"Концептуальные основы воспитательного процесса в теории и практике"

Анисимова Наталья Ивановна

В материале проведён анализ проблем воспитания детей и подростков и внедрение в воспитательный процесс технологий педагогического сопровождения детей, адекватных социально-педагогической ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Концептуальные основы воспитательного процесса в теории и практике»

Подготовили:

Анисимова Наталья Ивановна, учитель начальных классов;

Олифиренко Елена Александровна, учитель начальных классов;

                                     Денисенко Лидия Евгеньевна, учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы № 5

муниципального образования город Армавир

Краснодарского края ( Россия)

Электронная почта: anisimowa.n@yandex.ru

Тел.8-961-512-49-68;

7-21-32

Концептуальные вопросы воспитательного процесса в теории и практике.

         В современных условиях модернизации образования школа рассматривается как фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.  Акцент переносится на воспитание и  формирование у детей  таких качеств, как способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.  А самостоятельность, творчество формируется только в самостоятельной творческой деятельности. В этом случае главной целью воспитания представляется достаточно широкая программа «врастания» в жизнь, строящаяся на основе стимулирования максимально возможного проявления творческих потенций детей. Ведущим компонентом системы выступает свободный выбор и смена видов деятельности на основе индивидуализированной программы самостоятельной образовательной деятельности. Под  самостоятельностью понимается умение ребёнка строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.

      Как известно, еще в 1917 году И.П. Блонский писал: «Мы должны воспитать человека, способного создать свою собственную жизнь, способного к самоопределению».[1] Актуальность такого подхода сегодня трудно переоценить. И самое главное, что в школе и только в школе можно этому научить. Иначе – поздно. В школе и только в школе закладываются побудительные мотивы к непрерывному образованию, разрушается синдром страха перед любым изменением жизненной ситуации. «Решай и выбирай сам» - вот ключевые слова, определяющие стратегию современного образования. Образование не начинается и не заканчивается в школьном классе. Образование – это все, что составляет нашу жизнь. Эти слова являются принципиальным постулатом учебно-воспитательного процесса нашей школы. Важнейшими принципами организации воспитательной работы являются:

· Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.

Самостоятельность в  школьном возрасте необходима и в школе  и  в быту для того, чтобы  научиться дифференцировать информацию, выделять наиболее значимую. В дальнейшем это умение поможет не испытывать затруднений при общении,  систематизации  знаний  и  умений  и позволит  легко обращаться к собственному опыту (как к учебному, так и житейскому). Способность быть самостоятельным позволит менее болезненно относиться к эмоциональным, физическим и психическим перегрузкам, рационально организовывать свой труд. Самостоятельность человека, в зависимости от обстоятельств, принимает различный вид. Для школьника важна учебная самостоятельность, вне школы проявляется житейская самостоятельность. Эти две позиции тесно взаимосвязаны, но не идентичны. Самостоятельность в учении стимулирует самостоятельность в повседневной деятельности, но при этом в повседневной, бытовой ситуации решаются, в основном, практические задачи

· Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.

· Принцип «систематичности»  определяет такую организацию жизнедеятельности школьника, которая формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне школы.

· Принцип «проектности», который формирует способность к деятельности не только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту, организации деятельности других людей и т.д.

· Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает способность к выбору своего пути.

        Названные принципы определяют наш подход и к воспитательной деятельности.

      Во - первых, мы исходим из того, что школьное образование – это первый опыт осознания себя, поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и приобщение к человеческой культуре, познание  непреходящей  ценности любви и уважения к опыту и жизни других людей.  

      Во-вторых, мы разделяем точку зрения И.Я. Лернера, что воспитание и обучение представляют собой единый процесс. Как целостное явление они обладают общими закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из этого, в организации образовательного процесса школы реализуется принцип системности – непрерывности учебно - воспитательного процесса. Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс. Системообразующим компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать процессы самообразования и самовоспитания. Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть успешен в учебной и  внеучебной  деятельности, а школа создает ему условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует процесс его развития. Но ребенок не может научиться быть успешным, если, во-первых, ситуация успеха создается «извне», усилиями учителя, во-вторых, если для всех учеников создавать общую, единую ситуацию успеха. В то же время, конструировать условия успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в  нашей школе используется индивидуализированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для себя ситуацию успеха.

Основные возможности реализации индивидуализированного подхода мы  связываем со следующими направлениями деятельности школы:

·  Служба сопровождения, обеспечивающая своевременную и адекватную  помощь каждому ребенку в решении его учебных и социально-эмоциональных проблем. Деятельность службы не ограничивается только непосредственной работой с ребёнком, его родителями. Большое значение уделяется постоянному повышению квалификации учителей, поскольку именно они каждый день взаимодействуют с учащимися, помогая каждому в своём индивидуальном развитии.

 ·Система поощрения и коррекции, в соответствии с которой каждое достижение ребенка или его проступок обязательно влечет за собой какую-либо реакцию со стороны педагога и школьного сообщества. Поощрение выражается не только в отметке, но и в положительной оценке поступка взрослыми, поздравительными карточками, аплодисментами в классе, коммуникативным письмом родителям, благодарностью ребенку и его семье на торжественных церемониях «Ученик года» и т.д. Точно также и коррекция поведения возможна в разнообразной форме. Обязательное правило – нарушения поведения не караются отметкой. С системой поощрения и коррекции тесно сопряжены школьные праздники и традиции, основное назначение которых - закрепить достижения учеников и учителей, сделать их достоянием школьного сообщества в целом, научить радоваться успехам других людей, формирование чувства причастности к достижениям школы, класса.

· Проектная деятельность учителей и  учащихся, являющаяся не только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для достижения успеха каждым участником. Это достигается не только за счет возможности свободного выбора темы, формы и способа организации проекта, но и тем, что в рамках проектной деятельности все участники получают возможность попробовать себя  в различных социальных ролях, определить  область своей наибольшей успешности,  развить целый комплекс умений, без которых невозможна успешная жизнедеятельность  в условиях современной, стремительно изменяющейся жизни. Исследовательская и проектная деятельность позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения, воспитывает самостоятельность, уважение к правам и суверенитету других людей, развивает критическое мышление. Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности  школьника, акценты в целях деятельности смещаются на организацию образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, среди которых основными  являются:  личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации); социальные компетенции (умения взаимодействовать); предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную адаптацию).

Реализуя принцип «проектности»,  мы организуем  работу обучающихся  на занятиях по внеурочной деятельности в рамках программы «Юный исследователь».  Программа курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также на формирование креативных качеств личности (гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств).  Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации  учебно - исследовательской деятельности в будущем станут основой для реализации  учебно- исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Главная цель курса – выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Программа курса содержит два раздела: тренинг исследовательских способностей и самостоятельная исследовательская деятельность. На занятиях кружка « Юный исследователь», школьники знакомятся с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме. В коллективных проектах дети выступают как « специалисты» по выбранным ранее аспектам темы. Работа в малых группах, индивидуальная работа над проектом позволяет оптимально соотнести свободную деятельность обучающихся и коллективную деятельность. Дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне школы.  Таким образом, реализуется принцип « общих способов деятельности», который формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне школы. Принцип « само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность,  также реализуется в работе над проектами. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям  предоставляется  возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Работа над темой и проектная деятельность позволяет сочетать урочную и внеурочную деятельность детей в школе и реализует следующие принципы:

  1. Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  1. Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

  1. Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

  1. Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской              деятельности.

  1. Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  1. Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  1. Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Таким образом, организация  внеурочной  деятельности  в рамках работы кружка «Юный исследователь», способствует реализации школьниками своих способностей, формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Проектно- исследовательская деятельность перестаёт быть только формой работы с обучающимися в классе. Исследовательская деятельность ведётся на основе индивидуальных программ, дополняющих и углубляющих предмет специализации, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского  творчества учащихся с широким применением информационных технологий, включая Интернет-ресурсы.  Исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития, образования. Таким образом, в школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Используемая литература:

  1. Блонский И.П. «Реформа науки» ( с. 9-29)
  2. Маленкова Л.И. « Воспитание в современной школе». М., 1999
  3. Лернер И.Я.«Развивающее обучение с дидактических позиций»//Педагогика 1996г.