Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Зубова Оксана Валерьевна

Под Новый год ребята получают письмо с заданиями от Деда Мороза. В ходе выполнения заданий дети закрепляют пройденный материал по грамматике и развивают речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 комбинированного вида

Фрунзенского  района Санкт-Петербурга

Конспект совместно - образовательной деятельности по ФЭМП в  старшей группе «Радуга»

2012-2013 учебный год

Воспитатель: Зубова Оксана Валерьевна

Тема: Зима. Зимние забавы.

Цель:   Обобщить знание детей о пройденных звуках и буквах.

Задачи:

Обучающие:

-Совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделении звуков в словах;

-Упражнять детей в узнавании букв по их неполному очертанию;

-Совершенствовать в умении читать слоги, слова с изученными буквами;

-Совершенствовать грамматический строй речи;

-Закреплять признаки зимы;

Развивающие:

-Развивать мышление, внимание, фонематический слух, словесно-логическое мышление;

-Воспитывать настойчивость в решении поставленных задач;

Воспитывающие:

-Воспитывать настойчивость в решении поставленных задач;

-Воспитывать у детей работать в коллективе, паре.

Оборудование: конверт с картой группы и письмом от Деда Мороза; демонстрационный материал: снеговик с картинками, домик с буквами, иллюстрация  зимы; куклы-близнецы Том и Тим, магнитофон;   снежинки-слоги.

Образовательные области:  познание, социализация, коммуникация.

Организационный момент

-Сегодня к нам  пришли  гости,  поздоровайтесь. Проходите  на свои места.

 

Вводная часть

- Я вчера ходила на почту и получила срочное сообщение для вас. Давайте посмотрим : адрес Бухарестская д.41 к. 1.  Для детей группы «Радуга». Это вам. А кто прислал?

 Кто ребят под Новый Год

Веселить ребят не устает?

Кто подарки дарит детям?

Кто ребятам всем на свете

Елку из лесу привез?

Это -…..  (Дед Мороз)

-Давайте откроем? (Достаю конверт с картой и письмом). Посмотрите, здесь какая-то карта. Как вы думаете, что эта карта? (нашей группы).  А к ней еще письмо прилагается. Читаю… «Здравствуйте, дорогие ребята! Приближается самый волшебный, сказочный праздник в году. Какой? (праздник Нового года).  Я с нетерпением жду встречи с вами. За этот год, что мы  не виделись, вы подросли, много узнали. Мне очень интересно, чему вы научились. И вот пока я собираюсь в путь, я приготовил для вас задания. Их я спрятал на карте. А наградой за правильное выполнение будут служить вам   волшебницы- снежинки»

Итак, смотрите повнимательнее, ищите  первое задание.

II Основная часть

…  Первое задание находится у нас в уголке природы. Как вы думаете, почему у магнитофона картинка с изображением уха? (нужно послушать запись). Давайте закроем глазки и послушаем. (включаю запись)

-Давайте прочитаем, какой вопрос задает  Д. М : «Что вы сейчас услышали? (звуки животных).  Кто их издает? Из них можно составить слова? А человек издает звуки? Как они называются? ( звуки речи)Какие звуки вы знаете? (гл. и согл.). Назовите гласные звуки ( а, о, ы, и, у, э).  Каким цветом мы их обозначаем (красным). А согласные звуки какие бывают? (тв. и мягк.). Каким цветом мы обозначаем? (тв.-синим, мяг.-зеленым)». Молодцы, за выполнение этого задания вы получаете первую снежинку. ( «бел»)

2. Ребята, а где спряталось следующее задание?  

- Посмотрим, где расположено след. задание ( в уголке творчества). Дети находят кукол-близнецов с конвертом.

Игра  «Том и Тим».

-Это же  наши друзья Тома и Тима! С какими звуками они дружат? (Том с тверд, Тим- с мягк.) .  Посмотрите, у них конверт от Дедушки Мороза. Он просит  помочь разобрать картинки для Тома и Тима.

Молодцы, справились с заданием. Получайте еще одну снежинку («ка»)

3. «Снеговичок»  ( на доске).

-Давайте посмотрим, какое следующее  задание приготовил нам Д. М. (читаю в письме загадку): «Ребята, отгадайте мою загадку

Он пушистый, серебристый

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)»

-А знаете ли вы что из слова «снег» может вырасти целая семейка слов? (нет).  А помогут вам подсказки Д.М. (читаю письмо):

-Гора из снега или какая гора (снежная)

-Внучка Д.М.

-Их много в сугробе? (снежинок)

-Повторите слова, которые получились (снежинка, Снегурочка, снежинки). Помните, я вам говорила, что в одной семье все чем-то похожи, у них есть что-то общее, например цвет глаз, волос, черты характера. Давайте послушаем эти слова и подумаем что у них общее. ( общая часть «снег»)

Есть еще одно слово из этой семьи. Послушайте загадку.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой

К ветру зимнему привык

Наш приятель …. (снеговик)

- Давайте посмотрим карту, чтобы найти снеговика в нашей группе.  (№ 3 на карте). Разворачиваю доску и вместе рассматриваем снеговика.

-А снеговик-то с секретом! На самом большом коме нарисованы картинки. Назовите предметы, которые нарисованы на снеговике ( снегурочка, вишенки, сани, снежинка, шапка, сугроб, елочка, варежки). Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? (вишенки)  Почему? (все остальные картинки связаны с зимой)  Назовите предметы, которые начинаются на звук [c].  И в рукавичке у снеговика спрятана загадка. (снимаем рукавичку со слоговой схемой).Ребята, как вы думаете, эта схема подходит к какому слову? (схема на два слога  а и   ). Работа со схемой-сколько слогов: какие гласные там? Какое слово подходит ? (сани) . Молодцы, справились и этим заданием. Получайте снежинку («Мед») .

-Ребята, а мы знаем стихотворение про снеговика. Давайте мы его расскажем?

Физкультминутка «Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий-это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос-морковка,

А глаза-два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,-

Веселит он малышей.

Молодцы, получайте снежинку («ведь»)

4. «Буква спряталась».

(домик на фланелеграфе)

-Давайте посмотрим, какое след. задание,  нам предлагает Дед Мороз. (обозначено на карте  №4 ). Находим домик и вывешиваем на фланелеграф.

Мы сказали, что мы слышим и произносим звуки, а читаем и пишем …

Что приготовил нам Дедушка Мороз. Читаю….

«В этом сказочном домике буковки стесняются и выглядывают на половинку. Давайте отгадаем. Что за буквы спрятались и попробуем составить слово. (декабрь).  А что это слово обозначает? (первый зимний месяц). Расскажите  стихотворение   об этом месяце.

Круглый год. Декабрь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре. ( показываем вокруг руками )

Нашу речку, словно в сказке, (разводим в сторону правой рукой)

За ночь вымостил мороз, (руки в замок)

Обновил коньки, салазки, (загибаем пальцы)

Елку из лесу привез. (руки вниз, имитируем ветви ели)

Елка плакала сначала (кулачками «трем» глаза)

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала , (махаем рукой)

Задышала, ожила. (поднимаем плечи)

Чуть дрожат ее иголки, (встряхиваем пальцами)

На ветвях огни зажглись, (открываем ладошки)

Как по лесенке, по елке («шагаем» пальчиками)

 Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки, (на вытянутых руках  хлопаем в ладоши)

Серебром звезду зажег (раскрываем ладонь у затылка)

Добежавший до верхушки («шагаем» пальчиками)

Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний. (махаем рукой)

Над Москвой в этот час (хлопаем в ладоши, 12 раз)

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют двенадцать  раз.

За рассказанное стихотворение получайте еще снежинку («са»)

5. Игра «Горка»

- А где спряталось след. задание? (на карте обозначено   №5). Прочитаем, что нам написал Дед Мороз:

«П катается на санках. Выбрала она горку,  взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, тут уж не задержишься - санки летят. Не успевает буква П прочитать, что за новое слово вышло.

Молодцы, и с этим задание справились, получайте снежинку. В конверте их больше нет.

6. «Снежинки»

(следующее задание-собираем снежинки)

- Посмотрите, снежинки не простые, они со слогами. Их нужно соединить так, что бы получилось слово.

III Заключение

Вот и подошло к концу наше занятие . Снежинки мы все собрали, в конверт положили. Я схожу на почту и отправлю обратно Дедушке Морозу письмо. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?