К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Томашевская Ольга Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.А. Томашевская

  КБОУ СПО «Енисейский педагогический  колледж»

г. Енисейск, Россия

Начальная школа – это первый образовательный уровень, где закладывается фундамент общеобразовательной подготовки школьников. Сегодня профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного обучения – это не только владение знаниями, умениями и опытом по предмету, но и умение формировать внутреннюю мотивацию познавательной деятельности, четко, логически и доступно излагать свои мысли, сотрудничество, находить пути оптимального общения, уметь раскрыть творческий потенциал, развивать мышление учащихся младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, является неотъемлемой частью педагогического процесса в образовательном учреждении.

В стандарте большее внимание уделяется развитию и воспитанию младших школьников, названы личностные характеристики младшего школьника,  описан «портрет выпускника начальной школы», в котором обозначены любовь к Родине, уважение к ценностям общества и семьи, любознательность, умение учиться, готовность самостоятельно действовать, доброжелательность, здоровый образ жизни. Кроме того, в стандарте как значимая рассматривается деятельность учителя по воспитанию младшего школьника во внеурочное время. Стандарт предусматривает проведение определенного числа внеурочных занятий с младшими школьниками в неделю. Фактически новый стандарт сделал приоритетной задачей учителя воспитание младших школьников, подчеркнул его роль в становлении личности ребенка. Здесь уместно вспомнить  слова Я.А. Коменского, который, ссылаясь на Платона, писал, что «…человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием, если же не воспитывать, или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля» [3, с. 283].

Значимо, что в новом стандарте в качестве результатов образования обозначены не только те, которые могут быть количественно измерены в ходе контроля, но и те, что с трудом подвергаются аналитическому разложению, связанные в первую очередь с воспитывающей и развивающей функцией образования [1]. В связи с этим важно подготовить студентов и к проведению диагностической работы, позволяющей оценивать планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, использовать разнообразные методы и формы оценки эффективности деятельности.

Стандарт среднего профессионального образования, по которым обучение будущих специалистов начинается с сентября 2011 года, предусматривают подготовку обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» к осуществлению вида деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».

Профессиональный модуль «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», разработанный преподавателями Енисейского педагогического колледжа, предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся, и в полной мере учитывает необходимость формирования у студентов готовности реализовать только что принятый новый стандарт начального образования.

Изучение профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» предполагает освоение обучающимися следующих профессиональных компетенций: определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать и проводить внеурочные занятия; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся; анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий; вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Содержание теоретической подготовки будущих педагогов реализуется посредством освоения ими междисциплинарных курсов (МДК): «Основы организации внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Основы организации внеурочной деятельности по предмету», «Организация деятельности творческого объединения».

МДК «Основы организации внеурочной деятельности и общения младших школьников» предусматривает изучение следующих тем: сущность и задачи внеурочной социально-педагогической деятельности, нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников; результаты и эффекты, содержание, методы, приемы и формы организации внеурочной деятельности младших школьников; форма организации внеурочной деятельности младших школьников; основы организации проектной деятельности младших школьников; педагогика досуговой деятельности;  методическое обеспечение внеурочной деятельности; особенности общения детей младшего школьного возраста; организация общения младших школьников.

Междисциплинарные курсы по основам организации внеурочной работы по предмету направлены на изучение содержания и особенностей реализации методов и форм внеурочной работы, связанных со спецификой предметных областей. Такая необходимость вызвана тем, что выпускники нашего колледжа работают в отдалённых районах, где осуществляют преподавание музыки, физической культуры, изобразительного искусства и других предметов самостоятельно. Поэтому изучение МДК  «Основы организации внеурочной деятельности по предмету», «Организация деятельности творческого объединения» усиливают подготовку специалистов.

В процессе подготовки студентов к осуществлению названного вида деятельности переосмыслили все: содержание лекций, семинаров, практических занятий, организацию самостоятельной работы, систему контроля и оценки знаний студентов. 

Формой теоретико-практического курса для студентов являются лекции, на которых рассматриваются вопросы, посвященные фундаментальным основам и актуальным проблемам организации внеурочной деятельности, уточняются, расширяются и обогащаются знания студентов.

В процессе преподавания лекционного курса мы последовательно раскрывали переход от теоретических положений к их конкретной методической реализации. Лекция предполагала не только изложение материала, но и диалог преподавателя с будущими учителями начальных классов.  

Второй компонент содержания подготовки будущих учителей – это практическая подготовка. В качестве основных форм реализации подготовки студентов к  организации внеурочной деятельности в начальной школе мы предлагаем традиционные формы организации учебного процесса: семинарские и практические занятия, каждое из них направлено на формирование методических и профессиональных умений и навыков. При проведении семинарских занятий главное место занимают диалоги, деловые игры, дискуссии в групповой учебной деятельности. Однако, не смотря на то, что формы организации учебного процесса традиционные, построение учебного занятия основано на деятельностном подходе. Каждое семинарское занятие курса «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» имеет целью глубже рассмотреть, изучить и проанализировать основной вопрос проблемы. Нами разработана система занятий, которая включает в себя комплекс методических заданий и упражнений, направленных на обеспечение технологической подготовки будущих учителей. Предложенные занятия позволяют углубить технологическую подготовку студентов, вооружить их необходимыми знаниями в области современных подходов к осуществлению внеурочной деятельности, сформировать необходимые умения и навыки, компетентности, усовершенствовать методическую подготовку студентов в соответствии с современными стандартами.

На практических занятиях мы пытались сформировать у будущих учителей начальных классов умения и навыки организации внеурочной работы учащихся младшего школьного возраста. С этой целью мы разработали практические занятия. Практические занятия имеют целью обсуждения темы, сообщения, выступления и комментарии преподавателя и студентов. Все практические занятия объединяет ориентация на исследование указанной проблемы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо осуществить поисковое исследование, разработать фрагмент занятия, подобрать диагностические методики, составить вопросы для беседы, сформулировать темы исследовательских работ для начальной школы, на занятии – высказать свое мнение и позицию по проблемному вопросу.

Существенную роль в подготовке выпускника к осуществлению профессиональной педагогической деятельности играет система практик, которая направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих получение опыта использования приобретенных знаний и умений в условиях реального педагогического процесса, развитие педагогических способностей как части профессиональной компетентности. С.Л. Рубинштейн писал: «Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от прямой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности. Способность закрепляется в личности как более или менее прочное ее достояние, но она исходит от требований деятельности, она в деятельности и формируется» [5, с. 642].

Практика займет должное место в структуре подготовки учителя начальных классов лишь в том случае, если она будет выполнять и обучающую, и контролирующую функции. С одной стороны, студенты на практике приобретают, совершенствуют ряд профессиональных компетенций, с другой, - именно здесь они демонстрируют определенный уровень профессиональной подготовки. На практике студенты выполняют функции классного руководителя, исследователя, умеющего изучать образовательный процесс и развитие младших школьников, специалиста, умеющего анализировать внеурочную деятельность, осуществлять педагогическую рефлексию.

Практическая подготовка будущих учителей начальных классов реализуется в ходе практик разного вида. Практика по основам внеурочной работы включает в себя следующие виды работ: изучение опыта организации внеурочной работы на базе общеобразовательных школ; знакомство с различными типами учреждений дополнительного образования, организующих внеурочную деятельность детей; изучение форм внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста; овладение практическими навыками по прикладному виду деятельности; планирование и осуществление будущим педагогом внеурочной работы с младшими школьниками по выбранному направлению, диагностику интересов младших школьников, осуществление взаимодействия с родителями во внеурочное время.

В процедуру оценивания результатов обучения по профессиональному модулю мы включили рефлексию, сбор методической копилки, наблюдение за деятельностью студентов, проектирование и проведение внеурочных занятий и его фрагментов, организацию и проведение КТД; проверку, анализ и оценку ведения документации. Как показала практика, данные методы и способы оценки повышают эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.

По окончании практики студенты заполняют ряд отчётных документов: дневник по педагогической практике, конспекты и самоанализ внеурочных занятий, результаты диагностики интересов школьников, досуговую программу, описание сопровождения исследовательского проекта школьника, анализ массовых внеурочных мероприятий учителей школы и рефлексивный отчёт.  Руководители практики (из числа учителей начальных классов) заполняют  оценочные листы выполнения студентом заданий. Руководитель практики – методист колледжа фиксирует результаты работы студента в аттестационном листе.

Предметом оценки по производственной практике является приобретение практического опыта. Контроль и оценка по производственной практике проводится на основе характеристики обучающегося с места прохождения практики, составленной и завизированной представителем образовательного учреждения и ответственным лицом базы практики. В характеристике отражаются виды работ, выполненные студентом во время практики, их объем, качество выполнения в соответствии с требованиями образовательного учреждения организации, в которой проходила практика.

Таким образом, проанализировав первый этап реализации программы профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», можно сделать вывод: во-первых, компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмыслить место и роль теоретических знаний в процессе освоения компетенций; во-вторых, предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду и позволяет адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и общие, сквозные и ключевые компетенции. Кроме того, содержание и методика организации внеурочной работы в начальной школе может стать предметом исследования курсовых и выпускных квалификационных работ обучающихся.

Литература

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Минобрнауки РФ (Стандарты второго поколения).— М.: Просвещение. 2010. – 45 с.
  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: уч. пос. для студ. вузов.— М.: Изд. центр «Академия». 2007. – 352 с.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.Т. 1.— М. Педагогика. 1982. – 439 с.
  4. Тестов В.А. Некоторые методологические проблемы определения качества образования // Педагогика. № 4. 2008. –  С.23 - 26.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.— М: Учпедгиз. 1996.- 688 с.