

15.  Контроль и учёт эффективности реализации данной  программы.

  1. Организация контроля за реализацией  программы «Одарённые дети» осуществляется в виде:
  1. предметного контроля;
  2. процессуального контроля;
  3. контроля по результатам реализации программы.
  1. Результативность работы в течение года анализируется на:
  1. совещании при директоре;
  2. методических объединениях;
  3. административном совещании;
  4. педсовете.
  5. научной конференции

16. Ожидаемые результаты реализации программы

- создание  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;    

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся;

- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

- расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого,  интеллектуального уровня.

- введение сквозных факультативных и специальных курсов;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  районных, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной    успеваемости.

          -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

- издание исследовательских работ  обучающихся;

- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;