Доклад Формирование у подростков здорового образа жизни.

Ярославцева Галина Ивановна

Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих видов деятельности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_mart_2013god.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

         

     Доклад

Тема: "Формирование у подростков  

                   здорового образа жизни."

           Воспитатель: Ярославцева Г.И.

Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих видов деятельности воспитанников:

1)  выявление и формулировка проблем связанных с переживанием воспитанниками как состояния благополучия (здоровья), так и болезни. построением таких отношений;

2)  поиск способов разрешения выявленных проблем;

3)  обоснование предлагаемых способов разрешения выявленных проблем с опорой на систему научных, философских знаний, на аксиоматические высказывания, на примеры из обыденной жизни;

4)  участие в дискуссии по поводу определения оптимальных способов решения выявленных проблем;

5)  создание проектов самостоятельной деятельности по изучению условий возникновения проблемы, по поиску способов их решения, по решению проблем, связанных с недостатком или утратой человеком здоровья;

6)  деятельность по решению конкретных проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

7)  деятельность по анализу собственной деятельности по решению проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

8)  ценностная рефлексия воспитанников.

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла.

Для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, воспитателей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет воспитанников задуматься над самим понятием здоровье, связать его с поведением человека, а также состоянием природы.

Задача здоровье сберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии).

Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.

И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

 Выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:

 это информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования школьника о здоровом образе жизни; использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к здоровому образу жизни; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя.