Главные вкладки

    Развитие профильного обучения: от внутришкольной модели к открытому сетевому сообществу

    Александр Пивоваров

    Развитие профильного обучения в современных условиях

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       Развитие профильного обучения: от внутришкольной модели

    к открытому сетевому сообществу

    общеобразовательных учреждений Кировской области

    А.А.Пивоваров,

    доцент кафедры педагогики, психологии

    и управления образовательными системами  ИРО, к.п.н.

    Профильное обучение в старшей школе общего образования в образовательный учреждениях Кировской области на протяжении 2002-2010 годов происходило в соответствии с Концепцией профильного обучения, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783 и региональным управленческим проектом «Переход общеобразовательных учреждений Кировской области на профильное обучение» на 2005-2010 годы, утвержденным приказом департамента образования Кировской области от 27.04.2005 №5-286.

    Разработанные в институте нормативно-правовые документы (Положение об организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Кировской области и Базисный учебный план, программы повышения квалификации и др.) позволили упорядочить деятельность общеобразовательных учреждений по организации предпрофильной подготовки и обучения на профильном уровне.

    Основное содержание деятельности по обучению на профильном уровне в старшей школе реализовывалось в 2006-2012 годах. В этот период времени в институте работал ВНИК «Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Руководитель – Пивоваров А.А.).

    Сотрудниками временного научно-исследовательского коллектива была проделана большая работа по совершенствованию школьной документации и организационных основ и методики профильного обучения. В частности, были подготовлены «Положения» о профильных классах и группах, алгоритм составления ИОМ, разнообразные элективные   курсы и курсы по выбору в основной школе. На муниципальном уровне разрабатывались и апробировались различные модели предпрофильной подготовки в 9-х классах, особенности процедуры комплектования 10-х классов по программам профильного обучения, технологии уровневой дифференциации, накопительной оценки образовательных достижений обучающихся (портфолио). Курсовой подготовкой были охвачены руководители образовательных учреждений, педагоги-предметники из всех образовательных округов.

    Таким образом, в области была создана целостная система обучения по профилям: более 50% обучающихся старшей школы обучались по программам профильного обучения в профильных классах, группах.

    Однако на сегодняшний день большинство общеобразовательных учреждений сельской местности комплектуют только один 10-й и один 11-й класс, причем, малой наполняемости, что не позволяет в рамках существующего нормативно-бюджетного финансирования реализовывать содержание обучения на профильном уровне и удовлетворять образовательные потребности сельских школьников.

    Необходимость изменения подходов к реализации целей и задач профильного обучения, вызванная объективными условиями нового времени определена в Концепции развития профильного обучения на старшей ступени общего образования, подготовленная сотрудниками ИРО. Данная Концепция предусматривает основные направления развития профильного обучения на переходный период до введения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17 мая 2012года №413.

            Обсуждение Концепции прошло на региональной научно-практической конференции «Инновационные векторы развития профильной школы» 22 ноября 2012 года. Концепция выступает в качестве управленческой основы для совершенствования структуры и содержания профильного обучения на современном этапе развития образования. Она предусматривает разностороннее ресурсное обеспечение перехода к профильному обучению в образовательных учреждениях области (нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое, информационное, материально-техническое и финансовое), стимулирует активность органов управления образованием в последовательном создании необходимых условий для реализации профильного обучения. Концепция предполагает апробацию нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессиональной деятельности.

    Профильное обучение на старшей ступени общего образования сегодня должно перейти на новый уровень развития – значительно в большей степени, чем десять лет назад, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию обучения старшеклассников, максимально раскрывать их индивидуальные способности и формировать на этой основе профессионально и социально компетентную мобильную личность, умеющую делать осознанный выбор в состоянии неопределенности и нести за это персональную ответственность.

    Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также выбор модели профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, возросшие индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд объективных факторов, сдерживающих процессы дифференциации образования: единый государственный экзамен, нормативное финансирование, новые стандарты общего образования, демографическая ситуация (наполняемость классов и школ), обеспечение профильного обучения соответствующими  педагогическими кадрами.

    Если раньше основной моделью профильного обучения являлась внутришкольная профилизация, то есть профилизация была «внутренним делом» одного образовательного учреждения, то в настоящее время все активнее заявляет о себе внешняя открытая модель сетевой организации профильного обучения. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы происходит за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. В этом случае образовательные услуги предоставляются уже целой сетью образовательных учреждений.

    В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», при сетевой форме реализации образовательных программ могут привлекаться ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные) иных образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность. Это могут быть образовательные организации дополнительного образования детей, среднего и высшего профессионального образования, учреждения здравоохранения, культуры, научные и иные организации, располагающие ресурсами, необходимыми для обучения, прохождения учебных и производственных практик, а также иных видов деятельности, предусмотренных образовательной программой.

    Освоение обучающимися образовательных программ с включением  информационных систем и информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», может быть сделано как частично, так и в полном объеме. Соотношение объема занятий, проводимых с привлечением информационно-коммуникационных сетей, и при непосредственном взаимодействии обучающегося с учителем определяется соответствующей образовательной программой. Сетевая форма реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки успешно реализуется в школах городов Кирс, Луза, гимназии города Уржума, ЗАТО Первомайский и других.

    Другим ключевым элементом в развитии профильного обучения в регионе становится организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов старшеклассников (на сегодня ИОП реализуют 13,1% обучающихся). В этом случае общеобразовательным учреждениям необходимо предоставлять обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов и создавать для этого необходимые условия. Индивидуальный учебный план обучающегося формируется с учетом его интересов, способностей и склонностей.

    Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, дополнительного и среднего профессионального образования, обеспечивающих наиболее полную реализацию его  интересов и образовательных потребностей. Такой подход предполагает, что каждый ученик самостоятельно определяет интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционные сочетания. Реализация такой системы требует, в первую очередь, подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе. Успешному решению этой задачи способствуют:

    • признание права учащегося на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения учебного материала на всех этапах учебного процесса, желательно  на каждом уроке;
    • расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника на основной ступени обучения;
    • реализация «допрофессиональной» подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору; углубленного изучения отдельных предметов; занятий по индивидуальным программам.

    Особенно важным этапом в организации профильного обучения на основе ИОП является момент непосредственного выбора, составление школьником проекта собственного индивидуального плана. В направлении развития ИОМ для реализации профильного обучения успешно работает Гимназия №1 города Кирово-Чепецка, школа с углубленным изучением отдельных предметов поселка Уни и другие

    Таким образом, основной вектор инновационного развития профильной школы заключается в максимальной открытости образовательного учреждения, когда организация профильного обучения перестает быть «внутренним делом» одного образовательного учреждения, а становится достоянием внешней образовательной сети.

    Следовательно, в системе образования области будет выстроена новая, достаточно гибкая система профильного обучения, в центре которой стоит ученик, постоянно находящийся в ситуации образовательного выбора и выстраивания собственной образовательной траектории.