Анализ данных педагогического исследования с использованием информационных технологий

Сильченкова Светлана Владимировна

Занятие по курсу: «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»

Тип: занятие комплексного применения знаний.

Продолжительность: 90 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Курс: «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний.

Тема: Анализ данных педагогического исследования с использованием информационных технологий (ПК, программа Педагогическая статистика).

Продолжительность: 90 минут.

Группа: учителя школ, студенты педагогических специальностей (далее учащиеся).

Технологии: технология анализа данных педагогического исследования с использованием программы «Педагогическая статистика».

Вид занятия: лабораторная работа.

Цель занятия: сформировать у учащихся компетенцию проверки гипотез педагогического исследования с использованием программного обеспечения.

Задачи:

Образовательные: систематизировать теоретические  знания по теме «Проверка гипотез педагогического исследования с применением информационных технологий», показать практическое освоение и применение изучаемого материала.

Развивающие: развить творческий потенциал учащихся, их умение нестандартно решать профессиональные задачи в условиях, максимально приближенным к  реальным; развить умения логично и аргументировано излагать свои мысли в области измерения и анализа данных педагогического исследования;  повысить познавательную деятельности слушателей; развить системность и критичность мышления; совершенствовать навыки работы с программным обеспечением ПК; формировать научное мировоззрение.

Воспитательные: поддержать интерес к избранной профессии, чувство ответственности за качество выполняемой работы, необходимость самостоятельного совершенствования знаний в области использования статистических методов.

План занятия

  1. Организационный момент  (1 мин.)
  2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений (3 мин).

Используемый метод: проблемное изложение.

  1. Сообщение темы, постановка целей занятия (3 мин).

Используемый метод: проблемное изложение.

  1. Сообщение и разъяснение плана занятия, порядок выставления оценки. (5-7 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (7 мин).

Используемый метод: коммуникативно-диагностическая игра Логическая цепочка.

  1. Знакомство с интерфейсом программы «Педагогическая статистика» (7 мин).

Используемый метод: исследовательский.

  1. Осмысление содержания и последовательности применения возможностей программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования (7 мин). 

Используемый метод: анализ конкретной ситуации.

  1. Самостоятельное выполнение слушателями заданий на ПК под контролем преподавателя (40 мин).

Используемый метод: имитационный тренинг.

  1. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий (10 мин).

Используемый метод: анализ конкретной ситуации.

  1. Подведение итогов занятия (5 мин).

Используемый метод: рефлексия, анализ работы каждого слушателя преподавателем.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Деятельность преподавателя: проверяет готовность компьютерной аудитории к работе и присутствие слушателей.

Деятельность учащихся: концентрируют внимание, настраиваются на обучение.

  1. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.

Деятельность преподавателя: проводит логическую взаимосвязь между изученным лекционным материалом и темой данного занятия, направляет учащихся к самостоятельной формулировке темы и целей занятия.

Деятельность учащихся: осмысление информации.

  1. Сообщение темы, постановка целей занятия.

Деятельность преподавателя: просит слушателей предложить варианты формулировки темы.

Деятельность учащихся: формулируют тему и цели занятия.

Деятельность преподавателя: обобщает сказанное слушателями (тему и цели занятия).

  1. Сообщение и разъяснение плана занятия, порядок выставления оценки.

Деятельность преподавателя: сообщает план занятия, разъясняет выбор программного обеспечения.

Учебно-методическое обоснование выбора программы «Педагогическая статистика»:

- свободный доступ;

- является единственной специализированной программой для педагогов-исследователей;

- дружественный интерфейс, наличие справки, простота в освоении;

- при проверке гипотез педагогического исследования выводит конкретный результат в виде сообщения на русском языке  (не только значения критерия проверки гипотез).

Дидактические особенности программы «Педагогическая статистика»:

- доступность программы для малоквалифицированного в области информационных технологий пользователя;

- время использования программы на занятии составляет около 50 мин (55%), что не противоречит нормам работы на ПК без перерыва; на занятии происходит смена различных видов деятельности;

- программа позволит сэкономить время при обработке данных педагогического исследования по сравнению с другими программами (Statistica, SPSS), т.к. нет необходимости детального повторения аналогичной темы  в курсе математики (математической статистики);

- программа предоставляет возможность анализировать данные педагогического исследования при написании дипломной работы, магистерской, кандидатской или докторской диссертации по педагогике или психологии, в дальнейшей профессиональной деятельности (например, при анализе успеваемости в портфолио педагога);

- на занятии реализуются межпредметные связи дисциплин: Математика и информатика, Общие основы педагогики, Введение в профессиональную деятельность, Психолого-педагогический практикум, Математическая статистика.

Деятельность учащихся: осмысление информации.

  1. Актуализация опорных знаний.

Деятельность преподавателя: предлагает поиграть в коммуникативно-диагностическую игру Логическая цепочка. Правила игры: преподаватель выбирает слушателя и задает ему вопрос на повторение материала лекции, затем этот человек выбирает другого слушателя и задает ему другой вопрос и т.д. Вопросы должны быть логически взаимосвязаны, они могут быть любых видов (открытые, закрытые, сложные, простые и т.д.). На данном занятии педагог может начать с вопроса: что такое гипотеза. После завершения игры проводит промежуточные итоги.

Деятельность учащихся: конструктивно-творческая. Продолжают Логическую цепочку.

  1. Знакомство с интерфейсом программы «Педагогическая статистика».

Деятельность преподавателя: разъясняет назначение пунктов меню программы, кнопок на панели инструментов, вкладок с режимами ввода данных.

Деятельность учащихся: аудиальное и визуальное восприятие; знакомятся со справкой программы, сопоставляют сведения из справки с режимами работы программы.

  1. Осмысление назначения, возможностей и последовательности применения программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования. 

Деятельность преподавателя: раздает по 2 задания, в которых предлагается сравнить измеренные данные педагогических явлений в разных группах (контрольной, экспериментальной до и после эксперимента, либо проанализировать динамику педагогического явления в разных группах).

Деятельность учащихся: анализ практических заданий, формулирование педагогической и статистической гипотезы, определение путей решения (проверки гипотезы) с использованием информационных технологий (программы «Педагогическая статистика»).

  1. Самостоятельное выполнение учащимися заданий на ПК под контролем преподавателя.

Деятельность преподавателя: консультационно-наблюдательная.

Деятельность учащихся: конструктивная (решают педагогическую ситуацию с использованием программного обеспечения).

  1. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

Деятельность преподавателя: просит учащихся озвучить решение педагогических ситуаций, оценить возможности и удобство использования программы «Педагогическая статистика».

Деятельность учащихся: делают вывод по педагогическим ситуациям, говорят об эффективности использования программы «Педагогическая статистика» при анализе данных педагогического исследования.

  1. Подведение итогов занятия.

Деятельность преподавателя: обращается к целям занятия (их можно отобразить на интерактивной доске) и просит слушателей оценить достижение каждой из целей, рассказать, что вызвало трудности, наметить пути дальнейшего их устранения.

Деятельность учащихся: проводят самооценку достижения целей занятия, делятся впечатлениями о новом программном продукте.

Задания по анализу данных педагогических явлений с использованием программы «Педагогическая статистика»

Задание 1. Имеются данные портфолио учителя об успеваемости в классе по четвертям по предмету «Русский язык»:

Успеваемость, балл

I четверть, кол-во  оценок

II четверть, кол-во оценок

III четверть, кол-во оценок

IV четверть, кол-во оценок

5

6

7

5

6

4

12

9

10

10

3

8

9

11

11

2

0

2

1

0

Всего учащихся:

26

27

27

27

Используя программу «Педагогическая статистика» оценить значимость изменений успеваемости учеников по предмету в каждой паре четвертей.  Сформулировать педагогическую и статистическую гипотезы. Сделать вывод.

Задание 2. Имеются данные педагогического исследования об уровне мотивации учеников к изучению истории до применения компьютерных презентаций для объяснения нового материала и после их применения на занятии:

Уровень мотивации

Количество учеников

до применения презентаций

после применений презентаций

высокий

12

14

средний

26

27

низкий

18

15

Всего:

56

56

Используя программу «Педагогическая статистика» оценить влияние презентаций на уровень мотивации учеников к изучению истории.  Сформулировать педагогическую и статистическую гипотезы. Сделать вывод.