Монолог директора сельской школы

Александр Пивоваров

Развитие сельской школы в новых социально-экономических условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Монолог директора сельской школы

Александр Пивоваров, доцент кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области, к.п.н.

 

Я – руководитель. Директор школы. Маленькой сельской школы, которая переживает сейчас не самые лучшие времена. Социально-экономическая ситуация на селе и изменения в российском образовании поставили малочисленные школы на грань выживания.  

  1. Современная стратегия развития образования основывается на принципе предоставления широкого спектра социально-образовательных услуг для удовлетворения образовательных запросов детей и взрослых. Важнейшим критерием качества образования является повышение конкурентоспособности выпускников, их признания и  успешности в открытом поликультурном обществе. Может ли наша сельская школа удовлетворять этим высоким требованиям?

Хорошо помню те годы, когда ответы на многие вопросы находились автоматически. Патерналистская политика государства в области образования превращала руководителя в простого исполнителя, диспетчера, подавляя всякую инициативу. В современных же условиях от руководителя требуется личностная психологическая и технологическая готовность к организации деятельности педагогического коллектива по достижению новых целей образования. Например:

  1. Понимать ценности и смыслы современного образования.
  2. Ориентироваться на рынке образовательных услуг.
  3. Владеть способами изучения потребностей субъектов внешней среды.
  4. Производить стратегический анализ и стратегическое программирование, проектирование и планирование изменений образовательных систем.
  5. Находить различные источники и способы восполнения (умножения) необходимых ресурсов.
  6. Вносить оправданные изменения в нормы взаимодействия с субъектами образовательной и социальной сети.
  7. Эффективно управлять персоналом.
  8. Реализовывать творческий потенциал персонала к изменениям.

Не скрою, что переход от позиции «мне должны» к тезису «я и только я несу ответственность за будущее своей школы» был для меня довольно трудным. Поэтому сегодня я должен принять единственно верное, осознанное решение в этой ситуации неопределённости, в условиях нелинейности развития всего современного общества и положительно ответить на поставленный выше вопрос.

Прежде всего, моя основная задача как руководителя – поставить чёткую и ясную цель (прежде всего для себя). Что я хочу? Я хочу, чтобы моя школа была заполнена детьми, чтобы им в ней было комфортно и удобно, чтобы в школе были созданы все условия для реализации своих возможностей, как учащимся, так и учителям.

Однако поставить стратегическую цель – это полдела, даже не половина, а только малая его часть. Что могу я один? Ничего не могу. Только в сотрудничестве, в совместной деятельности с моими коллегами я смогу достичь заявленной цели. Поэтому мне необходимо сделать так, чтобы мои коллеги пошли за мной, чтобы моя цель стала их целью. Значит, я должен знать их профессиональные и личные потребности. Какова у них мотивация к инновационной деятельности? Какие трудности на пути взаимодействия встречаются и как они преодолеваются? Вот те вопросы, на которые мне необходимо ответить прежде всего.

Процесс  преобразования школы в успешное конкурентоспособное образовательное учреждение не прост. Даже опытный педагог не всегда готов к инновационной деятельности, к решению задач модернизации школьного образования. Большая часть нашего коллектива перешагнула 50-летний рубеж. Для них, например,  сложно осваивать новые технологии (информационные, цифровые). Необходимо научиться брать ответственность на себя и быть лично ответственным за свою судьбу и своё будущее. Ведь не так не так давно от учителя практически ничего такого не требовалось. Он приходил в школу  «на всё готовое»: кабинет подготовлен, дети на месте, светло, тепло. А теперь учитель сам создаёт свою образовательную среду из предоставленного образовательного пространства.

По своему многолетнему опыту знаю, что всех педагогов условно можно разделить на четыре группы. Первая: «хотят и могут», это мои единомышленники, первые помощники, моя опора. Вторая группа: «хотят, но не могут». Стратегия работы руководителя с такими коллегами выражается фразой: «не могут – научим». Это – мой ближний резерв. Третья группа: «могут, но не хотят». Как правило, это очень сильные педагоги и задача руководителя заключается в том, чтобы привлечь  их на свою сторону, из ярчайших звёзд сформировать единое созвездие. Без знания психологии здесь не обойтись. Последняя группа: «не могут и не хотят». От таких сотрудников нужно безжалостно отказываться и расставаться, не скорбя.

 Переход образовательного учреждения на режим инновационного развития всегда связан с риском, состоянием нестабильности, поиском новых подходов и технологий обучения, с неопределённостью результатов. В связи с ситуацией риска, инновационное развитие требует изменения системы управления образовательным учреждением, его педагогическим коллективом: применения принципов инновационного менеджмента, системного и программно-целевого подходов к управлению, а также акмеологических идей школьного образования, направленных на успех. Акмеологический подход к управлению профессиональным развитием педагогического коллектива ориентирует нас на достижение вершин своего педагогического мастерства, творческой индивидуальности каждого педагога и педагогического коллектива в целом.  

Наверное, самое сложное здесь, говоря современным языком, «перезагрузка профессионального сознания» от модели специалиста к образу профессионала. От специалиста-исполнителя, который требует создать ему определённые условия – к профессионалу, который сам преобразует внешние условия и внутренние ресурсы в средства собственного саморазвития.  Моя задача – «завести пружину» этих преобразований, а раскручиваться она может  и без моего участия.

Работая руководителем несколько десятилетий, я понял, что не должен «жалеть» учителей. Я не благодетель. Поэтому не подачки, а создание вышеперечисленных условий для самореализации способствуют тому, чтобы в коллективе вырос настоящий Учитель, Учитель с большой буквы.

Хороший учитель – это учитель, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в неё, знающий её горизонт – новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель – это педагог, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Стратегическая цель нашей программы развития школы сформулирована следующим образом: создать образовательную среду, которая предоставляет каждому учащемуся доступное, отвечающее его запросам,  качественное образование посредством эффективных, личностно-ориентированных педагогических технологий, в которой у учащихся развиваются ключевые компетенции, необходимые для успешной деятельности в открытом обществе 21 века.

Концепция развития школы, построенная на основе акмеологического подхода, имеет и соответствующий девиз: «Через качество, доступность образования и создание комфортных условий – к личностному успеху!». Положенные в основу управления образовательным учреждением идеи самоуправления и демократизации позволяют согласовывать образовательные запросы всех субъектов с учетом уникальности и традиций школы, стимулировать инновационные образовательные процессы.

Задачи Программы развития школы сориентированы на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, работников школы, социум, посредством объединения в единый социокультурный комплекс:

  1. Совершенствование системы взаимоотношений всех участников образовательного процесса путём коррекции нормативно-правовой базы образовательного учреждения.
  2. Создание мотивационных условий для роста профессиональной компетентности педагогического коллектива.
  3.  Развитие информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса посредством построения, функционирования и развития единой информационной образовательной среды школы.
  4.  Повышение качества управления образовательным учреждением на основе современных управленческих технологий, базирующихся на идеях самоуправления и демократизации.
  5.  Формирование и укрепление ресурсной базы школы, выстраивание эффективных экономических отношений, позволяющих привлекать дополнительные финансовые средства.

Программа предполагает повышение педагогической грамотности всего населения, развитие социально-педагогического партнёрства школы с культурно-спортивными и образовательными учреждениями, сельскохозяйственной организацией, органами местного самоуправления села, района. В целях реализации этих направлений, в рамках Программы развития разработана модель, структура и создан Центр педагогизации сельского социума.

На базе созданного Центра педагогизации обеспечена возможность выбора дошкольниками и учащимися индивидуальных образовательных маршрутов. Введено профильное обучение в средней школе, 3 предпрофильных курса в основной школе, коррекционное обучение.  Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для всех учащихся 3 ступени. В образовательный процесс органично включены ИКТ, организована проектно-исследовательская деятельность учащихся, педагогов, членов социума.

Каковы же основные результаты нашей инновационной деятельности по реализации программы развития?

Результаты ЕГЭ по многим предметам выше среднеобластных. Наши выпускники поступают в самые престижные учебные заведения. Исчезла угроза закрытия образовательного учреждения. Снижена психологическая напряжённость детей и родителей. Возросла спонсорская помощь. Но всё это произошло не по мановению волшебной палочки, а в результате тяжёлого и кропотливого труда.

Теперь я с уверенностью могу сказать: да маленькая сельская школа в состоянии создать все условия для удовлетворения образовательных запросов всех участников образовательного процесса и  обеспечить достижение нового качества образования. Таким образом, малочисленная сельская школа имеет «право на жизнь» и вполне может соответствовать жёстким требованиям времени.

        Интересно порассуждать о том, какой будет «Наша новая школа» в скором будущем. Мне представляется, что из школы «супермаркета», где знания «дают», она превратится в школу «лабораторию», где эти знания добывают, причём самостоятельно. Школа станет таким же социальным институтом, как музей или церковь, который не будет требовать постоянного  очного присутствия учителя и ученика…

        Я – руководитель. Я – директор одной такой маленькой сельской школы. Я решил задачу отвести угрозу закрытия моего образовательного учреждения. Мы выжили! Путём невероятных усилий, бессонных ночей. Но останавливаться на достигнутом нельзя.