Тезаурус "Статистические методы в педагогических исследованиях"

Сильченкова Светлана Владимировна

Представлены понятия, их определения, примеры по вопросам применения статистических методов в педагогиеческих исследованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezaurus.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕЗАУРУС

Статистические методы в педагогическом исследовании

А

Альтернативная гипотеза − гипотеза относительно интересующего нас эффекта, которая противоречит нулевой гипотезе и верна, если нулевая гипотеза ложная.

Асимметричность (коэффициент асимметрии или скоса (s) характеризует смещение распределения относительно среднего значения. При положительном значении коэффициента распределение скошено вправо, т.е. его более длинная часть лежит правее центра и обратно. Для нормального распределения коэффициент асимметрии равен 0. В педагогических исследованиях определяется для данных, измеренных в шкале отношений.

Б

Блок, группа  единиц исследования − некоторое число однородных экспериментальных единиц с подобными характеристиками, называется также "стратой".

В

Валидность – обоснованность и значимость эксперимента.

Вероятность − измеряет шанс появления события и лежит между нулем и единицей.

Выборочная совокупность или выборка − часть генеральной совокупности, отобранная для изучения свойств явления, обеспечивающая репрезентативность.

Выборочное среднее характеризует среднее значение экспериментального показателя в выборке наблюдений.

Г

Генеральная совокупность − вся подлежащая изучению совокупность объектов или наблюдений (например, совокупность учеников, работ студентов, оценок и др.).

Гипотетическая генеральная совокупность − совокупность принадлежность к которой можно установить только в результате целенаправленных процедур или специальных исследований (например, совокупность курящих студентов).

Гипотеза в педагогическом исследовании – это научно обоснованное допущение, предположение исследователя о сущности педагогического явления, процесса или педагогической системы, о путях и способах получения нового педагогического знания, требующее экспериментальной проверки и научного доказательства.

Гистограмма  – столбчатая диаграмма, которая показывает (относительное) распределение частоты переменной

График нормального распределения – диаграмма, предназначенная для визуальной оценки нормальности распределения данных: когда среднее значение  является типичным для изучаемой совокупности.

Группировка  – это метод исследования сущности явлений, путем разбиения совокупности исследуемых объектов на группы по определенным признакам.

Д

Данные наблюдений − наблюдения над одной переменной или более.

Дисперсия (s2) характеризует меру рассеяния случайной величины относительно математического ожидания (выборочного среднего значения). В педагогических исследованиях используется только с данными, измеренными в шкале отношений (см. «тип данных педагогического исследования»).

Дисперсионный анализ (ANOVA) − общий термин для методов, которые сравнивают средние значения групп наблюдений путем расщепления общей дисперсии переменной на ее компоненты, причем каждая относится к отдельному фактору. В педагогических исследованиях используется только с данными, измеренными в шкале отношений (см. «тип данных педагогического исследования»).

Дихотомическая переменная − качественная переменная с двумя категориями, называется также "бинарной переменной".

Доверительные границы − верхняя и нижняя величины доверительного интервала (см. «доверительный интервал»).

Доверительный интервал − диапазон значений, внутри которого обычно с 95% доверием (для педагогических исследований) лежит истинный параметр популяции. Строго говоря, после повторного отбора в этом интервале лежат 95% оценок этого параметра.

И

Исследование научно-педагогическое – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения воспитания и развития.

З

Зависимая переменная − переменная (обычно обозначаемая У), которая предсказана независимой переменной в регрессионном анализе.

К

Квантиль − это значение вариационного ряда, которое соответствует заданному значению вероятности появления признака.

Квартили − значения, которые делят упорядоченные наблюдения на 4 равные части.

Кластерный анализ осуществляет разбиение объектов на заданное число удаленных друг от друга классов, а также строит дерево классификаций объектов посредством иерархического объединения их в группы (кластеры).

Контент-анализ – метод анализа и оценки информации (например, в документах) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации в выборочной совокупности и замера частоты упоминания этих единиц.

Коэффициент вариации − стандартное отклонение, деленное на среднее значение (часто выражено в процентах). Показывает однородность совокупности и типичность среднего значения (если коэффициент вариации менее 33%).

Коэффициенты регрессии − параметры, которые описывают уравнение регрессии.

Критерий проверки гипотез − процесс использования выборки с целью оценки, сколько аргументов имеется против нулевой гипотезы, также называется "критерием значимости".

М

Математическая статистика – раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом статистическим данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками.

Математическая статистика — раздел математики, разрабатывающий методы регистрации, описания и анализа данных наблюдений и экспериментов с целью построения вероятностных моделей массовых случайных явлений.

Математические методы в педагогическом исследовании  − совокупность математических способов, подходов, алгоритмов, методик, которые предназначены для решения проблемной педагогической ситуации (задачи),  используя аппарат и методологию математической науки и получения практически значимого результата, а также для обработки результатов педагогических исследований.

Медиана (Me)  − то  значение в упорядоченном ряду, которое делит его пополам. Если в ряду четное количество измерений, то медиана будет рассчитываться как среднее арифметическое из двух серединных значений.

Методы прикладной статистики в широком смысле – это методы анализа данных, причем, обычно достаточно большого количества данных.

Метод экспериментально-общенаучный – в психолого-педагогических исследованиях заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта.

Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции экспериментального и теоретического познания и изучения явлений действительности.

Множественный регрессионный анализ является развитием парного регрессионного анализа применительно к случаям, когда зависимая переменная гипотетически связана с более чем одной независимой переменной. Одним из условий построения множественной регрессионной модели является независимость факторов.

Мода (Mo) – значение в ряду измерений, которое встречается чаще других. Если таких значений несколько, используют первое из них.

Моделирование − это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления.

Модель − копия интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте.  

Н

Независимая выборка –выборка, в которой каждое наблюдение представлено только однажды и не соотносится с наблюдениями в других выборках.

Независимая (объясняющая) переменная − переменная (обычно обозначаемая как Х), которая применяется для прогноза зависимой переменной в регрессионном анализе, также называется факторной переменной или ковариатой.

Непараметрический критерий − критерий проверки гипотез, который не делает предположений о распределении анализируемых данных. Иногда называется критерием, свободным от распределения, или ранговым методом.

 Нормальное (гауссово) распределение − непрерывное распределение вероятности, имеющее форму колокола и симметричное; его параметры − средняя и дисперсия.

Нулевая гипотеза (Ho) − утверждение, которое обычно не предполагает обнаружения влияния вмешательства (например, педагога, метода обучения) в исследуемой совокупности.

О

Описательная статистика − совокупность эмпирических методов, используемых для визуализации и интерпретации данных, как правило, не требующих предположений о вероятностной природе данных.

П

Параметрический критерий − критерий проверки гипотез, который делает определенные вероятностные предположения о данных.

Переменная − любая величина, которая изменяется (например, оценка, уровень мотивации, уровень готовности к какой-либо деятельности).

Р

Размах − разность между наибольшими и наименьшими значениями в исследуемой совокупности.

С

Сводка представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных данных, образующих совокупность, с целью обнаружения типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

Случайная (собственно-случайная, простая случайная) выборка −  наиболее простой способ формирования выборочной совокупности.

Случайный выбор – это процесс отбора наблюдений из генеральной совокупности таким образом, чтобы каждое наблюдение имело равную и независимую вероятность быть выбранным. Кроме того результат одного выбора не зависит от результата другого выбора.

Среднее арифметическое − мера положения, полученная путем деления суммы значений переменной на число наблюдений, также часто называется средним. Используется только с данными, измеренными в шкале отношений.

Статистически значимый результат − результат проверки гипотезы статистическим критерием при определенном уровне (в педагогике 5%), если есть существенные аргументы, чтобы отбросить нулевую гипотезу при этом уровне (т. е. когда р < 0,05).

Статистическая гипотеза – предположение на определенном уровне статистической значимости о свойствах генеральной совокупности по оценкам выборки.

Статистическая гипотеза в педагогическом исследовании  −  предположение о наличии педагогического явления, определяемого или измеряемого количественно (например, успеваемости, посещаемости, мотивации к обучению) в группе испытуемых (воспитанников, педагогов).

Статистический метод в широком смысле − это метод, опирающийся на рассмотрение массовых данных о тех или иных совокупностях объектов

Статистический метод в педагогическом исследовании  − совокупность способов, подходов, алгоритмов, методик математической и прикладной статистики, которые предназначены для решения педагогической задачи, учитывающие вид данных педагогического исследования, и для получения новых знаний об объекте исследования.

Т

Точечный график − диаграмма, в которой каждое наблюдение за переменной представлено одной точкой на горизонтальной (или вертикальной) линии.

Техника исследования – совокупность преимущественно организационных и методических приёмов и способов сбора, обработки и анализа данных.

Тип данных педагогического исследования – вид, в котором исследователь представил измеряемые им педагогические явления. Используются 4 типа данных: количественные, порядковые (ранжированные), дихотомические, качественные.

У

Уровень значимости − вероятность, выбранная в начале исследования, которая приведет к отбрасыванию нулевой гипотезы, если значение р лежит ниже ее. В педагогических исследованиях уровень значимости принимают равным 0,05.

Ф

Факторный анализ  — это статистический метод проверки гипотез о влиянии различных факторов на изучаемую случайную величину. Разработана и общепринята модель, при которой влияние фактора представлено в линейном виде. Существует несколько видов факторного анализа. В зависимости от характера исследуемых факторов выделяется 3 типа факторного анализа: дисперсионный, регрессионный и ковариационный, или корреляционный. Последний часто используется в педагогических исследованиях.

Ш

Шкала – инструмент для измерения непрерывных свойств объекта, представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.

Шкалирование – это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Шкала дает возможность упорядочить наблюдаемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку.

Э

Эксцесс характеризует остроконечность (положительное значение) или пологость (отрицательное значение) распределения по сравнению с нормальной кривой. Теоретически, эксцесс нормального распределения должен быть равен 0. Однако на практике для генеральных совокупностей больших объемов его малыми значениями можно пренебречь.

Экспериментальное исследование – исследование, при котором исследователь вмешивается в течение событий, чтобы влиять на исход.

Эмпирическое распределение − наблюдаемое (фактическое) распределение переменной.