РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Титкова Евгения Алексеевна

Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Материал для работников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №6 "Светлячок" города Лесосибирска"

Доклад на тему:

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Выполнила: Титкова Е.А.

Лесосибирск 2014

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Титкова Е.А.

  Изучение трактовок понятий «навык» и «коммуникативный» дает возможность сформулировать следующее определение коммуникативного навыка: коммуникативный навык – это  умение общаться, которое формируется путем многократных упражнений. Коммуникативный навык кроме владения речью подразумевает владение и невербальными средствами общения (телодвижения, жесты, мимика, пантомимика и т.д.)

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников имеет следующие особенности:

  • произвольная память у старшего дошкольника проявляется в ситуациях, когда ребёнок сам ставит перед собой цель запомнить и вспомнить, воспроизвести, рассказать, объяснить;
  • к старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов;
  • продолжается общее обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребёнком);
  • увеличивается лексический запас словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами;
  • в старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка;
  • возрастает удельный вес простых распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
  • у детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;
  • дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения;
  • в процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников:

  • отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки);
  • некоторые старшие дошкольники не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации;
  • допускают ошибки в образовании разных грамматических форм;
  • некоторые дети затрудняются в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Развитию коммуникативных навыков старших дошкольников способствует совокупность многих организационно-педагогических условий. На мой взгляд, основными из них являются:

— речь воспитателя должна быть предельно грамотной, так как она является основным источником развития речи старшего дошкольника;

— развитие коммуникативных навыков должно происходить регулярно, в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни старшего дошкольника;

— особое место в развитии коммуникативных навыков должна занимать игра, так как она является ведущим видом деятельности старших дошкольников;

— игры, выбираемые для старших дошкольников, должны быть направлены на развитие различных коммуникативных навыков детей.

Учитывая данные условия развития коммуникативных навыков старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, я сделала реализую их в системе различных игр, состоящей из четырех блоков: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на умение конструировать «текст для другого».

           1 блок игр на развитие умения сотрудничать

(Поводырь)В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями. ( Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого ).

 2 блок игр на умение активно слушать. 

(Мое начало - твой конец)Дети делятся на две команды: одна -придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке; другая - ее продолжение (также по цепочке). (используется прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника).

3 блок игр на умение перерабатывать информацию.

(Пойми меня) Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др. (Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации).

4 блок игр на умение конструировать «текст для другого».

 (Опиши друга) Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнёра. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен. (Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично).

           Таким образом, целенаправленная работа педагога с использованием различных игр по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников может быть весьма успешной, если:

  • игры педагогом проводятся правильно, с соблюдением всех условий и правил;
  • игры соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников;
  • если игры проводятся регулярно (каждый день).

Однако, развитие коммуникативных навыков посредством игры не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и последующему развитию коммуникативных навыков.

                                         

                                              Литература

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  2. Бестужева, Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 62 – 67.
  3. Гаврилушкина, О. Проблемы коммуникативного общения дошкольников // Ребёнок в детском саду. – 2003. – №1. – С.19-21.
  4. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребёнок в детском саду. – 2003. - №2. – С.12 – 16.
  5. Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С.3-9.