урок чтения 5 класс "Устное народное творчество"

Вершинина  Ирина  Александровна.

План - конспект  вводного урока чтения в 5 классе по прогамме специального (коррекционного) обучения  VIII вида.  Конспект содержит материал для проведения ознакомительного урока по устному народному творчеству. Основной материал основан на ранее приобреённых знаниях. Материалы урока могут быть полезны как педагогам  коррекционного обучения так и  педагогам общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_5_klass_viii_vid.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения 5 класс VIII вид
Тема: Устное народное творчество

(первый урок по теме)

Цель: познакомить детей с жанрами устного народного творчества
Развивать мышление, речь, актерские способности учащихся; формировать умение передавать содержание произведения.
В
оспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Подготовка к уроку: запись на доске строчек из сказок (Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.  Жилибылидеддабаба. Жилибылистариксостарухой),  аудио запись колыбельных песенок,  кукла,  набор пословиц разделённых на две части,  выписанные скороговорки,разучивание с детьми колыбельных песенок, петешек, пестушек,  шуток,
Ход урока
I  вводная часть.
1.Организационный момент.
На доске:
Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
Жилибылидеддабаба
Жилибылистариксостарухой
-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили? Какие предложения получились? Откуда взяты данные строчки? А кто сочинил эти сказки?
-Сегодня мы с вами начнём знакомится с устным  творчеством русского народа. Как  вы думаете почему оно так называется – устное народное? (ответы детей).

II   основная часть.
1. Учитель:
- Когда вы были маленькими , мама или бабушка, укладывая вас спать, напевали вам негромким голосом песенки или рассказывали сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, им тоже рассказывали сказки взрослые или напевали колыбельные песенки,
подобные этой:
Ай, люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша засыпать.

-Таких песенок русский народ сложил очень много. Они передавались из уст в уста ( от одного человека к другому.)

Предложить прослушать колыбельные в записи.

-  Кто из вас знает такую песенку и сможет нам напеть? (Ответы детей.)
подготовленные дети поют колыбельные песенки.

-  Народ сочинял не только колыбельные песенки, но и разные потешки, пестушки и рассказывали их когда умывали детей, причёсывали.

Предложить  детям причесать и умыть  куклу и прочитать  потешки.

-  Народ придумал очень много разных игр в которых звучали  заклички, считалки. Давайте посмотрим  как наши артисты подготовили некоторые из них ( дети инсценируют)

1  – Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.

2   -  Тит иди молотить!

    -  Пузо болит.

    - Тит иди щи хлебать!

     - А где моя большая ложка?

3   - Лень отвари дверь, горишь!

     - Сгорю, но не отварю.

4– Что везёшь?
 – Сено.
 – Какое сено? Ведь это дрова!
 – А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)

 Физкультминутка    игра «У медведя во бору»

- А кто будет медведем?  Как правильно надо выбрать ведущего? (ответы детей) Правильно по считалке. Кто знает  считалки. (ведущий выбираетс по предложенной и выбранной детьми считалке).
-  Как вы думаете в  каком жанре народного творчества сокрыта народная мудрость? (Пословицы)

     Какие пословицы вы знаете?

(дети рассказывают пословицы)
- Давайте поиграем в игру «Собери пословицу». Вот вам карточки, на них написана только половина пословицы, кому – то из вас досталось  начало , а кому – то конец пословицы, ваша задача соединть пословицу вместе.

 

Терпенье и труд

а не ученье – тьма.

Ученье – свет,

там и счастье.

Не спеши языком,

всё перетрут.

Труд кормит,

торопись делом.

Где труд,

а лень портит.

Хочешь есть калачи,

не сиди на печи.

Один летний день

год кормит.

 Когда дети соединят пословицы они должны прочитать их и объяснить смысл.

- Одной из интересных игр было проговаривание скороговорок. А сейчас вам.надо будет быстро говорить, очень СКОРО. Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. ДЕТИ зачитывают полученные скороговорки.

 Пол погреба репы, пол колпака гороха.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Проворонила ворона воронёнка.

Добры бобры идут в боры

3 Утог урока.

 - Наш урок подходит к концу, давайте проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.  Вам будут предложены  разные жанры устного народного творчества, ваша задача правильно их назвать.

Потянушеньки,потягушеньки,
Поперёк толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки.
А в роток говорок,
В головку разумок

Семь раз отмерь, один отрежь.

 Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень!

- Молодцы. Хорошо усвоили жанры , но это ещё не все жанры устного народного творчества. На следующем уроке мы продолжим знакомится с другими жанрами устного народного творчества.