Роль игровой деятельности на уроках технологии и формировании познавательных интересов школьников.

Анучин Андрей Александрович

Аттестационная работа Анучина А. А. является содержательным исследованием, где отраженны и наглядно продемонстрированы  проведенные самостоятельно эксперименты. Тема работы соответствует направлению курсы переподготовки «Содержание и методика преподавания предмета «Технология». Структура работы выдержанна: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы.

В первой главе автор раскрывает теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов школьников  в дидактической игре на уроках технологии, определяет понятие познавательный интерес и познавательная активность, познавательная деятельность, анализирует классификацию дидактические игры и определяет приоритет.

Во второй главе рассматривает применение ряда дидактических игр на уроках технологии в школе, проводит ряд исследований, из которых виден рост познавательной активности учеников во время проведения дидактических игр на уроках, что доказывает эффективность технологии, позволяющей добиться эффективности обучения за счет повышения интереса учащихся к данному предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igravaya_deyatelnost.rar326.82 КБ

Подписи к слайдам:

Роль игровой деятельности на уроках информатики в формировании познавательных интересов школьников
.
Работу выполнил:Анучин Андрей Александровичучитель технологии МОУ СОШ №8 г. Люберцы М.О
Цель работы:
РАССМОТРЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ, ВЫСТУПАЮЩИХ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Объект исследования:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Предмет исследования:
РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
Выявить степень влияния дидактических игр на развитие познавательных интересов школьников на уроках информатики.
Проанализировать классификацию игр.
Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении школьников.
Проверить эффективность использования дидактических игр на уроках информатики.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
АНКЕНТИРОВАНИЕУЧАЩИХСЯИ УЧИТЕЛЕЙ
НАБЛЮДЕНИЕЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮУЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯМИ
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
БЕСЕДАС УЧЕНИКАМИИПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИЗУЧЕННИЕКОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛЬНИКОВ
Познавательный интерес
Познавательнаяактивность
Познавательнаядеятельность
Интерес к учебному предмету
Средство обучения(занимательность, стимул)Внешнее проявление
Мотив учебной деятельности(потребности личности)
Внешние условия (деятельность учителя,методы обучения,психологический климат,совместная коллективная)
Внутренние условия(качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования)
требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.»
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.»
И Г Р Ы
Естественныеигры
Искусственныеигры
Игры животных
Игры детей
Детскиеигры
Имитационныеигры
Результативныеигры
Подвижные игры
Строительные игры
Ролевыеигры
Спортивныеигры
Имитационныеигры
Абстрактныеигры
Деловыеигры
Дидактическиеигры
Военныеигры

Спортивныеигры
дидактическая игра - это деятельность, организуемая в процессе обучения.
группы игр, развивающих познавательную активность ребенка. предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. дидактические – это игры с готовыми правилами. строительные, трудовые, технические, конструкторские. интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги воздействующие на психическую сферу.
1
2
3
4
5
Отношение учителей информатики к дидактическим играм
75,9
34,4
4,9
нет
19,4
38,2
12,8
редко
4,7
27,4
82,3
да
3. Используете ли вы игры во внеурочной деятельности?
94,2
76,4
10,2
нет
5,8
19,3
62,3
эпизодически
-
4,3
27,5
да
2. Используете ли вы дидактические игры на уроках информатики?
4,1
6,2
3,6
не знаю
86,9
71,6
15,6
нет
6,4
14,5
29,5
иногда
2,6
7,7
51,3
да
1. Необходимо ли использование дидактической игры в учебном процессе?
старшее звено
среднее звено
начальное звено
Ответы учителей, в %
Вопросы
Таблица хорошо иллюстрирует то, что дидактические игры, в основном, используются учителями начальной классов. На старшей же ступени обучения дидактические игры учителями практически не используются.
80 60 40 20 0
Полож.
80 60 40 20 0
Полож.
Отрицательное.
Избирательное.
Отрицательное.
Избирательное.
рис. №1
рис. №2
Применение дидактических игр на уроках информатики привлекает детей, повышает интерес к предмету, к учителю, активизирует познавательный интерес школьника , что еще раз подтверждает целесообразность применения этого метода при изучении курса информатики.
Отношение учеников к предмету информатика
уроки информатики с применением дидактических игр
уроки информатики без применения дидактических игр
Сравнивая полученные результаты в течении года, можно отметить некоторый рост познавательного интереса и творческой активности
Общие показатели уровня познавательного интереса и творческой активности учащихся 6-х классов (февраль 2010 г.)
применяемые учителем методы и приемы, дидактические игры частично способствовали развитию познавательного интереса и творческой активности.

Одним из средств активизации учебной деятельности школьников всех уровней на уроках информатики является дидактическая игра.
Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательный интерес школьников.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
ВЫВОД