Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка

Козлова Александра Дмитриевна

Приемы самоконтроля и взаимоконтроля при обучении грамотному письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_samokontrolya_i_vzaimrokontrolya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 104 ФИЛИАЛ

«Приемы самоконтроля и взаимоконтроля  на уроках русского языка при обучении грамотному письму»

Доклад подготовила

учитель начальных классов

Козлова А.Д.

2013г.

1 слайд – титульный

2 слайд

Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

3 слайд

Я считаю, главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

4 слайд

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. (Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками). Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся.

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

5 слайд

Первые шаги в этом направлении: постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо: посмотрите какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Сверьте написанное с книгой, с доской. Самостоятельно сверьте каждое написанное это слово – нет ли в нем пропусков или перестановок букв, описок. Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Постепенно у учащихся вырабатывается умение проверять себя, появляется привычка контролировать себя не только после письма, но и до письма, и не только в классе, но и при выполнении заданий дома. Ну, а если не ставить перед учениками такой задачи, то и качество выполняемой работы, как правило, низкое.

6 слайд

Особое внимание надо уделить самоконтролю при обучении условным или традиционным написаниям: сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и словам с непроверяемыми гласными. Самоконтроль в этих случаях состоит в том, чтобы, опираясь на зрительную память, написать правильно буквосочетания или слова. Здесь используем такие задания: посмотри, как оно написано в книге; закрой книгу и напиши это сочетание (слово) самостоятельно; проверять по книге, правильно ли ты написал.

7 слайд 

Наиболее эффективные упражнения для развития навыка самоконтроля, это: сравни написанное с напечатанным текстом; выпиши из текста слова с нужными орфограммами; подчеркни орфограмму, проверь списанный текст по учебнику – не пропусти ни одного неверно написанного слова; разбери слово по слогам, звукам и буквам.

8 слайд 

Навыки самоконтроля развивают предупредительные диктанты с применением сигнальных карточек, выборочные диктанты и комментированное письмо. Главное при воспитании навыка самоконтроля – научить детей осуществлять самоконтроль в процессе письма. Именно этому способствует комментированное письмо. Объясняя правописание различных орфограмм в процессе письма, ученик вырабатывает привычку самоконтроля.

Важно также научить детей комментировать свое письмо. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение а процессе записи слов, предложений. Вот как комментируют наши ученики на уроке. Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелет. В окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф.подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”. В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся.

Использование перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды. Например:

С деревьев дождем сыплются листья.

С е ь о тся ь

Эта работа дает хорошие результаты.

С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимопроверка. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки, и сам исправляет их. А так же коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания дает хороший результат для выработки навыков безошибочного письма.

9 слайд

Интересно проходит и такая работа по формированию орфографической зоркости, как взаимоконтроль при работе в парах. Делаем это так: учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и а полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

Проверка в парах. Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова “+”, если слово считает подходящим;

б) ставит “?”, если неуверен, а сосед не мог его убедит (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел доказать автору его неправоту.

 Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

10 слайд

Таким образом, используя на уроках русского языка многообразные формы и приемы работы, предлагая детям  различные задания , мы формируем у учащихся  навыки самоконтроля и взаимоконтроля.