НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (на примере молодёжных проектов города Ульяновска)

Анастасия Преображенская

В статье рассмтаривается неформальное образование как один из механизмов формирования гражданской активности молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преображенская А.А.

Ульяновский Государственный Университет

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА

(на примере молодёжных проектов города Ульяновска)

        Формальная система образования существует в странах мира уже на протяжении многих веков. Однако, не смотря на все её преимущества, становится очевидно, что она не в состоянии отвечать на всё возрастающие потребности общества в образовании и обучении. Также постепенно приходит осознание того, что именно знания являются двигателем общественного прогресса. Главной проблемой формальной системы образования несомненно является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Образовательная система не успевает адаптироваться к быстрыми и существенными изменениям в общественной сфере. На первый план постепенно выходит неформальное образование. Стоит отметить, что неформальное образование не представляет оппозиции к образованию формальному. Неформальное образование можно охарактеризовать как образование общественное, свободное. В неформальном образовании также присутствуют и стандарты, и технологии, однако они не являются обязательными для всех институтов. В молодежной среде неформальное образование играет особую роль.

        Начиная с работ Липсета появляется идея о том, что образованию присущи внешние эффекты неэкономического характера. Образование не только даёт знания, определенные опыт и навыки, круг общения. В индивидуальном плане образование оказывает значительное влияние на человека. Во-первых, образование повышает способности к анализу и интерпретации разнородных данных, снижая, таким образом, информационные издержки. Образованному человеку легче даются сложные решения по более широкому кругу вопросов. Во-вторых, образование изменяет баланс выгод и издержек индивида от участия в коллективных действиях и соблюдения общественных норм [6].

        Таким образом, целью данного исследования является выявление основных положительных факторов неформального образования, выступающего в качестве инструмента повышения гражданской активности молодежи. Задачи исследования включают в себя описание неформального образования в контексте молодежных инициатив, рассмотрение неформального образования как инструмента для повышения гражданской активности молодежи, а также описание преимуществ неформального образования перед другими инструментами.  Объектом выступает неформальное образование, предметом - неформальное образование как инструмент повышения гражданской активности молодежи. В качестве материала для исследования были использованы проекты, созданные выпускниками Губернаторской Молодежной Политической Школы 2011 года в городе Ульяновске, и направленные на повышение уровня гражданской активности и политической культуры молодёжи региона.

        Неформальное образование является основным инструментом повышения гражданской активности молодежи в силу ряд преимуществ, которыми оно обладает. Оно не только рассказывает и показывает, но и предлагает технологии для применения на практике. С момента своего зарождения подобный тип образования стал неотъемлемым атрибутом многих общественных инициатив и программ. Особенно распространенным неформальное образование стало в контексте молодежных инициатив, программ типа «молодёжь для молодёжи». Молодежные проекты зачастую в своей основе опираются на какую-либо относительно кратковременную образовательную программу. Это могут быть тренинги, семинары, круглые столы, серии открытых лекций на определенные темы. Такими к примеру являются летние и зимние образовательные смены Молодежного Инициативного Центра (гор.Ульяновск), курсы по повышению финансовой грамотности от Молодёжного Правительства (гор.Ульяновск). Благодаря активной поддержке со стороны правительства региона неформальное образование активно развивается, становится всё более актуальным для молодёжи. Рассмотрим ряд особенностей неформального образования, позволяющих использовать данный вид образования в качестве инструмента повышения гражданской активности молодежи.

        Во-первых, НО позволяет охватить самую разнообразную аудиторию, удовлетворить потребности самой разной молодежи. Так, проекты "Пылающие сердца" и "Связь поколений" направлены как на молодых людей, так и на людей с ограниченными возможностями, ветеранов, людей старшего поколения. «Летний Университет Гражданской Активности» охватывает старшеклассников и студентов. Гибкость системы неформального образования помогает организовывать процесс обучения с учетом потребностей и интересов каждого, позволяет использовать новейшие методики и технологии, а также предлагать обучающимся  информацию избирательно, в соответствие с целями и задачи конкретной группы.

        Во-вторых, НО предлагает более сильную систему мотивации по сравнению с формальным образованием. Согласно Меморандуму непрерывного образования Европейского Союза [4] сейчас люди «живут в сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь успешно справиться с этой задачей». На смену императива, налагаемого системой формального образования, приходит добровольная и осознанная необходимость получить знания в той или иной сфере. Отсюда иногда возникает разочарование организаторов проектов в количестве людей, изъявивших желание участвовать. Однако, само разнообразие молодёжных инициатив в сфере неформального образования (см.выше) позволяет охватить довольно широкую аудиторию. Так, количество 10-20 человек для небольшого проекта в сфере неформального образования является нормой, и даже предпочтительней, так позволяет ближе работать с каждым участником. Так, Клуб английского языка при «Летнем Университете Гражданской Активности» объединяет 20 молодежных лидеров, волонтеров и активистов. Также один из факторов, влияющих на мотивацию в неформальном образовании, является непосредственная связь теории и практики, связь желаемого и приобретаемого.

        В-третьих, неформальное образование не только предлагает новую и полезную информацию, но и позволяет немедленно применить ее на практике, дает знания и возможности для самовыражения. Так, в проекте "Связь поколений" после прохождения обучения молодые люди сразу включаются в работу: общаются и помогают ветеранам. «Летний Университет» проводил ряд презентаций существующих молодежных организаций и встреч с их руководителями, после которых участников поощряли попробовать себя в разных сферах: работа с детьми, культурные или политические проекты, медиа сфера.

        Не смотря на все преимущества, в сфере неформального образования существует ряд проблем, которые требуют пристального внимания. Молодёжные инициативы в этой сфере имеют тенденцию превращать в своего рода «клубы по интересам», не дающие реальных знаний или технологий. На мотивацию посещения влияет и «некотируемость» курсов неформального образования, так как отсутствует документ официального образца.

        Тем не менее, неформальное образование остается основным инструментом повышения гражданкой активности молодежи, так как предлагает молодежи всестороннее развитие качеств личности и лидерских качеств, которые обеспечивают положительные предпосылки для успешного участия и лидерства в общественной жизни региона. Таким образом, НО даёт молодежи не только мотивацию к действиям, но и предоставляет сами возможности действовать: реализовывать и проявлять себя в качестве гражданина.

Источники.

  1. Проекты участников Губернаторской Молодежной Политической Школы 2011 года в городе Ульяновске, направленные на повышение гражданской активности и политической культуры молодёжи.
  2. Обратная связь, полученная от участников проектов, а также от их организаторов.

Литература.

  1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Информ-Пресс, 1995. - 225с
  2. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е.Н. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. — 2003. — № 4. — С. 37 - 46.
  3. Липсет Сеймур Мартин. Роль политической культуры. Русский журнал. http://old.russ.ru/ . Дата обращения: 26.01.2012
  4. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Общероссийская общественная организация
    Общество "Знание" России.
    http://www.znanie.org/docs/memorandum.html. Дата обращения: 26.01.2012г.
  5. Cross, J. (2007). Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways That Inspire Innovation and Performance. San Francisco: John Wiley & Sons, Inc.
  6. Glaeser, E., Laibson, D., Sacerdote, B., (2000) The Economic Approach to Social Capital, NBER Working Paper, 7728
  7. Reading V. Lifelong Learning in Europe // Adult Education and Development.
    — 2002. — № 58.