Главные вкладки

    Принципы непрерывного образования в моделировании современной инновационной школы

    Александр Пивоваров

    Меморандум непрерывного образования, Стратегия 2020, новые стандарты

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Принцы непрерывного образования в моделировании

    основ современной инновационной школы

    А.А.Пивоваров, ИРО Кировской области, к.п.н.

    Термин «непрерывное образование» впервые получил свое толкование на Европейском саммите стран Европейского Союза, прошедшем в Лиссабоне ещё в марте 2000 года. В Меморандуме саммита [1] было отмечено, что успешный переход общества к экономике, основанной на знаниях, должен обеспечиваться так же и процессом непрерывного образования – учения длиною в жизнь (lifelong learning). Европейская комиссия и страны-члены Европейского Союза определили «непрерывное образование» как постоянную и всестороннюю образовательную деятельность граждан, с целью улучшения знаний, навыков и, что очень важно, профессиональной компетенции.

    Сегодня, когда Европа становится «обществом, основанном на знании» (knowledge-based society), интегральные знания, а также мотивация к их постоянному обновлению (перезагрузке сознания), становятся решающим фактором европейского развития, конкурентоспособности на мировом рынке труда. Непрерывное образование – главная политическая программа гражданского общества, программа социального единства (social cohesion) и широкомасштабной занятости. В таком обществе люди сами берут ответственность за свой жизненный успех, за осознанный выбор своей судьбы.

    В этой связи образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного успеха человека, вхождения его не только в профессиональную среду, но и успешную социализацию в обществе (social inclusion). Наиболее сложное при этом – перейти от психологии «мне обязаны», к концепции «Я должен сам»!

    Понятие «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Совсем недавно появился и другой термин – «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), которое наиболее приемлемо в моделировании школьного образования, поскольку акцентирует не только постоянство процесса обучения во времени, но и разнообразие его форм «здесь и сейчас» – формальное, неформальное и информальное:

    – формальное образование, имеющее упорядоченную структуру, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата (российский аналог – общее образование);

    – неформальное образование, обычно происходящее  с привлечением общественных организаций (социальных партнеров), не сопровождается выдачей документа об образовании (российский аналог – дополнительное образование). Несмотря на то, что обучающиеся в учреждениях дополнительного образования получают вполне профессиональные навыки, документ, который их подтверждает, не имеет официального статуса;

    – информальное образование, индивидуальная познавательная деятельность (российский аналог – клубы, студии, кружки, курсы, в том числе – сетевые). В последнее время сетевые формы получения образования предлагают самые разнообразные курсы, однако документ, который выдается после их окончания, для работодателя не имеет никакой юридической силы.

    Если Европейский Союз признает равноправие этих трех видов образования,  то в России по-прежнему предпочтение отдается формальному образованию, «крепостному праву» обязательного присутствия обучаемого в аудитории. В то же время, в отечественной образовательной практике уже идёт процесс развития неформального и информального образования, усиления связи между учреждениями формального и неформального (дополнительного) образования. В перспективе, в процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую информационно-образовательную сеть. Такой образовательный «осмос» с одной стороны подчеркивает комплементарный характер трех систем образования, а с другой поднимает вопрос их равноправного признания.

    Этот вопрос нашел свое отражение и в стратегических документах развития российского образования. Так, согласно «Стратегии 2020» [2], к 2020 году в России сформируется целостная система неформального образования. Персонифицированные системы повышения квалификации (индивидуальные образовательные маршруты, накопительная система) позволят образовательным организациям гибко ориентироваться в отношении многообразия потребностей граждан при получении образовательных услуг.

    В «Стратегии 2020» предложена следующая программа деятельности по развитию непрерывного образования:

    1. Расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования.  

    2. Становление национальной системы сертификации квалификаций.

    3. Формирование насыщенной информационно-образовательной среды, способствующей самообразованию.  Здесь в первую очередь предстоит обеспечить деятельность общедоступных национальных библиотек, электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Существенное внимание будет уделено государственной поддержке услуг дистанционного образования посредством формирования социальных сервисов самообразования через Интернет.

    4. Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования. В этом направлении предстоит сформировать центры консультирования по получению дополнительного образования максимально приближенные к потребителю, например – при службах занятости.

    В соответствии с основными положениями «Стратегии 2020», разработчики нового образовательного стандарта [3] так же предполагают реализацию «образования шириною в жизнь». С этой целью в стандарте выделены три группы образовательных результатов. Предметные результаты сможет обеспечить формальное образование в школе (базовый курс), метапредметные – неформальное образование (внеурочная деятельность), в том числе и в учреждениях дополнительного образования, личностные – самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в информационно-образовательной среде.

    Здесь следует отметить, что «образование шириною в жизнь» строится по принципу «открытой архитектуры», то есть знания, умения, навыки могут наращиваться, а при необходимости – заменяться другими. Данный принцип положен в основу основной образовательной программы образовательного учреждения[4]. В программе есть раздел, который формируют участники образовательного процесса. При этом, переходя от ступени начального общего образования к ступени основного и полного образования, возрастает доля самостоятельной работы обучающихся. Школа в предложенной модели будет уже не «супермаркетом», где «дают» знания, а лабораторией, своеобразным «сервисным центром», где эти знания самостоятельно или под руководством учителя «добывают».  В концентрированном виде применение принципов «непрерывного образования» к моделированию общего образования можно представить в виде следующей таблицы:

    Непрерывное образование

    Формальное

    образование

    Неформальное образование

    Информальное образование

    Триединая цель

    Образовательная

    Развивающая

    Воспитательная

    Основополага-ющий вопрос

    Что? Содержание

    Как? Технологии

    Зачем? Ценности

    Основная образовательная программа

    Федеральный компонент

    Компонент образовательного учреждения

    Внеурочная деятельность

    Результаты образования (по ФГОС)

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Грамотность

    Фактическая

    Функциональная

    Экстрафункци-ональная

    Категории

    Знания

    Умения

    Навыки

    Таким образом, пошаговое движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно реализовать принципы открытого образования, формирования единого образовательного пространства школы, региона, страны, мира исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности и независимости России.

    Литература:

    1.  European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23-24 марта 2000; European Council Presidency Conclusions, Санта Мария да Фейра, 19-20 июня 2000.
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: одобрена Правительством Российской Федерации 1 октября 2008 года, протокол №36.
    3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
    4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 201с. – (Стандарты второго поколения).