Автоматизация звука Р посредством логоритмики

Конспект логопедического занятия сиспользованием логоритмики для начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия сиспользованием логоритмики

Тема: «Автоматизация звука Р посредством логоритмики».

Цель:Закрепить и автоматизировать произнесение звука Р в спонтанной  

          речи..

Задачи:

- уточнение правильной артикуляции звука Р

- развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза

- выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью

- развитие мелодико-интанационных и просодических компонентов

- совершенствование общей и мелкой моторики

- развитие логического мышления и памяти

Оборудование: магнитофонная запись с птичьими голосами, картинки и маски с изображением птиц и животных, наборное полотно, цветные карандаши, конверт с вариантами заданий, загадки,музыкальный инструмент, ребус

                                     Ход занятия:

Звучит магнитофонная запись с голосами птиц. На этом фоне учитель-логопед читает стихотворение Б. Заходера «Птичья школа».

На старой липе во дворе

Большое оживление

Повесил кто-то на заре

Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов,

Занятия с пяти часов,

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов

Слетелась птичья стая:

Воробушки, галчата,

Чижи, стрижи,

Щеглята

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят,клюются,

Толкаются, дерутся…

Что сделаешь-

Птенцы!

Новот влетел учитель в класс

И суматоха унялась.

Сидит смирнее голубей

На ветвях молодёж,

Учитель- старый Воробей,

Его не проведёшь!

Он справедлив, но очень строг

- Итак, друзья, начнём урок!

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на занятие в птичью школу, а чтобы птички приняли вас за своих, наденем на головы маски с их изображением.

Послушайте и отгадайте загадки про птиц, с которыми вы будете заниматься.

На шесте весенний дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер,

На крыльце поёт отец

Он и лётчик и певец.

                                 (Скворец).

Чик – чирик!

К зёрнышку прыг

         Клюй, не робей

Кто это?            (Воробей)

Непоседа хитрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

                             (Сорока)

Ты его узнаешь сразу

Белоклювый, черноглазый

Он за плугом важно ходит

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник тёплых дней.

                             (Грач)

Чёрная, как вар, кричит «Кар»

                                   (Ворона)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

    Он появится опять.

                                    (Снегирь)

(Дети отгадывают загадки).

Логопед:Молодцы, ребята.

Теперь рассадите на нашем дереве птиц так,чтобы слева сидели перелётные птицы, а справа зимующие. (Попутно уточняется, какаие птицы называются перелётными, а какие зимующими.)

Дети произносят названия птиц).

Логопед: Возьмите свои волшебные ручки и запишите названия этих птиц в тетради в два столбика.

Подчеркните букву Р красным карандашом.

 Посмотрите, какая птица зашифрована в этом ребусе?

Сколько букв Р у вас получилось?

(Звучат ответы детей).

Логопед: Ребята, вы немножко устали выполняя задание.

                 Давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гмнастика «Грачи».

Мы лепили куличи

(«Лепить пирожки»)

Прилетели к нам грачи

(Помахать «крыльями» -ладошками)

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог,

(Поочерёдно массировать каждый палец, начиная с большого)

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

(Постучать пальцами по коленкам).

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно загибать пальцы)

Выходи грачей считать.

Логопед: Посмотрите, какая птица зашифрована в этом ребусе?

                                     40 а

(звучат ответы детей).

Логопед: Правильно, сорока. Сколько гласных в этом слове? Сколько согласных?Разбейте это слово по слогам (Со-ро-ка)

Логопед:Наша сорока проболтала весь урок и наделала ошибок при составлении рассказа о весне.

Послушайте, что она сочинила:

                            Пришла весна.

Тёплое солнце греет землю. С деревьев опадают листья.Прилетели перелётные птицы. Становится всё холоднее и холоднее.

               (Дети исправляют ошибки в тексте).

Логопед: Запишите этот рассказ в тетради.

                Весёлый ветерок дует, кружит, вертит, в

                форточку влетает, конверт с красной

               маркой нам на парту нам бросает.

               Ну-ка (…) посмотрим, что за вести там

               внутри.. Что же пишут нам? Неясно.

              Давайте попробуем расшифровать

              послание. ( Ребята, прочитайте и

              произнесите чётко скороговорки.)

(бя – та – Ре, тай – про – чи – те и  не – из – про – те – си  ко – чёт  ро – ско –вор – ки – го.)

1. Тара – тара – та –ра – ра

 Едут в поле трактора.

  1. На дворе трава,

На траве дрова

Не растёт трава,      

     Где лежат дрова.

  1. Варвара варенье доваривала,

Ворчала да приговаривала.

  1. Летели три вороны

Черны пёстроголовы

.

5. Труба трубит, труба поёт,

    Трубач по городу идёт.

6. Гроздья Рябины

    На солнце горят

    Рябит от рябины

   В глазах у ребят.

(Дети читают и произносят скороговорки)

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами поиграем в игру «Птички и  

                кот» (Музыка А. Флипенко « Вот какие чудеса» )

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли птички погулять,

 Только хитрый рыжий кот

Погулять им не даёт.

Эта птичка воробей,

Эта птичка соловей,

Эта птичка скворушка

Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, эта – чиж,

Эта – развесёлый стриж.

Рыжий кот крадётся к вам

Птички, птички по домам.

(Дети убегают в свои домики)

Логопед: Молодцы, ребята. Чтобы кот на вас не обиделся за то, что вы от    

                него убегали, выполните из разрезанных фигурок его изображение и  

               придумайте ему кличку с буквой «р».

             (Предполагаемые ответы: Рыжик, Барсик, Барон, Цезарь,  

               Матроскин, Борис)

  Дети называют из каких фигур сделали кота. (Треугольники, круг,       квадраты)

Запишите кличку кота в тетради. Подчеркните букву р. Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Учитель воробей остался вами доволен, а чтобы нашим птичкам было, что кушать зимой, давайте посадим им зёрнышек и станцуем хоровод «В землю зёрнышко посадим…»

В  землю зёрнышко посадим

(наклоны корпуса вперёд)

Очень малое оно.

Но как солнышко засветит,

Прорастёт моё зерно.

(Глубокое приседание с постепенным вставанием)

Ветер тучку пригнал

(Наклоны туловища вправо – влево, руки вверху)

И водички нам дал.

Мы сожнём своё зерно

(Повороты вправо – влево)

И размелем его.

А хозяйка из муки

Испечёт нам пироги

(Печь пирожки)

И большой каравай

Всем на радость раздавай.

Логопед: Ребята, с каким настроением вы закончили занятие? Возьмите

                себе птичку, которая соответствует вашему настроению.

 (Детям раздаются 2 варианта птиц – поющая и нахохлившаяся. Каждый ребёнок выбирает птицу по своему настроению)