Технологии работы социального педагога с педагогическим коллективом в рамках ранней профилактики правонарушений среди учащихся

Екатерина Владимировна

Расскрывает технологии работы социального педагога с педагогическим коллективом в рамках ранней профилактики правонарушений среди учащихся образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_profilaktika_pravonarusheniy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая консультация от 13.12.2012г.

Тема: «Технологии работы социального педагога с педагогическим коллективом в рамках ранней профилактики правонарушений среди учащихся».

Цель: проанализировать подходы и технологии организации профилактической работы педагогического коллектива относительно ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в общеобразовательной школе.

Содержание консультации.

Общественная миссия школы - миссия педагогического сопровождения ребенка в реализации его права на образование.

На сегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.

 Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

- выявление детей этой категории в детской среде;

- мониторинг социальной ситуации развития;

- организация работы с детьми;

- организация работы с семьёй и ближайшим окружением ребёнка.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требуют участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль может принадлежать команде школьных специалистов.

Таким образом, педагоги школьной команды могут своевременно выявить детей группы риска, определить социальную ситуацию развития ребёнка, факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребёнка (внутренние и внешние), разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу сопровождения. Социальный педагог - ключевая фигура в профилактической работе с детьми группы риска, осуществляющий представительскую и посредническую функции.

Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия — защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

 Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей (в Приложениях приводятся схемы взаимодействия социального педагога с педагогическим коллективом школы и координационный план работы с детьми группы «риска»).

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся:

- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;

- помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления;

- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

- пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;

- организация летних профильных смен для детей «группы риска».

Деятельность школы направлена на оказание своевременной помощи детям «группы социального риска» и привлечение специалистов для поддержки образовательного учреждения в профилактической работе с ними.

Таким образом, перед школой ставятся две главные задачи:

- организация действенного взаимодействия специалистов социально-педагогических и других организаций в решении проблем несовершеннолетних;

- создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.

В деятельности школы по профилактике правонарушений можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:

- создание банка данных детей группы «риска»;

- диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления;

- разработка индивидуальных программ профилактики;

- реализация программ.

Одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;

2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

Для выявления детей, требующих повышенного педагогического внимания, предлагается использовать разработанную анкету (см. Приложение 2).

Данная диагностика позволяет выявить детскую проблематику, определить её причины и факторы риска, лежащие в основе противоправного поведения и приступить к созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов. При этом сама программа как совокупность целенаправленных мер и мероприятий имеет гибкий характер и может корректироваться по ходу деятельности.

Индивидуальные программы профилактики правонарушений могут иметь следующий характер: информационно-пропагандистский; ролевой; игровой; деловой; досуговый и предназначаться для формирования как устойчивого негативного отношения подростка к возможным правонарушениям, так и для формирования позитивных установок на здоровый образ жизни и конструктивные отношения с людьми. Основными видами деятельность педагогической команды могут стать реабилитация, т.е. восстановление и укрепление статуса подростка, его психофизических возможностей и создание ситуации успеха.

Ситуация успеха для подростка «группы риска» достигается по технологии представленной в пособии - Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск: 2004, С. 56-61. Основными составляющими данной деятельности должны стать трансформация и удовлетворение основных потребностей подростка, поддержка и взращивание личностных новообразований, организация основных видов деятельности, характерных для подросткового возраста.

Социальный педагог      Измайлова Е.В.