Использование мультимедийных средств в обучении страноведению

Шуйская Ирина Вячеславовна

 Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашем лицее. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются  в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и  лучшему усвоению изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_schitayu.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на районном семинаре:

Использование мультимедийных средств в обучении страноведению

Шуйская И.В.

учитель английского языка

МБОУ Видновский художественно-

технический лицей

Ленинского района

Московской области

Звук, цвет, изображение.

Перед тобой дисплей и мышь.

Какое это наслаждение,

Ты по-английски говоришь!

Учитель электронный светит,

С него не сводишь глаз.

Задай вопрос, и он ответит,

И будет повторять хоть сотню раз.

На экране - мир волшебный,

Управляемый тобой.

Ты не просто наблюдатель,

А участник и герой!

Сегодня все чаще поднимается вопрос о применении новых обучающих технологий в   школе. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызвало огромный интерес у учащихся.

     Существующие сегодня CD диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе.

 Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы при выполнении домашних заданий, при обучении в группе, а также при работе над совместными проектами в классе.

 Мультимедийные средства я использую:

      - выборочно при организации уроков;

       - для самостоятельной работы учащихся;

 - при выполнении творческих работ учащимися, групповых и индивидуальных проектов;

       - в организации коррекционной работы и дополнительных занятий;

       - для проведения различных видов опросов и контроля знаний школьников;

 Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию школьников использование ММС является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или образовательные электронные ресурсы по ИЯ, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) Интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

В своей педагогической деятельности я стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернета:

  • электронной почтой (E-mail);
  • доступом к информационным ресурсам:
  • справочными каталогами (Yahoo!, Galaxy)
  • поисковыми системами (Yandex, Google, Yahoo, Rambler, Mail)
  • разговорами в сети (Chat).

    Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку, следует выделить следующие как наиболее эффективные:

  1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения другой культуры, получать знания из “первых рук”). Примером таких сайтов могут служить сайты

www. penpal.net.com (http://www.sharedtalk.com/index.aspx?SRC=GAds.CN.en.Language.PenPal&gclid=CMD24LTv6I8CFSheEgodeHgmEg)

2. Для учителя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами , он-лайн уроки, тестирования http://www.english.language.ru/lessons/verbs/rules.html

Полезные для преподавателя иностранного языка источники можно разделить на несколько групп:

1. сайты в поддержку УМК:

На таком сайте можно найти дополнительные материалы к базовому учебнику. Примерами таких сайтов могут служить . http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/default.aspx

  1. методические Интернет-объединения. Такие сетевые объединения позволяют учителям с разных концов земного шара обмениваться мнениями и идеями, а также готовыми уроками. Среди таких объединений для преподавателя иностранного языка могут представлять интерес: http://www.teachingenglish.org.uk, , www.macmillandictionary.com
  2.  чтение литературы в оригинале, прослушивание радиоканалов, периодических изданий. http://onlinebooks.library.upenn.edu/search.html, http://www.onlinenewspapers.com/englanda-k.htm Independent http://www.independent.co.uk/

http://news.bbc.co.uk/

 http://www.voa.gov  

Информационные сайты, которые не ставят своими целями образовательный аспект, но могут послужить в качестве аутентичных источников. На таких сайтах можно найти информацию о фильмах, музыкальных группах, тенденциях в современном обществе. Несомненно, подобная информация может быть полезной в свете того, что информация в учебниках устаревает, а ученики не стоят на месте. Информационные сайты могут помочь обновить информационное содержание уроков. http://www.planetpapers.com/ - сочинения, статьи, репортажи на всевозможные темы для writing и speaking

http://www.sbs.com.au/sbs_front/index2.html- там в верхнем правом углу ссылка на страницу с мп3 файлами. Австралийский инглиш, разные люди, реальные репортажи и мп3

.http://www.toefl.org/

Для подготовки к урокам, для создания различных презентаций, я пользуюсь следующими сайтами: www.kravtsova.net, www.rusedu.ru, www.englishforkids.ru, www.starfall.com, www.englishteacher.ru. 

 www.thinkmap.com – работа с лексикой по совершенствованию активной лексического запаса, www.adnams.co.uk/hotels сайт, фактически дающий информацию для туристов, но интересный  своим лексическим богатством и иллюстрациями описываемых гостиниц. Путешествующие могут найти для себя отель и рассказать о нём другим: таким образом, помимо активизации лексики,  предусмотрено поисковое  чтение, в плане устной речи повторяются навыки описания жилища. Поисковые системы помогают найти Интернет-версии викторин и игр из известных телешоу или предлагают нам ссылки на интересующие нас игры.

Полезная ссылка: www.station.sony.com (Регистрация на сайте обязательна, предлагаемые варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).  

  На уроках использую такие компьютерные программы, как   «Занимательный английский для детей», «Lingva Land»,   «Sing and Learn English» («Поём и учим английский»), «В поисках утраченных слов», «Английский для начинающих», «Английский на каждый день», «Bridge to English», «Professor Higgins», «English for communication», «Лондонский курс английского языка», «Учите английский» и другие. Практически к каждому разделу учебника мною подобран материал с использованием ИКТ,   как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании,  Мне потребовалось немало времени, чтобы изучить компьютерные программы обучения английскому языку и выбрать материал, соответствующий школьным программам для разного возраста.  Эти уроки отличаются своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Приведу примеры:

- Электронный словарь LINGVO  это мощный профессиональный англо-русский, русско-английский словарь, которым удивительно легко пользоваться. Грамматические комментарии на любое слово, естественное озвучивание наиболее важных слов, проверка правильности написания - все это делает это ABBYY Lingvo незаменимым помощником не только переводчиков, но и изучающих английский язык. Он содержит более 1 000 000 словарных статей, 18 общих и специальных словарей, самую современную лексику и т. д. Он незаменим еще и потому, что сокращает время поиска слова в 5-10 раз.

- Мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс» рекомендована Институтом информатизации образования Российской академии образования. Она состоит из двух курсов: курса английской фонетики, содержащего уникальную методику коррекции произношения и курса английской грамматики (теоретического и практического с закрепляющими упражнениями).

- Новая версия легендарного самоучителя «1С:Образовательная коллекция. Oxford Platinum». Разработчик – ООО «МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение».
           Курс представляет собой мультимедийный комплекс для самостоятельного изучения английского языка. Методика курса разработана специально для компьютерного обучения. Все лингафонные материалы озвучены дикторами – носителями языка.

Диалог. Курс содержит 144 урока с диалоговыми ситуациями из жизни, словарь, грамматические пояснения, упражнения по отработке произношения, диктанты.
Предусмотрено пять режимов работы: восприятие речи на слух, перевод, пересказ, упражнения по отработке произношения, диктанты. В режиме диктанта появилась возможность продолжения занятия в другой день с пройденной позиции.
Курс предназначен для использования как одним пользователем, так и группой. По каждому ученику ведется статистика успеваемости и учет пройденного материала.

То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты.

          Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. Когда я готовила презентацию о Лондонском Тауэре, то вышла на собственный сайт этого музея. Информация – потрясающая! О Лондоне и Великобритании, королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде и американской школе мы узнаем от носителей языка. Пусть мы не слышим их, но зато можем почувствовать разницу между учебным текстом/диалогом в наших учебниках и реальным рассказом подростка из Лондона о своем рабочем дне. Провести заочное путешествие по историческим местам Вашингтона с помощью туристических карт и проспектов.

Я работаю во 2-11 классах. У меня автоматизированное рабочее место, это позволяет проводить мои уроки на качественно новом уровне.

В начальной школе я работаю по УМК  Биболетовой М.З. “Enjoy English”. На своих уроках я применяю мультимедиа приложения «Изучай алфавит c удовольствием»/ «Enjoy the ABC» и « Слушай и играй с удовольствием» / « Enjoy Listening and playing». Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, главными действующими лицами являются те же персонажи, что и в учебнике, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием в УМК. И это большой плюс. Мне, как учителю, не надо отбирать и адаптировать материал при подготовке урока.
Использование мультимедиа приложений формирует коммуникативные умения в аудировании, говорении и чтении на английском языке, повышение мотивации, развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения.  Следующий плюс при работе с дисками – обратная связь, контролирующая выполнение задания учеником. Правильное выполнение заданий оценивается анимацией.  

        Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «США», «Праздники» или «Лондон» и др. В прежние времена я время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Презентации можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.   

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.   

 Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашем лицее. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются  в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и  лучшему усвоению изучаемого материала.

             Большой интерес вызвала работа над проектом “Our native town” в 10 классе. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне сформировать языковые и страноведческие знания по теме «Город», развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом каждая из групп использовала различные источники информации. Школьники сами делали фотографии тех мест в родном городе, о которых они рассказывали и вставляли их в презентацию. 

        Изучая тему «Великобритания», необходимо дать ученикам как можно больше информации об особенностях жизни англичан, обычаях, традициях, привычках, стереотипах (как зарегистрироваться в отеле, решить проблему с администратором, пообедать в ресторане, посидеть в пабе, обратиться к полицейскому, прохожему с просьбой о том, как пройти или проехать куда-то; как вести себя в английском доме, если вас пригласили в гости и т.д.).

Видеофильм «Follow me» знакомит с особенностями поведения англичан в различных ситуациях общения (отели, театры, музеи, стадионы). Найти его можно на сайте http://englishon-line.ru

Достопримечательности Лондона приобретают совершенно другой смысл при работе с аутентичным материалом - проспектами, картами города дает возможность лучше представить и запомнить улицы, парки, площади, дворцы, замки Лондона, ощутить, почувствовать его как живой город, а не текст в учебнике, далекий и непонятный.

На основе аудиовизуальных материалов составляются диалоги, проводятся дискуссии, обсуждения, сравнительный анализ родной культуры с культурой страны изучаемого языка.

Для получения более глубоких страноведческих и социокультурных знаний актуальна проектная деятельность (создание студентами проспектов, буклетов, путеводителей для туристов по историческим местам Лондона, художественных альбомов «Национальная галерея» или «Портретная галерея» или книги о королевских династиях Британии).

Такие страноведческие занятия дают возможность узнать обычаи, традиции, реалии жизни Великобритании, разрушить какие-то негативные стереотипы, переосмыслить свое отношение к стране, к ее культуре, к людям, которые в ней живут. После таких занятий у студентов появляется желание овладеть языком, обязательно увидеть страну своими глазами и пообщаться с англичанами на их языке.

        Работа над проектами заставляет учащихся пристальнее вглядываться в свою и чужую историю, сравнивать, анализировать, обобщать. Решая проблему «Почему самые знаменитые музеи мира появились в 19 веке?», старшеклассники обратили внимание на то, что и галереи Тейт, и Третьяковская галерея были созданы примерно в одно и тоже время (вторая половина 19 века), их создатели были не профессиональные художники. Оба были состоятельными людьми и тратили много средств на приобретение картин и других произведений искусства. Оба подарили свои собрания государству. А, готовя виртуальные экскурсии по этим музеям, учащиеся смогли выделить те жанры живописи, которые были типичны и для русских, и для английских художников того времени. Выявили они и отличия, обусловленные и географическим положением стран, и их историей. А рассказ одной из групп об истоках Британского музея и его фактическом основателе Сэре Гансе Слоуне напомнил о приобретении великолепной и разнообразной коллекции семьи Ростропович-Вишневская для России. Ребята справедливо предположили, что эта коллекция тоже может стать началом нового интересного музея. И это только несколько примеров…

            Вся эта исследовательская работа, прежде всего, способствует развитию социокультурной компетенции школьников, воспитанию толерантности к чужим культурам, пробуждению интереса и уважения к ним. Что собственно и является проблемным полем моего опыта. Людям из разных стран порою трудно общаться между собой не из-за слабого знания языка собеседника, а из-за того, что они представляют разные культуры, и их социокультурная компетенция не достаточно развита. Сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда, остро стоит проблема воспитания терпимости, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.

        Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся   демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания.  Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:

·        - 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;  

·        - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;

·        - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;

      Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  1. http://nsportal.ru/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/library/ikt-v-rabote-uchitelya
  2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. Совет Европы: Департамент современных языков.  – Cambridge University Press, 2001. МГЛУ, 2003.
  3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2000.
  4. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебно-методическое пособие. – М.:«Высшая школа», 2004.