Технологическая карта урока "Морфологический разбор имени существительного" 5 класс

Губенко Светлана Михайловна

Образец технологической карты урока с предполагаемыми УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnolog._karta_no_1.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Технологическая карта изучения темы

Тема

Морфологический разбор имени существительного.

Цели

Образовательные: 1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном, повторить ранее изученный материал; установить порядок морфологического разбора; научить выполнять морфологический разбор существительного.

2. Развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально.

3. Воспитывать интерес к учебному предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, культуру ведения диспута.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-  Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению допущенных ошибок.

- Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание, слушать собеседника.

- Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства ( в том числе и схемы) для решения задач; обработка, анализ информации, построение рассуждения, обобщение.

Планируемый результат

Предметные:

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного.

Личностные: удовлетворенность от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:  : выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Основные понятия

Начальная форма, род, число, падеж, склонение, одушевленность-неодушевленность, собственное-нарицательное, синтаксическая роль

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Информационный, учебник.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Игровая технология

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: организация учебной деятельности, стимуляция интереса к теме урока.

Отгадывают загадку;

Записывают число;

Оставляют пустую строчку для записи темы,

Записывают под диктовку учителя словарный диктант,

Проверяют вслух  по цепочке словарный диктант.

Организует деятельность учащихся

Уточняет тематические рамки.

        

Игра: отгадай загадку;

Словарный диктант «Оранжерея звездочета» (правописание корней –рос-, -раст-; о и ё в корнях слов после шипящих).

Объяснить, какую букву вставили, на какое правило написание.

 

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач;

Познавательные общеучебные: знаково-символическое моделирование.

Технология развития критического мышления, ИКТ

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:  обобщение ранее изученного то теме «Имя существительное», подготовка к  восприятию нового материала.

 Отвечают на вопросы, вписывают морфологические признаки существительного в кластер;

Записывают тему урока.

Определяют учебную задачу.

Учитель ставит новые задачи так, чтобы дети сами сформулировали тему урока и учебную задачу.

 1. Работа с понятиями, заполнение кластера:

- Что объединяет все эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Какими признаками обладает имя существительное?

2. Систематизировать все названные признаки (постоянные и непостоянные признаки).

3. Сформулировать и записать тему урока.

4. Ответить на вопросы учителя:

- Что мы должны сегодня узнать?

- Чему должны научиться?

 Познавательные УУД:

использование схемы-кластера для решения задачи, анализ информации.

 Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Технология  дебатов, ИКТ

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: получение новых знаний.

  1. Внимательно следить за ответами других, быть готовым сформулировать свою точку зрения.
  2. Самостоятельная работа.

Заполняют таблицу.

  1. Самостоятельная проверка.

  1. Записывают порядок разбора в словарь.

  1. Самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом и образцом разбора.

 

Учитель регулирует деятельность учащихся и ход  урока, оказывает консультативную помощь учащимся.

  1. Дебаты учащихся: чем отличаются друг от друга постоянные и непостоянные признаки имени существительного? Есть ли между ними разница?

  2. Из предложения выписать существительные и распределите их морфологические признаки по столбикам: постоянные и непостоянные признаки. Указать синтаксическую роль существительного в предложении.

       

3 Сравните свои ответы и правильные.

- Кто справился с работой?

- Кто ошибся? В чем?

- Объясните, почему нужно было сделать по-другому?

       

4. Установление порядка  морфологического разбора

5.  Работа с учебником.

   Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое  высказывание, слушать собеседника, вести диалог.

 Познавательные УУД:

Обработка информации, использовать общие приемы решения задач, анализ информации, смысловое чтение.

Регулятивные: знаково-символические УУД

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном  

 

 

Познавательные УУД : смысловое чтение.

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: закрепить полученные теоретические знания на практике.

1  Записывают предложение, разбирают синтаксически (один ученик проговаривает вслух)

2.  Выполняют морфологический  разбор существительного (1 желающий у доски)

Контролирует правильность выполнения задания

Физкультминутка

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Большая Медведица – яркое созвездие на северном небе.

2. Выписать  существительное « (на) небе»  и разобрать морфологически.

 Познавательные УУД:  Обработка информации, использовать общие приемы решения задач, анализ информации.

 Коммуникативные УУД:  построение монологического высказывания на лингвистическую тему.

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: - проверить умение проводить морфологический разбор существительного.

.

1. Выполняют морфологический  разбор существительного самостоятельно.

2. Проверяют.

Контролирует правильность выполнения задания

Морфологический разбор существительного.

 Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД: самооценка на основе критериев  успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: целостно обобщить полученную информацию

Беседа с учителем.

Внимательно слушает высказывания учеников, помогает направить ход рефлексии к осознанию важности морфологического разбора для любой части речи.

Отвечают на вопрос учителя:

1. Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу изученной темы.

2. Как вы считаете, для чего нужно изучать морфологический разбор существительного?

 Коммуникативные УУД:  итоговый контроль по результату.

Регулятивные УУД:  ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем

.Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Составить небольшой текст о звездах и сделать морфологический разбор 2-3 существительных.