Экспертиза инновационной деятельности

Александр Пивоваров

Статья о новых принципах к экспертизе инновационной деятельности в педагогике

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ЭКСПЕРТИЗА  ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А.Пивоваров,

доцент кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО, к.п.н.

Гибок язык человека; речей в нем край непочатый.

Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь.

Гомер

(цитирование по: Энциклопедия ума/ Автор-сост. С.Дмитриенко. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 606с.)

К читателям от автора. В предлагаемой статье содержится довольно много малоизвестных широкому кругу педагогов терминов. Это не страшно. Во-первых, к каждому из них есть объяснения и сноски, перевод на общепринятый язык. Во-вторых, если мы говорим и пишем об инновационной деятельности, новые мысли следует излагать современным языком. Бесконечное однообразие «формирований», «внедрений», «осуществлений» не позволяет определить индивидуальный смысл инноваций. В-третьих, все это запоминать и привлекать в новую практику образования совершенно не обязательно, можно действовать по «стереотипу» прошлых лет, но тогда не станет и инноваций.

        Ключевые слова к данной статье: антропологический аспект, субстанция, супервентность, модус, атрибут, монада, диада, триада, трансцендентность, точки роста.

Экспертиза инновационной деятельности рассматривается нами в контексте гуманитарного управления процессами изменения в образовании. Проведение экспертизы позволяет обнаружить «следы посещения»1 (провести исследование) образовательного учреждения инициаторами и разработчиками инноваций. Анализируя эти «следы», эксперты могут указать на расхождение заявленной траектории инновационного развития с реальным положением дел. В этом и заключается роль (цель) экспертизы как средства управления инновационными процессами.

Однако прежде чем говорить об экспертизе, нам необходимо разделить понятия «образовательные инновации» и «инновации в образовании». Образовательные инновации характеризуют антропологический аспект, личностное приращение, «перезагрузку»2 профессиональной деятельности, постижение новых смыслов образования, обретение личностно значимых качеств педагога, как безусловного субъекта, иначе говоря, субстанцию3 всех изменений. Инновации в образовании характеризуют внешние изменения в  целом в системе образования (реструктуризация сети сельских школ, профильное обучение, введение образовательных стандартов второго поколения) или определение локальных «точек роста»4 (открытая школа, кластерная модель сетевого взаимодействия) муниципалитета.

Несмотря на то, что образовательные инновации супервентны5 по отношению к инновациям в образовании, в массовом представлении они рассматриваются как нечто имманентное6 внешним изменениям. Поскольку в практике работы образовательных учреждений Кировской области наибольшее   распространение получили именно инновационные проекты в образовании, то среди многообразия критериев эффективности выделим только те, которые имеют прямое отношение к данному виду инноваций. При этом все же отметим, что экспертиза является не просто одним из средств управлением образованием, но и средством преодоления «антропологического дефицита»7 образования. В этой связи задачи экспертизы можно сформулировать следующим образом:

  • выявление прецедентов (уникальных явлений) изменения образования, возникающих по инициативе участников образовательной практики;
  • определение сути и содержания инновационных изменений в образовании (качества изменений);
  • установление границ изменения (горизонта охвата) посредством указания на прямые результаты педагогического влияния и возможные социальные эффекты реализации инициатив;
  • оценивание инноваций относительно их потенциала и ресурсозатрат для совершенствования системы образования;
  • выработка рекомендаций по усилению и привлечению инновационного ресурса в образование;
  • усиление связи с местным сообществом, как во время разработки проекта, так и в процессе его реализации, специальное выращивание новых субъектов образовательной деятельности;
  • создание новых организационных форм взаимодействия внутри образовательного учреждения и в окружающем социуме;
  • появление новых образовательных форм, изменение традиционных (кружок, факультатив, урок);
  • порождение в образовательных проектах таких форм работы, которые влияют на изменения образовательной ситуации в школе, социуме;
  • повышение уровня системности за счет выхода во внешнюю среду (образовательную галактику, сеть) более высокого уровня.

Критерии инновационного развития образовательного учреждения в соответствии  базовой философской триадой8 (в сноске жирное выделение сделано автором) можно сгруппировать по трем основаниям: модус9, атрибут10 и  субстанция. Первые два из них представляют философскую диаду11, последняя – монаду12, а все вместе образуют неразрывное единство явления.

I. Модус. Применительно к содержанию данной статьи мы станем пользоваться не исходным термином, а производным – модальность13, понимаемая под ним определение, данное в Большом энциклопедическом словаре [1]. В этом смысле модальность инновационной среды (внутренней аспект) определяется как ее качественно-содержательная характеристика (созидание, обновление, функционирование), показателем которой является наличие или отсутствие в инновационной образовательной среде пространства развития.

Показатели:

1.1. Соответствие темы и содержания инновационного проекта стратегическим направлениям развития образования в России и Кировской области.

1.2.  Наличие условий и возможностей для развития.

1.3.  Обновление содержания и методов образования:

  • интеграция основного и дополнительного образования,
  • преемственность дошкольного и школьного образования,
  • состояние профильного обучения.

1.4. Работа учреждения по укреплению здоровья и безопасности участников образовательного процесса и духовно-нравственного воспитания.

1.5. Характеристика комфортности образовательной среды.

II. Атрибут. Неизменная характеристика инноваций. Под этим параметром мы понимаем социальную  открытость образовательного учреждения (внешней аспект) как показатель социально-ориентированного созидательного потенциала, включения и распространения инновационной практики.

Показатели:

2.1. Трансляция достижений: презентации и мастер-классы по теме инновационной деятельности в рамках семинаров, ярмарок, форумов, образовательных событий.

2.2. Работа со СМИ: теле-радио передачи, сообщения, сюжеты, буклеты, брошюры, газеты.

2.3. Публикации, обобщение опыта работы по теме инновационной деятельности.

2.4. Подготовка и предъявление товаров и услуг по направлению инновационной деятельности (методические модули, программно-технологические проекты).

2.5. Применение ИКТ технологий.

III. Субстанция. Развивающий потенциал (личностный аспект) как количественная характеристика, дающая представление об уровне организации инновационных возможностей образовательного учреждения. Реализация личных профессиональных целей в инновационной деятельности (лауреаты и призеры различных профессиональных конкурсов).

Важнейшими в этом критерии являются определение ценностей собственной профессиональной позиции в инновационной деятельности (разработка проекта, публикации). Выход педагога в трансцендентность14, за пределы собственного «Я».

Показатели:

3.1. Включение педагогов в реализуемые инновационные практики: семинары, творческие, проблемные, фокус-группы, «сеттинги»15, творческие лаборатории, педагогические проекты.

3.2. Реализация собственной инновационной идеи:

  • наличие мер поддержки администрации (морально-материальное стимулирование),
  • наличие специально организованных событий (педагогические конкурсы, карусель педагогических идей).

3.3. Возможность обучаться инновационной деятельности в образовательном учреждении:

  • семинары и конференции внутришкольного уровня,
  • педагогические мастерские, мастер-классы,
  • наставничество.

3.4. Открытость информации о результатах инновационной деятельности:

  • наличие банка данных по инновационной деятельности для администрации, педагогов, учащихся, родителей,
  • освещение результатов инновационной деятельности,
  • публичный доклад образовательного учреждения.  

3.5. Социальная востребованность выпускников (известность в селе, городе, системе образования):

  • участие в олимпиадах и конкурсах,
  • средний балл ЕГЭ,
  • поступление в учреждения профессионального образования.

Естественно, в практике экспертной деятельности могут встретиться иные основания, что вполне закономерно, однако выделение нами трех ведущих критериев не противоречит контекстному меню показателей и индикаторов.  

         Примечания:

  1. Следы посещения, термин, сравнительно недавно вошедший в педагогический лексикон, означает изменение образовательной практики в результате взаимодействия инициаторов, разработчиков и реализаторов  инновационного проекта.
  2. Перезагрузка профессиональной деятельности означает принятие новых норм, переход от модели специалиста к образу профессионала.
  3. Субстанция (лат. static – стоянка, станция). Субстанция – подстанция – абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений.
  4. Точки роста – те направления деятельности, которые удаются лучше всего.
  5. Супервентность – первичность, первообразность, приоритетность явлений, качеств по отношению к другим. Супервентность не производна, не вытекает, как следствие их других параметров.
  6. Имманентность – внутреннее, органически обязательно присущее указанному явлению качество.
  7. Антропологический дефицит – неумение эксперта за внешней формой инновации видеть личность педагога, ученика, родителя.
  8. Триада – троица – тройственный ритм движения, бытия и мышления, а также особый способ классификации и моделирования действительности.
  9. Модус (лат. мodus – мера, способ, образ, вид) – свойство вещи, явления, которое в одних свойствах проявляется, а в других не проявляется. (Непостоянство модуса заложено в таком привычном для нас слове как мода).
  10. Атрибут (лат. аttribuo – придаю, наделяю) – характерный признак субстанции, необходимое и существенное свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и проявлениях.  
  11. Диада (греч. dias – двоица) – философское и бытовое отражение двойственности мира.
  12. Монада (греч. monas – единица) – нечто самое простое, наименьшее и неделимое.
  13. Модальность – общая направленность педагогического процесса, отношение к содержанию происходящих перемен. (К этому термину близко примыкает популярный в педагогике последнего времени термин моделирование – построение идеальных, абстрактных образов, аналогов реальных процессов и явлений.
  14. Трансцендентность – термин, противоположный имманентности, выход за пределы традиционных границ, трансляция своих установок другим, расширение сферы влияния.
  15. Сеттинг – окружение (сеть), сообщество по интересам; является признаком педагогической культуры общения. Умение строить свой сеттинг – признак педагогической компетентности.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 1247с. – (Современная энциклопедия».
  2. Современный философский словарь / под общей редакцией д.ф. н. профессора В.Е.Кемерова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 864с.
  3. Пивоваров А.А. Монолог о качестве образования. Пути повышения качества общего образования [Текст]: материалы областной научно-практической конференции (10декабря 2009г). Киров. КИПК и ПРО, 2010. – 179с.
  4. Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г.Н.Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2007. – 156с.

Возможная квалиметрическая таблица эффективности инновационной деятельности

параметр

оценка

0

1

2

I

Модус. Модальность образовательной среды.

1.1

Соответствие темы и содержания проекта приоритетным направлениям развития образования

нет соответствия

соответствует частично

полностью соответствует

1.2

Работа ОУ в режиме развития

функционирование

частичные изменения

системные изменения

1.3

Обновление содержания и методов образования

традиция

отдельные элементы

новая практика

1.4

Укрепление здоровья педагогов и учащихся

здоровьесбережение

здоровьеумножение

ЗОЖ

1.5

Организация воспитательной работы

план мероприятий

выстроенная система работы

ученическое самоуправление

Итого по критерию I

II

Атрибут. Открытость образовательного учреждения

2.1

Трансляция педагогических

достижений

традиционные формы (семинары, открытые занятия)

обобщение и презентация инновационного опыта

предъявление товаров и услуг по направлению инноваций

2.2

Работа со СМИ

публикации в местной печати

окружные теле-радио сюжеты

региональные сообщения

2.4

Выход во внешнюю среду

на уровне муниципалитета

на уровне округа

на региональном уровне

2.4

Привлечение ИКТ технологий

эпизодически

внутри ОУ

постоянный выход в открытую сеть

2.5

Развитие общественного управления

формальное наличие гражданских институтов

привлечение общественных организаций к контролю

непосредственное влияние на  образовательную

политику ОУ

Итого по критерию II

III

Субстанция. Развивающий потенциал инновационной деятельности

3.1

Рост профессиональной квалификации педагогов

нет динамики

динамика не существенна

резкий положительный

градиент изменений

3.2

Участие в профессиональных конкурсах

на уровне муниципалитета

на уровне округа, региона

призеры премий Президента

3.3

Включение в инновационные практики

эпизодически

в качестве исполнителя

в роли организатора

3.4

Обобщение передового опыта работы

на уровне муниципалитета

 

на уровне округа

на уровне региона, в сети

3.5

Социальная востребованность

учащихся

на уровне образовательного учреждения

участие в олимпиадах, конкурсах

поступление в учебные заведения

Итого по критерию III

Всего баллов