РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА

Демянко Татьяна Вячеславовна

         Статья посвящена проблеме исследования роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, формирования у дошкольников интереса к искусству  (театру, литературе) и эстетического вкуса, развития творческой инициативы, становления личности ребенка. 

Ключевые слова: драматическое произведение, детская драматургия, приобщение дошкольника к театру и художественной литературе.

Автор: Педагог дошкольного образовательного учреждения

            Магистрант Сценарно режиссерской педагогике

                                    Демянко Татьяна Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demyanko_statya_1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА

Татьяна Демянко

Москва

Статья посвящена проблеме исследования роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, формирования у дошкольников интереса к искусству  (театру, литературе) и эстетического вкуса, развития творческой инициативы, становления личности ребенка.  

Ключевые слова: драматическое произведение, детская драматургия, приобщение дошкольника к театру и художественной литературе.

В наше время перед обществом стоит важная задача воспитания и формирования культурной, творческой, грамотной личности ребенка, которая в будущем будет способна творить, создавать, созидать. Такая задача  может быть выполнена при взаимодействии человека с миром искусства (музыкой, живописью, архитектурой, литературой, театром и т.д.). Известно, что искусство способствует познанию человеком мира, его культурному развитию, приобщению  к эстетике, чувственному восприятию окружающего.

Уже с младенчества ребенок, слыша пение или декламацию  матери,   соприкасается с искусством. Мы убеждены, что одним из первых его видов для маленького человека является художественное слово.

В статье  «Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя»  авторы Ю.С. Тюнников и М.А. Мазниченко справедливо утверждают: с дошкольного возраста ребенок начинает всерьез воспринимать услышанное и увиденное. «Любой дошкольник является читателем, зрителем. Даже если он не умеет читать, а только слушать чтение взрослых, он выбирает, что он будет слушать; он начинает воспринимать то, что слышит и оценивать его, а значит, уже является, читателем» [9, 31].

Потому взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, должны знать детские литературные произведения, понимать их содержание, тогда они смогут оказывать влияние на формирование у ребенка вкуса к чтению, умения в будущем выбирать для себя произведения, видеть их основу и художественность.

Близким к литературному видом искусства, на наш взгляд, является театрализованное действие. С ранних лет ребенок любит наблюдать за действиями взрослых, которые, читая детям потешки, стихотворения, рассказывая сказки, стремятся их обыграть при помощи кукол или рук,  мимики и  жестов.  Ребенок становится «зрителем» этого «театрального действа».  

С4-х лет он сам становится  «актером» и «режиссером»,   может управлять игрушками, задействованными в его небольшом спектакле, озвучивать их, пересказывать в ролях знакомые литературные произведения. Это «театрализованное действо» доставляет ему огромную  радость, а также обогащает  познание окружающего мира.

Такая театрализация и служит началом соприкосновения с драматургией.

В статье И.П. Токмаковой «Самое прекрасное из искусств» говорится о том, что «драматическое действо своей динамикой больше всего соответствует динамике детского душевного организма  [7, 119].

Драматические произведения, создаваемые для театральных постановок, позволяют ребенку не только прослушивать текст, но и проигрывать его, исполняя те или иные роли.

Особые условия, составляющие суть творческой жизни детского писателя (драматурга), отмечает З.А. Гриценко, исследователь проблемы детского чтения, составляют «любовь к детям» и «глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста» [1, 32].

Драматические произведения для детей чаще всего написаны в жанре сказки, который способствует раскрытию мира, окружающего ребенка. В сказке есть волшебство, помогающее победить зло, в ней оживают персонажи и говорят человеческим языком. В сказке дети встречают то, чего нет в реальной жизни, а им хочется увидеть и понять. Главное же состоит в том, что сказка состоит из таких слов, которые открывают дверь в душу, и душа ребенка начинает обогащаться эмоциями, впечатлениями, ощущениями.

Детский писатель-драматург И.П. Токмакова отмечает: «Образность сказки, даже более того ее условность, хорошо усваивается детьми. Никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален» [6, 111]. Сказка должна нести в себе мудрый и познавательный смысл.

 Драматические произведения для детей дошкольного возраста создавались в течение всего ХХ века. Обратимся к тем авторам, кто наиболее активно работал в этом направлении. Нина Владимировна Гернет  -   детская писательница и драматург  - заведовала редакцией знаменитого журнала «Чиж», предназначенного  для дошкольников и  младших школьников. Журнал был придуман Е.Л. Шварцем и Н.М. Олейниковым при участии Д.И. Хармса.  Н.В.  Гернет писала небольшие пьесы для детей, такие как  «Гусенок», «Как котенок научился мяукать». Ее пьесы-сказки для театра кукол «Бобка», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Подарок», «Полянка», «Пятак и Пятачок», «Сказка о маленьком Каплике», «Царевна Лягушка» были опубликованы в сборнике «Сказка о маленьком Каплике дошкольного возраста». К сожалению, сегодня этот автор почти забыт.  

Самуил Яковлевич Маршак –   поэт, драматург, переводчик, автор детских пьес-сказок: «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом», «Терем-теремок». Эти пьесы подходят для детей старшего дошкольного возраста.

Сергей Владимирович Михалков –  поэт и драматург, автор многочисленных стихов, басен, песен. Такие пьесы–сказки, как «Зайка-зазнайка», «Трусохвостик», вполне   понятны и интересны детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Все вышеназванные произведении, по нашему убеждению, я могут быть применены в практической деятельности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений и введены в круг детского чтения.

Хотелось бы также привлечь внимание педагогов дошкольных образовательных учреждений на пьесы Ирины Петровны Токмаковой, написанные для детей дошкольного возраста: «Ай, да репка», «Заюшкина избушка», «Заяц в огороде» (по сказке Л. Воронковой), «Кукареку» (кукольный спектакль).      

Цель детских пьес заключается в приобщении ребенка к литературе не только через прослушивание, но и через проигрывание пьесы. Работа с детьми над постановкой пьесы позволяет развивать у них речь, память, творчество, мышление,  чувства,  а также умение общаться со сверстниками и с педагогами. В процессе постановки пьесы происходит также активное развитие коллективных взаимоотношений, воспитываются качества, необходимые детям как в настоящей, так и в будущей жизни.  

К сожалению, как показывает наше исследование, детские драматические произведения недостаточно используются в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Педагоги нередко не обладают достаточной информацией о драматических произведениях, которые можно читать и ставить на сцене в детских садах. В образовательных программах, в разделах, связанных с приобщением к художественной литературе, эти произведения, как правило,  не рекомендованы.

Однако нам бы хотелось обратить внимание читателей на программу «Из детства – в отрочество», представленную  в пособии З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…».    Это программа-хрестоматия по детской литературе, в которой дается принципиальная установка – «сформировать отношение к литературе как  самоценному виду искусства» [2, 4].

Задача составителя этой программы состоит в том, чтобы помочь воспитателю расширить материал по приобщению детей к литературе, установить систему занятий, смысловые и художественные взаимосвязи, ввести  литературные произведения в круг чтения ребенка дошкольного возраста [2,10].

Кроме того, автором программы-хрестоматии предложен анализ художественного текста, причем на уровне, доступном ребенку-дошкольнику, при  соблюдении психологических особенностей его возраста [2,5].

Также  разработаны  конспекты занятий, которые можно использовать для знакомства детей с драматическими  произведениями. Эти конспекты направлены и на ознакомление ребенка с  «театром», с его историей, с понятием «пьеса». В пример включены такие драматические произведения как «Звездные мастера»  И.П. Токмаковой и «Зайка – Зазнайка»  С.В. Михалкова.

Автор пособия З.А. Гриценко  обращает внимание воспитателя на интонацию, паузы, которые помогут не только донести до детей содержание литературного произведения, но и сделать выводы, понять, чем отличается «рассказ» от «пьесы».  Происходит знакомство детей с такими понятиями, как «действующее лицо», «ремарка», «актер», «перевоплощение» [3, 49].  

Итогом занятия, предлагает З.А. Гриценко,  является беседа с детьми по содержанию драматического произведения, обсуждение «действующих лиц» (характер, образ, поведение), постановка самого «театрализованного действа», когда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, однако их мимика и выражение глаз способны выдать их внимание и интерес к происходящему.

Таким образом расширяется читательский интерес ребенка,   развиваются творчество, мышление, память,  речь, что  является главным для развития современной личности.

В настоящее время, отметим мы с сожалением,  в педагогической литературе и в практике  уделяется недостаточно внимания проблеме  значения детских драматических произведений в практике дошкольных образовательных учреждений. Наша задача – изменить такую постановку вопроса.

Мы убеждены:  введение в практическую работу драматических произведений поможет педагогам расширить и разнообразить занятия по ознакомлению с художественной литературой, сделать их яркими и запоминающимися.

Для детей же роль драматических произведений является  весьма значимой, поскольку при работе с таким произведением у них формируется интерес к  театру и к литературе, развиваются речь, эстетический вкус, создаются условия для проявления творческой инициативы, становления личности ребенка, формирования у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

Посредством драматических произведений  вокруг ребенка создается социокультурное пространство, значению и содержанию которого уделено на нашей конференции серьезное внимание.

 

Литература

1.  Гриценко З.А. Детская книга и художники – иллюстраторы // Дошкольное воспитание – 2012. - № 1. -  С. 32.

2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… / Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями): Учебно–методическое пособие для дошкольных  образовательных учреждений и семейного воспитания.  – М.: «Просвещение», 2001. – 142 с.

3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…» /Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (методические рекомендации): Учебно–методическое пособие для дошкольных  образовательных учреждений и семейного воспитания. – М.: Просвещение, - 2003. –93 с.

4.  Колесникова В. «Можно сказку начинать» //Дошкольное воспитание – 2009. - № 8 – С. 64 – 68.

5.  Люблинский  И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. - М.: Детская литература, 1987. – 239 с.

6. Токмакова И.П. Поиграйте с ребятами в сказку! //Дошкольное воспитание - 2000. - № 5 – С. 111-124.

7. Токмакова И.П. Самое прекрасное из искусств //Дошкольное воспитание –  2000. - № 3 - С. 119-125.

8. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание – 2005. – № 9. – С. 31-39.