Анализ данных педагогического исследования с использованием информационных технологий
Занятие по курсу: «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»
Тип: занятие комплексного применения знаний.
Продолжительность: 90 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Курс: «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний.
Тема: Анализ данных педагогического исследования с использованием информационных технологий (ПК, программа Педагогическая статистика).
Продолжительность: 90 минут.
Группа: учителя школ, студенты педагогических специальностей (далее учащиеся).
Технологии: технология анализа данных педагогического исследования с использованием программы «Педагогическая статистика».
Вид занятия: лабораторная работа.
Цель занятия: сформировать у учащихся компетенцию проверки гипотез педагогического исследования с использованием программного обеспечения.
Задачи:
Образовательные: систематизировать теоретические знания по теме «Проверка гипотез педагогического исследования с применением информационных технологий», показать практическое освоение и применение изучаемого материала.
Развивающие: развить творческий потенциал учащихся, их умение нестандартно решать профессиональные задачи в условиях, максимально приближенным к реальным; развить умения логично и аргументировано излагать свои мысли в области измерения и анализа данных педагогического исследования; повысить познавательную деятельности слушателей; развить системность и критичность мышления; совершенствовать навыки работы с программным обеспечением ПК; формировать научное мировоззрение.
Воспитательные: поддержать интерес к избранной профессии, чувство ответственности за качество выполняемой работы, необходимость самостоятельного совершенствования знаний в области использования статистических методов.
План занятия
- Организационный момент (1 мин.)
- Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений (3 мин).
Используемый метод: проблемное изложение.
- Сообщение темы, постановка целей занятия (3 мин).
Используемый метод: проблемное изложение.
- Сообщение и разъяснение плана занятия, порядок выставления оценки. (5-7 мин.)
- Актуализация опорных знаний (7 мин).
Используемый метод: коммуникативно-диагностическая игра Логическая цепочка.
- Знакомство с интерфейсом программы «Педагогическая статистика» (7 мин).
Используемый метод: исследовательский.
- Осмысление содержания и последовательности применения возможностей программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования (7 мин).
Используемый метод: анализ конкретной ситуации.
- Самостоятельное выполнение слушателями заданий на ПК под контролем преподавателя (40 мин).
Используемый метод: имитационный тренинг.
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий (10 мин).
Используемый метод: анализ конкретной ситуации.
- Подведение итогов занятия (5 мин).
Используемый метод: рефлексия, анализ работы каждого слушателя преподавателем.
Ход занятия
- Организационный момент.
Деятельность преподавателя: проверяет готовность компьютерной аудитории к работе и присутствие слушателей.
Деятельность учащихся: концентрируют внимание, настраиваются на обучение.
- Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.
Деятельность преподавателя: проводит логическую взаимосвязь между изученным лекционным материалом и темой данного занятия, направляет учащихся к самостоятельной формулировке темы и целей занятия.
Деятельность учащихся: осмысление информации.
- Сообщение темы, постановка целей занятия.
Деятельность преподавателя: просит слушателей предложить варианты формулировки темы.
Деятельность учащихся: формулируют тему и цели занятия.
Деятельность преподавателя: обобщает сказанное слушателями (тему и цели занятия).
- Сообщение и разъяснение плана занятия, порядок выставления оценки.
Деятельность преподавателя: сообщает план занятия, разъясняет выбор программного обеспечения.
Учебно-методическое обоснование выбора программы «Педагогическая статистика»:
- свободный доступ;
- является единственной специализированной программой для педагогов-исследователей;
- дружественный интерфейс, наличие справки, простота в освоении;
- при проверке гипотез педагогического исследования выводит конкретный результат в виде сообщения на русском языке (не только значения критерия проверки гипотез).
Дидактические особенности программы «Педагогическая статистика»:
- доступность программы для малоквалифицированного в области информационных технологий пользователя;
- время использования программы на занятии составляет около 50 мин (55%), что не противоречит нормам работы на ПК без перерыва; на занятии происходит смена различных видов деятельности;
- программа позволит сэкономить время при обработке данных педагогического исследования по сравнению с другими программами (Statistica, SPSS), т.к. нет необходимости детального повторения аналогичной темы в курсе математики (математической статистики);
- программа предоставляет возможность анализировать данные педагогического исследования при написании дипломной работы, магистерской, кандидатской или докторской диссертации по педагогике или психологии, в дальнейшей профессиональной деятельности (например, при анализе успеваемости в портфолио педагога);
- на занятии реализуются межпредметные связи дисциплин: Математика и информатика, Общие основы педагогики, Введение в профессиональную деятельность, Психолого-педагогический практикум, Математическая статистика.
Деятельность учащихся: осмысление информации.
- Актуализация опорных знаний.
Деятельность преподавателя: предлагает поиграть в коммуникативно-диагностическую игру Логическая цепочка. Правила игры: преподаватель выбирает слушателя и задает ему вопрос на повторение материала лекции, затем этот человек выбирает другого слушателя и задает ему другой вопрос и т.д. Вопросы должны быть логически взаимосвязаны, они могут быть любых видов (открытые, закрытые, сложные, простые и т.д.). На данном занятии педагог может начать с вопроса: что такое гипотеза. После завершения игры проводит промежуточные итоги.
Деятельность учащихся: конструктивно-творческая. Продолжают Логическую цепочку.
- Знакомство с интерфейсом программы «Педагогическая статистика».
Деятельность преподавателя: разъясняет назначение пунктов меню программы, кнопок на панели инструментов, вкладок с режимами ввода данных.
Деятельность учащихся: аудиальное и визуальное восприятие; знакомятся со справкой программы, сопоставляют сведения из справки с режимами работы программы.
- Осмысление назначения, возможностей и последовательности применения программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования.
Деятельность преподавателя: раздает по 2 задания, в которых предлагается сравнить измеренные данные педагогических явлений в разных группах (контрольной, экспериментальной до и после эксперимента, либо проанализировать динамику педагогического явления в разных группах).
Деятельность учащихся: анализ практических заданий, формулирование педагогической и статистической гипотезы, определение путей решения (проверки гипотезы) с использованием информационных технологий (программы «Педагогическая статистика»).
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий на ПК под контролем преподавателя.
Деятельность преподавателя: консультационно-наблюдательная.
Деятельность учащихся: конструктивная (решают педагогическую ситуацию с использованием программного обеспечения).
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Деятельность преподавателя: просит учащихся озвучить решение педагогических ситуаций, оценить возможности и удобство использования программы «Педагогическая статистика».
Деятельность учащихся: делают вывод по педагогическим ситуациям, говорят об эффективности использования программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования.
- Подведение итогов занятия.
Деятельность преподавателя: обращается к целям занятия (их можно отобразить на интерактивной доске) и просит слушателей оценить достижение каждой из целей, рассказать, что вызвало трудности, наметить пути дальнейшего их устранения.
Деятельность учащихся: проводят самооценку достижения целей занятия, делятся впечатлениями о новом программном продукте.
Задания по анализу данных педагогических явлений с использованием программы «Педагогическая статистика»
Задание 1. Имеются данные портфолио учителя об успеваемости в классе по четвертям по предмету «Русский язык»:
Успеваемость, балл | I четверть, кол-во оценок | II четверть, кол-во оценок | III четверть, кол-во оценок | IV четверть, кол-во оценок |
5 | 6 | 7 | 5 | 6 |
4 | 12 | 9 | 10 | 10 |
3 | 8 | 9 | 11 | 11 |
2 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Всего учащихся: | 26 | 27 | 27 | 27 |
Используя программу «Педагогическая статистика» оценить значимость изменений успеваемости учеников по предмету в каждой паре четвертей. Сформулировать педагогическую и статистическую гипотезы. Сделать вывод.
Задание 2. Имеются данные педагогического исследования об уровне мотивации учеников к изучению истории до применения компьютерных презентаций для объяснения нового материала и после их применения на занятии:
Уровень мотивации | Количество учеников | |
до применения презентаций | после применений презентаций | |
высокий | 12 | 14 |
средний | 26 | 27 |
низкий | 18 | 15 |
Всего: | 56 | 56 |
Используя программу «Педагогическая статистика» оценить влияние презентаций на уровень мотивации учеников к изучению истории. Сформулировать педагогическую и статистическую гипотезы. Сделать вывод.