Ограничения использования статистических методов в педагогике

Сильченкова Светлана Владимировна

В статье рассматривается возможность и целесообразность использования статистических методов в зависимости от типа педагогического исследования, а также виды методов, применимые к гуманитарному и технологическому педагогическому исследованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ограничения использования статистических методов в педагогике

В статье рассматривается возможность и целесообразность использования статистических методов в зависимости от типа педагогического исследования, а также виды методов, применимые к гуманитарному и технологическому педагогическому исследованию.

Статистические методы, тип данных, технократические педагогические исследования, гуманитарные педагогические исследования, количественные методы исследования, качественные методы исследования.

В педагогических исследованиях ученые часто обращаются к статистическим методам для анализа массовых данных педагогических явлений. Рассмотрим, в каких типах педагогических исследований целесообразно использование статистических методов, а в каких от них стоит воздержаться.

Прежде всего, считаем, что эффективность использования статистических методов в педагогическом исследовании зависит, от типа данного исследования и от наличия в нем эксперимента. Для доказательства данного тезиса обратимся к работам И.А. Колесниковой [5; 6], в которых автор предлагает все педагогические исследования условно разделить на две группы: гуманитарные и технократические (технологические).

В гуманитарных исследованиях изучаются ценности педагогики, культурные феномены, связанные с образованием человека, обществом и социальными отношениями [2]. Использование статистических методов в таких исследованиях часто нецелесообразно (например, при исследовании эмоций, чувств ребенка, проявляющихся в учебно-воспитательном процессе; качеств, воспитываемых педагогом: доброты, отзывчивости, веры), либо должны использоваться совместно с другими методами педагогического исследования.

Технократические педагогические исследования предполагают в основном информационно-просветительскую, нормативно-образовательную, хронолого-количественную работу, то есть работу, построенную по принципу: что? где? когда? кем? (написано, изобретено, открыто,  построено, пережито). Технологичность — это способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение. В таких исследованиях на основе произведенных измерений педагогического явления можно с помощью статистических методов произвести более точный анализ исследуемого явления.

Статистические методы используются для педагогических явлений, которые можно выразить количественно или адекватно измерить их уровень (например, с помощью известных психологических тестов). В этом случае статистические методы могут использоваться на всех этапах педагогического эксперимента: при его планировании, непосредственном проведении и обработке результатов. Методы статистического планирования существенно отличаются от методов статистической обработки результатов наблюдений, где количественному анализу отводится пассивная роль.

Математический аппарат методов планирования педагогического эксперимента играет активную роль, определяя и даже диктуя исследователю определенную схему постановки эксперимента и последовательность анализа результатов. Основная задача методов планирования состоит в следующем: определении необходимого числа экспериментов, позволяющих получить достоверные результаты [1]; в  определении статистических методов, которые можно использовать для обработки результатов исследования.

В технологических педагогических исследованиях статистические методы дают возможность компактным образом представить результаты педагогического эксперимента, а также позволяют количественно оценить тот элемент сомнения, который сопутствует каждому эксперименту при небольшом числе опытов.

Таким образом, возможность использования статистических методов зависит прежде всего от типа педагогического исследования. Представим данную зависимость в виде таблицы (таблица 1). Попутно заметим, что табличный и графический методы представления данных позволяют не только наглядно представить информацию, но и выявить новые знания о предмете исследования [4].

Таблица 3

Использование статистических методов в зависимости от типа педагогического исследования

Тип педагогического исследования

Пример предмета исследования

Задачи педагогического исследования

Применяемые статистические методы

Технологическое (хронолого-количественное исследование)

Успеваемость, количество пропущенных занятий,

количество ошибок.

Исследование зависимостей одного явления от другого

Корреляционный анализ

Исследование сходства и различия в выборках по какому –либо признаку

Статистические критерии проверки гипотез о сходстве выборок

Исследование динамики (тенденции) явления

Относительные показатели динамики (темп роста)

Составление группировок и классификаций

Кластерный анализ, дискриминантный анализ

Гуманитарное (исследование ценностей и культурных феноменов педагогики)

Эмоции, чувства ребенка, творческие работы, черты характера ребенка, готовность к какому-либо виду деятельности.

Исследование зависимостей одного явления от другого

-

Исследование сходства и различия в выборках по какому –либо признаку

Статистические критерии проверки гипотез о сходстве выборок

Исследование динамики (тенденции) явления

-

Составление группировок и классификаций

Кластерный анализ (не всегда эффективен)

Как видно из таблицы 1, для гуманитарных педагогических исследований использование статистических методов довольно ограничено, это связано с невозможностью непосредственного измерения многих явлений в гуманитарных исследованиях.

С помощью статистических методов в гуманитарных исследованиях возможно проверить гипотезу о сходстве или различии данных в выборке по какому-либо признаку, нельзя исследовать зависимости и динамику педагогических явлений. При составлении группировок в гуманитарном педагогическом исследовании статистические методы могут не дать желаемого результата, например, по причине большого количества разнообразных признаков объекта исследования.

Так как мы выделяем 2 типа педагогических исследований: технологическое и гуманитарное, то будем придерживаться аналогичной классификации методов педагогических исследований, среди которых выделим количественные и качественные методы (таблица 2).

Таблица 2

Типы методов педагогического исследования

Тип метода исследования

Направления использования в педагогике

Тип педагогического исследования

Виды методов исследования

Количественный

провести массовый сбор информации, изучить общественное мнение, опросив необходимое количество респондентов. выявить нечто общее и осуществить макроанализ социальных явлений.

Технологическое

метод наблюдений, опрос, изучение работ учащихся, изучение педагогической документации, математические методы, эксперимент

Качественный

микроанализ на основе изучения субъективного мнения

углубляет наше знание о педагогическом явлении, иногда вскрывает достаточно неожиданные аспекты данного явления, т.е. показывает его качество. Качественную парадигму считают гуманистической или понимающей.

Гуманитарное

исторические, этнографические методы, методы групповой дискуссии, кейс-стади (изучение случая), герменевтические методы, некоторые статистические методы

Считаем, что в гуманитарных исследованиях нельзя применять только количественные методы, коими и являются статистические, следует использовать сочетание количественных и качественных методов исследования.

Специфика качественного подхода в педагогических исследованиях заключается в том, что педагог-исследователь сам выбирает наиболее подходящую стратегию научного поиска, в этом существенное отличие от стратегии количественного исследования. Связано это с тем, что качественное исследование отличается многообразием техник, которые как бы нанизываются на стержень исследования – субъективную информацию.

Педагогическое исследование не может пройти мимо диагностики и поиска способов развития таких качеств как становление личности ученика, педагогическая интуиция, способность к импровизации, педагогический артистизм.

Между тем многие, как традиционные, так и новые методы исследования, особенно связанные с формализацией педагогических явлений, оказываются для этого непригодными. Рациональных методов исследования оказывается недостаточно, они не схватывают сути указанных качеств и процессов. Возникает необходимость обратиться (точнее даже - вернуться) к герменевтическим средствам изучения (герменевтика - от греч. Hermenetikos - разъясняющий, истолковывающий), которые зародились еще в Древней Греции и развивались как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака, как учение о понимании [3; 7].

Герменевтические методы основаны на вчувствовании, вживании в исследуемый предмет, его образном представлении. Этот сугубо индивидуальный творческий процесс характеризуется невольным отходом от устоявшихся правил и предписаний, научно-категориальных схем и обращением к эмоционально-образным трактовкам предмета исследования, характерным для обыденных педагогических представлений, этнопедагогики, художественной литературы и поэзии.

Например, для диагностики педагогического артистизма педагоги-исследователи Тюменского университета (С.А. Гильманов, Ж.В. Ваганова, О.С. Булатова, М.В. Жабровец) использовали метод творческого моделирования. Данный метод заключается в том, что студенты или молодые учителя «рисуют» для себя образ «идеального» учителя современной школы. Кроме метода творческого моделирования к герменевтическим методам исследования можно отнести: актерский тренинг, решение проблемных театрально-педагогических ситуаций, проведение «защиты» артистических приемов в той или иной ситуации педагогического взаимодействия, сочинения с описанием своих переживаний в детстве, художественное описание, художественный образ-ситуацию [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что статистические методы рационально использовать в технократических педагогических исследованиях, в гуманитарных педагогических исследованиях они часто ведут по ложному следу, подталкивая педагогов к неверным выводам и вводя их в заблуждение. Кроме того, следует обладать знаниями в области использования статистических методов в гуманитарных исследованиях, правилах измерений педагогических явлений для того, чтобы интерпретация полученной с помощью данных методов информации была адекватной и логически обоснованной.

Литература

  1. Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование эксперимента [Текст]   Изд-во Ленинградского университета, 1971.
  2. Бережнова Е.В. Педагогическое исследование [Текст]: социально-гуманитарный аспект // Педагогика, 2005.  №6.  С. 23-30.
  3. Бласс Ф. Герменевтика и критика [Электронный ресурс]  Одесса, 1891. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/77417/ 
  4. Годин А.М. Статистика [Текст]: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.  492 с.
  5. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога [Текст]: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. – СПб.: «ДРОФА − САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», 2003.
  6. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. / И.А. Колесникова, Е.П. Титова. − М.: Издательский центр «Академия», 2005.  256 с.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы педагогической антропологии [Текст] Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.  384 с.