Технология профилактики компьютерной зависимости у подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komp-aya_zav-t_gr.kons_._26.09.13.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель - представить социальным педагогам технологии первичной профилактики компьютерной зависимости. Задачи: познакомить социальных педагогов с понятием «компьютерная аддикция»; рассмотреть механизм возникновения компьютерной зависимости у подростков; научить выявлять признаки психологической зависимости от компьютера; классифицировать компьютерные игры по степени опасности. п редставить разработанные авторами технологии первичной профилактики компьютерной зависимости. 2
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction — склонность, пагубная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путём. Классификация аддикций (Ц . П. Короленко и Н. В. Дмитриева): I. Нехимические аддикции : • патологическая склонность к азартным играм ( гэмблинг ); • компьютерная аддикция; • сексуальная аддикция (гомосексуализм, лесбиянство, перверсии ); • работоголизм ; • аддикция к трате денег; • аддикции отношений (патологическая привычка к определенному типу отношений); • ургентные аддикции (привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени). II . Промежуточные формы аддикции : • аддикция к еде: А) нервная анорексия F 50.0; Б) нервная булимия F 50.2. III . Химические аддикции F 10-F19: аддикция к алкоголю, табаку , кофеину, опиатам, каннабиоидам , галлюциногенам, растворителям , транквилизаторам, барбитуратам . 3
Что такое компьютерная зависимость? Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990году, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко – и нарко - зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что это заболевание приводит к раздвоению личности 4
Как формируется зависимость? Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром. 5
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Зависимость от Интернета (сетеголизм) Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) 6
Причины компьютерной зависимости Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми Недостаток внимания со стороны родителей Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении Желание ребенка быть «как все» его сверстники Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье 7
Стадии развития компьютерной зависимости Стадия лёгкой увлечённости. После того, как ребёнок (подросток) один раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Он получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что потребность играть в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии ещё не сформирована , игра не является значимой ценностью для человека . Стадия увлечённости . Фактом , свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – играть в компьютерные игры . Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств. 8
Стадия зависимости . Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре в зону наиважнейших потребностей, что характеризуется изменением самооценки, самосознания. Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной или индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов (хотя в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своём влиянии на психику человека, поскольку социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, всё же, как правило, не даёт подростку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до соматических и психических нарушений. Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушается не только мировоззрение, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики: она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Такие подростки подолгу играют в одиночку, потребность в игре у них находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они «не принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворённость, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Если у подростка эта стадия затянулась, и он не в состоянии самостоятельно перейти на другую, то ему необходима помощь специалистов. 9
Стадия привязанности . Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека. Отношения подростка с компьютером можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. То есть человек уже «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью избавиться от психологической зависимости от компьютерных игр не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. 10
Общие признаки зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за зависимого поведения разрушение отношений зависимого человека со значимыми людьми раздражение или разочарование по отношению к значимым для него людям скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать время, проводимое за играми 11
Симптомы психологической зависимости от пк Х орошее самочувствие или эйфория за компьютером Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером Увеличение количества времени, проводимого за компьютером Ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером Невозможность остановиться Пренебрежение семьей и друзьями Проблемы с работой или учебой 12
Симптомы Физической зависимости от пк Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц) Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи Головные боли по типу мигрени Боли в спине Сухость в глазах Пренебрежение личной гигиеной Расстройства сна, изменение режима сна 13
опасности компьютерной зависимости Компьютер, является главным объектом для общения В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно «заново начать» игру Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета 14
Компьютерные игры по степени опасности можно классифицировать следующим образом 1. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. В свою очередь они делятся: Игры с видом «глазами» компьютерного героя . Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя . Иногда их называют «квесты». Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные. Стратегические игры . Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями или даже Творца. Роль не задаётся конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственного героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделённых хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление; другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип игр, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти. 15
2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков. Аркады. Эти игры не требовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психическую зависимость, то кратковременную. Головоломки (шахматы, шашки, нарды) . Основная мотивация в таких играх – доказать своё превосходство над компьютером. Игры на быстроту реакции . Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психическую зависимость человека от этого типа игр. Традиционные азартные игры . Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи. 16
По данным опроса, проведённого ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, основные формы деятельности несовершеннолетних интернет-пользователей распределились следующим образом. * Данные в таблице представлены в %. В опросе приняло участие более 1000 человек. 17
Диагностика компьютерной зависимости: Способ диагностики Интернет-зависимости В . Лоскутовой (русскоязычная адаптация опросника Kimberly Young ); Критерии диагностики компьютерной зависимости ( Ivan Goldberg , 1996 ); Критерии диагностики компьютерной зависимости ( Maressa Hecht Orzack , 1999 ); Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева , Т. Ю. Больбот , 2005). Исследование возможности возникновения компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних должно включать в себя: • исследование наличия акцентуаций характера личности подростка (методика Леонгарда ); • исследование детско-родительских взаимоотношений (Анализ семейных взаимоотношений Эйдемиллера ) • Опросники и тесты по определению интернет, игровой – зависимостей, зависимости от мобильного телефона, от аудиостимулов (тест Такера , опросник Шеффилда, тест на интернет-зависимость Кулакова); • тесты на определение аддикции у несовершеннолетнего (тест на интернет- аддикцию Никитиной и Егорова); • психопрофилактические беседы и наблюдение. 18
. Профилактика компьютерной зависимости - предупреждение развития патологического использования компьютеров. Осуществляется по четырём основным направлениям и представляет : во-первых, широкую воспитательную работу среди молодёжи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия. Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными её последствиями 19
Технологии первичной профилактики компьютерной зависимости 20
Поэтапная система коррекции компьютерозависимого поведения Цель терапии: повышение самооценки и уровня самосознания , усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений, социальная адаптация . Задачи терапии: 1 . Выявление существующих проблем и проблематичных ситуаций; 2. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые приводят к компьютерозависимому поведению. Психотерапевтические средства коррекции 21
Стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости (для родителей): 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа. 2. Ограничить время работы с компьютером , объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. 3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). 4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания , в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.). 5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети , так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. 6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. 7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам , в специализированные центры. 22
Советы родителям Комфорт и удобство рабочего места 23
Гимнастика для глаз 24
Зависимость от ПК глазами детей 25
Глаза устали от экрана, Но снова пялюсь в монитор. Спроси, зачем мне это надо, Да, понимаю, перебор… Но оторваться нету силы, Я словно зомби у ПК… Мы в НЕТЕ все как пассажиры Застряли, дать бы нам пинка. Неизлечимая зараза, Проклятый этот Интернет. Мы в предвкушении экстаза, Нам ничего милее нет. Но продолжаться так не может, Ведь должен быть всему предел. Здоровье нам, друзья, дороже, Еще есть куча разных дел. 26
Вывод: Компьютерная зависимость является проявлением аддиктивного поведения. Доказано , что от 5% до 14% пользователей Интернет страдают компьютерной зависимостью. Причём, количество зависимых растёт прямо пропорционально увеличению доступа и скорости Интернета. Данные литературы и опыт лечения пациентов с компьютерной зависимостью позволяют утверждать, что залог успеха — это выявление среди пользователей ПК лиц, составляющих группу риска , и квалифицированная профилактическая и коррекционная работа с ними на начальном (доклиническом) этапе формирования аддикций. 27
Источники Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот . — Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с. http://www.pokrov-forum.ru/science/zdorovie/izdanie/profil_zavis_povedenia/txt/2_2.php http://www.oko-photo.ru/topics/society/254 http://trasluz.ru/articlepsy/internetmania 28