Воспитательский час по ИЗО "Волшебные листья"

Лунякова Татьяна Сергеевна

Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство. (Роза.)

И сегодня на занятии мы познакомимся с техникой изготовления роз из листьев. Обратимся еще раз к теме нашего занятия «Волшебные листья». Теперь без труда можете дать ответ, почему оно называется именно так

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pro_tsvety.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКООУ «Санаторная школа-интернат»

Конспект воспитательного занятия по ИЗО

«Волшебные листья»

Воспитатель, учитель биологии и географии Лунякова Т.С.

Цель: систематизировать знания технологии изготовления декоративных цветов из листьев.

Задачи:

Образовательная: 

  • сформировать знания о технологии изготовления декоративных  роз из листьев клена;
  • научить изготовлять розы из листьев клена
  • составить букет цветов из получившихся роз.

Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства, художественный вкус;
  • воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения внеклассного занятия;
  • воспитывать уважение к труду одноклассников.

    Развивающая: 

  • развивать умение работать с дополнительной литературой, развивать интерес к народным традициям; продолжить знакомство со сказаниями, мифами и легендами;
  • развить умение выполнять декоративные цветы (розы) из листьев клена;
  • продолжить развивать произвольное внимание, наблюдательность, монологическую и диалогическую речь;
  • развивать умение работать в группе, слушать одноклассников.
  • прививать бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Ресурсы и средства наглядности:

  • ПК
  • Телевизор (для показа слайдов)
  • Доска
  • Костюмы, символизирующие цветы: роза, ромашка, хризантема, василек

Подготовительный этап

  1. Подготовка слайд-шоу
  2. Подготовка костюмов для выступления (Приложение)
  3. Составление сообщений «Легенды о цветах» в произвольной форме.
  4. Оформление класса (живыми цветами)
  5. Сбор кленовых листьев

Время: 40-45 минут

План занятия

I. Организационный этап (1-2 мин.)

Приветствие детей

II. Подготовительный этап (12-13 мин.)

Объявление темы и постановка цели занятия. – Введение в тему

Вводная беседа

Итоги исследовательской работы на тему «Легенды о цветах».

Физкультминутка

III. Основной этап (25 мин.)

Практическая работа «Изготовление роз из кленовых листьев»

 Уборка рабочих мест.

IV. Заключительный этап (5 мин.)

Составление букета из получившихся роз.

Подведение итогов

Ход занятия

I. Организационный этап  

Приветствие детей

II. Подготовительный этап  

1. Введение в тему

Цветы — это живая красота в вашем доме. Цветы — сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти, дарят нам хорошее настроение, помогают в грустные минуты. «Светлеет грусть, когда цветут цветы», - сказал известный поэт Николай Рубцов.

На Земле тысячи, десятки тысяч цветов, и у каждого цветка — свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры. Сегодня мы хотим чуточку, хотя бы на миг, приоткрыть вам окно в этот удивительный и таинственный мир. Наша сегодняшняя встреча посвящается цветам.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

2. Вводная беседа

Воспитатель обращает внимание на украшение кабинета и предлагает послушать легенду.

- О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них: в стародавние времена во мраке и стуже лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило – у древних славян бог солнца, земли и плодородия, пламенем взора своего слои мрака над спавшей Землёй. Сразу воссияло красное Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, нежилась в юной своей красе, набираясь до краёв животворной силой. Молвил тогда Ярило: «Ох, ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми….»

Вот так и пришли на Землю цветы. С тех пор каждую весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие леса.

Воспитатель фиксирует внимание детей на теме занятия, записанной на доске: «Волшебные листья».

«Почему листья?» - спросите вы. Об этом вы узнаете чуть позже. А сейчас обратите внимание на книгу у меня в руках (назавание). В ней собраны легенды, предания, сказы и были, которые веками живут в народе и переходят из поколения в поколение. Мы хотим вместе с вами заглянуть на страницы этой книги. Девочки подготовили небольшие сообщения о цветах. Попробуйте отгадать, ребята, о каких цветах пойдет речь в их рассказах.

Воспитатель приглашает девочек-чтецов.

3. Итоги исследовательской работы

Ученицы зачитывают легенды о цветах. А вы, ребята, попробуйте догадаться, о каком цветке идет речь.

Ученица 1. На Востоке этот цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце. Одного лишь не ведал белый дракон: не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю. Этот цветок изображен на гербе Японии, на печатях и монетах. И вместе с тем, на Востоке из него готовят салаты и пирожные. (Хризантема.)

Ученица 2. Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным–давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расстаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают им свои головы.

По другой легенде небо спустилось на золотую хлебную ниву и среди колосьев выросли великолепные синие цветы, похожие на небо.

Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны,
Видно, это на небо упали осколочки неба,
Заставляя нас вспоминать забытые песни весны.

Ученица 3. Родина – Америка. В прошлом столетии меня показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Как сорняк, попала вместе с зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена рассеялись по железной дороге. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись мягкой ароматной травой. Лечат ей (ромашкой) простуду, зубную боль.

 Ученица 4. Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство. (Роза.)

И сегодня на занятии мы познакомимся с техникой изготовления роз из листьев. Мы обратимся еще раз к теме нашего занятия «Волшебные листья». Теперь, ребята, вы без труда можете дать ответ, почему оно называется именно так.

Демонстрация образца изделия

4. Физкультминутка

Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища

И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

III. Основной этап

5. Анализ образца изделия, фронтальная работа с классом

- Что же нам понадобится для изготовления роз?

- Понадобятся нам листья разного размера.

- Да, еще нам потребуются нитки и ваша фантазия.

- Как вы думаете, ребята, с чего начнем работу?

- Сначала для своего цветка подберем листья одного цвета и разного размера.

- А что мы сделаем дальше? (создается проблемная ситуация). Поможет вам слайд-шоу:

  1. Первый лист сворачиваем пополам поперек центральной жилки так, чтобы лицевая сторона оказалась снаружи (Слайд 2,3)
  2. сворачиваем этот сложенный лист в плотный рулончик (слайд 4-6). Этот рулончик будет сердцевиной будущей розы.
  3. Теперь вокруг этой сердцевины начинаем укладывать "лепестки.
    Для начала - берем лист и в центре его размещаем сердцевинку. Заметьте, лицевая сторона листа - внутри цветка!
  4. Перегибаем это лист наружу пополам. Кромка перегиба распологается выше сердцевинки на сантиметр-полтора. А теперь этот выступающий край тоже отгибаем наружу. Но сгиб уже не разглаживаем и боковые края этого дважды сложенного листа обворачиваем с двух сторон вокруг сердцевины. Прищипываем нижние края листа у самого основания цветка.
  5. Берем новый лист для следующего "лепестка" и повторяем только что выполненную операцию, только этот лепесток расположен с противоположной первому листу стороны.
  6. Добавляете листочки по этому принципу, пока вам не покажется достаточным.
  7. Когда бутон готов, основание его обвязываем нитками, чтобы закрепить цветок.

Дальше наша задача собрать ваши розы в один букет. А каким он будет, зависит от вашей фантазии!

 IV. Заключительный этап

Мы совершили маленькое путешествие по царству Флоры — богини цветов. И если мир цветов стал вам чуточку ближе и понятнее, мы очень рады. Пусть будут цветы рядом с вами всегда: в горе и в радости, в минуты счастья и в часы размышлений.

Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Посмотрите, ребята, какие великолепные цветы «вырастили» вы.

Понравилась ли вам эта работа? (Ответы детей) Ребята, а какие листья мы использовали в работе? (Опавшие) А нанесли ли мы какой-нибудь вред природе? (Нет) Таким образом, мы «вырастили» прекрасные розы, не нанося вред природе. Теперь вы можете научить других «выращивать» такие же розы. Давайте соберем из них букет…


      Мы из цветов составляем букет,

Подбирая цветок за цветком!

И душистое свежее лето

Вместе с ними приходит в наш дом!

Список используемой литературы

  1. Гольцева Г.А., Галкина Н.К. Все о цветах. —Киров, 1995.
  2. Красиков С.П. Цветы и самоцветы. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  3. Моложавенко В.С. Тайна красоты. — М.: Педагогика-пресс, 1993.