Пути решения проблемы предшкольного образования в современном ДОУ

Кравец Мария Анатольевна

В статье рассматривается проблема предшкольного образования детей в возрасте 5,5-6 лет; дается характеристика трех составляющих готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predshkolnoe_obrazovanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Пути решения проблемы предшкольного образования в современном  ДОУ»

В настоящее время одной из проблем, стоящих перед специалистами, работающими в системе дошкольного образования, является проблема предшкольного образования детей в возрасте 5,5-6 лет. Педагоги, психологи, врачи рассматривают содержание подготовки детей к школе, формы организации их познавательной деятельности, способы и педагогические технологии позволяющие осуществить реализацию предшкольного образования детей. Результатом предшкольного образования должна стать готовность детей к обучению в школе.

 Под готовностью (понятие «готовность» введено академиком Петровским) ребенка к школе понимается такой уровень физического и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к ухудшению состояния его здоровья.

 Можно выделить 3 составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе:

  • физическая готовность
  • психологическая готовность (эмоционально-волевая, личностная сфера)
  • интеллектуальная готовность

     В консультации мы остановимся на анализе понятия «интеллектуальная готовность к обучению в школе». Под интеллектуальной готовностью понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития познавательных психических процессов, среди которых:

  • достаточный уровень развития психических процессов – мышления, памяти, внимания, воображения, речи, высших психических функций;
  • хорошая координация и достаточное развитие мелкой и крупной моторики.

   Особым образом следует остановиться на особенностях речевого развития ребенка. У детей должна быть сформированы звуковая культура речи, фонематический слух, фонематическое восприятие и представление, активный и пассивный речевой запас. Становление многих основных  учебных умений тесно связаны с качеством звуковой культуры, грамматически правильно построенной речи, ведь ребенок пишет так, как говорит. Огромное значение для успешности обучения, умения выразить свою мысль играет словарный запас. Наконец, от уровня восприятия и осмысления речи учителя, текста учебника во многом будет зависеть быстрота адаптации ребенка к новым условиям. Вот почему необходимо, чтобы в развивающей среде старших дошкольников обязательно присутствовали игры и пособия по основным разделам развития речи: расширение словаря, ЗКР, развитие связной речи, формирование грамматического строя речи.

  • Для диагностики речевого развития ребенка на пороге школы рекомендуется использовать диагностическую тетрадь О.Н. Сомковой «Путешествие по стране правильной речи», изд. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2002 год.

    Уровень развития мышления детей и возможности его логического мышления (для ребенка поступающего в 1 класс необходимо развитие следующих мыслительных операций: умение анализировать, умение устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей действительности, умение использовать замещение и моделирование, умение обобщать и классифицировать) позволяет ребенку-школьнику успешно решать задачи, отвечать на вопросы учителя, находить вывод из проблемных ситуаций.

    Рассмотрим мыслительные операции, необходимые для организации учебной деятельности:

  • мысленное разделение предметов на отдельные части, - в решении этой задачи могут быть использованы технологии развития умственной операции;
  • установление связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;
  • операции  абстрагирования, операции, связанные с  обобщением и классификацией.

  • Содержание работы с детьми представлено в книгах Л.А.Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста», изд. «Просвещение», Москва 1989 г., З.А.Михайловой «Игровые задачи для дошкольников» («Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», В.Г. Гоголевой «Логическая азбука для детей 4-6 лет», Б.Никитина «Ступеньки творчества» («Сложи узор», все вариации игр). Использование разрезных картинок, всех видов пазлов, разнообразных схем построек из строительного материала позволяют развивать умственную операцию «анализ»;

    В дошкольном возрасте у ребенка развиваются два основных вида связи – причинно-следственные и временные, и те и другие формируются на основе  использования наглядности с одновременным вербальным воздействием.

    Как провести педагогическую оценку развития у ребенка предшкольного возраста этой мыслительной операции? Наиболее традиционным способом является использование сюжетных картинок (педагоги называют их «Последовательные картинки»). Для педагогической оценки уровня развития причинно-следственных и временных связей у детей 5-6 лет рекомендуется  использование следующей методики серия из пяти картинок:  картинки в беспорядке кладутся перед ребенком, педагог просит разложить их по порядку и составить рассказ.

    Наряду с этим рекомендуется использовать методику Т.А. Ткаченко «Продолжи фразу». Суть методики заключается в том, что педагог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, устанавливая связь причины и следствия (например: «если в комнату принесли кусочек льда, то…» или «если взлететь высоко, как птица, то …») (подробнее см. М.Ткаченко «Логические упражнения для развития речи»).

Результаты исследования Л.А.Венгера показали, что в основе развития умственных способностей, способностей к абстрагированию лежит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Замещение – это использование ребенком условных заместителей реальных предметов. Первоначально замещение возникает в детской игре. Игровое замещение – начало большого пути, на котором будет и чтение, и математические символы, и нотные знаки, и компьютерные программы. Моделирование – вторая ступень, которую осваивает ребенок после замещения. С научной точки зрения, моделирование – это использование условных изображений объекта, заместителей объекта, которые способствуют развитию абстрагирования. На использовании наглядных моделей основаны многие педагогические технологии дошкольного обучения. Например, технология составления описательных рассказов, технология обучения ориентировке в пространстве, технология обучения дошкольников грамоте, технология математического развития и технологии экологического образования детей. Наглядные модели должны насыщать развивающую среду старшей и подготовительной к школе группе в виде схем, алгоритмов, коллажей, мнемотаблиц.

        Обобщение - самая сложная мыслительная операция, которая только начинает развиваться в дошкольном возрасте. Обобщение – это объединение предметов и явлений по существенным признакам, на основе обобщений идет формирование  понятий.

  • Для педагогической оценки уровня обобщения традиционно используется методика Виноградовой «Исключение лишнего» (подбираются предметные картинки, среди которых каждые три можно объединить, а четвертая картинка лишняя).

        Следующим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является уровень развития произвольного восприятия, которое является основанием для развития произвольного внимания. Важно развивать все свойства внимания, особенно  объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение.

  • В развитии данных свойств внимания могут помочь пособия, подготовленные специалистами дошкольного образования. Это сборник «Школа внимания» (под ред. Осиповой, Малошинской), «Диагностика и коррекция» (под ред. Пылаевой, Ахутина).

         Для успешного обучения в школе ребенку необходима хорошо развитая произвольная память. Важно развивать все виды памяти: двигательную, зрительную, слуховую, тактильную, эмоциональную, словесно-логическую память. Как показывают исследования психологов, в первые месяцы учебы дети 6-7 лет запоминают только 10% информации, которую учитель дает «на слух». Следовательно, больше внимания следует уделять развитию у старших дошкольников именно слуховой памяти. С этой целью в подготовительной группе необходимо иметь картотеку игр и упражнений для развития слуховой памяти, а также использовать отдельные приемы технологии мнемотехники (например, такие как запоминание слов с помощью ассоциаций).

  • Существенную помощь при  подготовке детей к школе педагогам может оказать книга Е.С. Поставневой «Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей».

         Осуществляя работу с детьми дошкольного возраста в рамках предшкольного образования, следует помнить о необходимости соответствия предлагаемого содержания основным дидактическим принципам, среди которых принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и посильной трудности, принцип наглядности, принцип научности. Реализация этих принципов обеспечит  качественную подготовку детей к обучению в школе и позволит решить задачу предшкольного образования.