Программа по патриотическому воспитанию детей школьного возраста "Память"

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня  сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашем детском доме сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы , встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые занятия  в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих занятий  является раскрытие воспитанниками  смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на  занятиях,  во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.

   Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям,  инвалидам.  Проводятся акции «Милосердие» , «Свет в окне» и «Поздравь ветерана на дому» в рамках окружной программы «Я наследник Победы», «Память»

Цель Программы-

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи Программы 

  1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях :
  • Способствовать получению и расширению знаний  воспитанников  о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  •  Воспитать у детей  чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
  •  Воспитывать у воспитанников  любовь к своему родному городу как к малой родине.
  •  Воспитывать у ребят  активную жизненную позицию.
  •  Воспитывать у детей  интернациональные чувства.

  1. Продолжение  создания  системы патриотического воспитания:
    -  привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций,   отдельных граждан;
    - повышение качества патриотического воспитания.

Механизм реализации программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство ГКОУ «Детский дом №2 г. Саратова» воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2011-2015 г.г., традиционные общешкольные, окружные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.

Основные направления реализации Программы

учебная деятельность через предметы;

разработка проектов, акций по патриотическому воспитанию;

система тематических, творческих  занятий;

проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов «Знатоки российской истории», Знатоки российской культуры»;
выставки творческих работ;
организация работы детского  самоуправления;
система мероприятий  библиотеки детского дома.

Срок реализации программы:  2011 – 2015 г.г.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный – 2011 -2012 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2012-2013, 2013-2014  учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3.     Развивать ученическое самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения детского дома  учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.     Обобщить результаты работы детского дома.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры

1.     Включенность каждого воспитанника  в воспитательные ситуации;

2.     Качество отношений   в детском доме (отношения детей к реалиям  жизни, к  детскому дому, к воспитателю, семье, совместным делам);

3.     Отсутствие детей с девиантным  поведением;

4.     Деятельность органов ученического самоуправления;

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6.     Проведение мероприятий.

 Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В детском доме  как в образовательной системе:

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления  к самообразованию;

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

 Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников , как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы

         Мероприятия          

Период   исполнения

Ответственный

1.

Проведение совместных заседаний Управляющего Совета детского дома,  педагогического совета и Совета по реализации программы с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  

В течение  года

Зам. По УВР

2.

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     

В течение года

Зам. директора по УВР.

3.

Привлечение  учителей, воспитателей, воспитанников и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (занятия, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. директора по ВР, руководитель  музея, воспитатели

4.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание          

Постоянно.

Руководители  МО, воспитатели

5.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы воспитателей.

2 полугодие

Зам. директора по ВР.

6.

Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»

февраль

Зам. директора  по  УВР, Совет воспитанников, руководитель  музея.

7.

Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.         

май

Преподаватель   ОБЖ.

8.

Проведение конкурсов среди воспитанников  на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .         

В течение   года.

Зам. директора по ВР, руководитель  МО, воспитатели

9.

Участие в туристическом слете

 

 

Ежегодно, сентябрь, май

Спорт. инструктор

10.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         

В течение года.

Зам. директора по ВР, спорт.  инструктор, воспитатели

11.

Проведение мероприятий, посвященных 70-летию битвы под Москвой

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, воспитатели, муз. руководитель

Проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

По отдельному плану

Зам. Директора по УВР, воспитатели, библиотекарь.

12.

Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества

февраль

Воспитатели

13.

Проведение месячника оборонно-спортивной работы.     

Ежегодно, февраль.

Зам. директора по ВР.

14.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»        

Ежегодно, май.

Воспитатели

15.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение года

Зам. директора по ВР, воспитатели, муз. руководитель

16.

Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн.         

В течение года

Зам. директора по ВР, воспитатели

17.

Занятия, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение года

воспитатели

18.

Освещение опыта работы детского дома  по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ.

Постоянно.

Зам. директора по ВР.

19.

Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

Постоянно

Зам. директора по ВР.

20.

Организация экскурсий и походов по Саратову, по местам боевой славы.   

Постоянно, сентябрь, май, июнь.

воспитатели, руководитель музея

21.

Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ

Сентябрь

воспитатели

22.

Проведение мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы»

По отдельному плану.

Зам. директора по ВР, воспитатели, муз. руководитель

Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию

  • Декабрь Месячник боевой славы «Твои защитники, Москва», фестиваль «Союз нерушимый»
  • Ноябрь День народного единства
  • Январь Месячник культуры и традиций
  • Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»

      День защитника Отечества, поездка в воинскую часть

  • Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики округа, города, школы.
  • Изучение традиций, истории России,
  • Работа школьного музея.
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение округа, города и  страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».
  • Участие в окружных и городских программах «Я наследник Победы», «Братский партизанский край», «Пролог Победы»
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения
  • Исследовательская деятельность
  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
  • Музейная деятельность.
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.
  • Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Единые занятия  в семье.
  • Спортивно-конкурсные программы.
  • Возложение цветов к Памятным местам.
  • Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть

Занятия в семье  и беседы

1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я – Россиянин».

2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс
1. «История моего города ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».

4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».


6 класс
1. «Защищать Родину – это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».

7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли тюменской»
3. «Москвичи в годы Великой Отечественной войне».

8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».

9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».

10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Достижения русских учёных и изобретателей».
3. «Мои замечательные земляки».
4. «Памятные места моего города».

11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
2. «За что я люблю Россию?».
3. «Народ и я – единая семья».

План месячника

 «Мы - будущие защитники Отечества» (февраль)

Мероприятие

класс

1.

Конкурс рисунков «Моё Отечество»

1 - 4

2.

Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»

8 - 10

3.

Конкурс художественных открыток к 23 февраля

5 - 7

4.

Конкурс патриотической песни

1 - 11

5.

Смотр песни и строя

2 - 4

5 - 7

6.

Уроки мужества: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи, памяти набат!», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей»

1 - 11

7.

Военно-спортивный праздник: «Ой вы, добры молодцы»

9 - 10

8.

Экскурсии по достопримечательным местам города

1 - 11

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ «Детский дом «2 г. Саратова»

                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

                                      Директор  ГКОУ «Детский дом № 2 г Саратова»________________Г.В.Ефимова

                                                                                              Принята на заседании

                                                                                                  педагогического совета

                                                                                                   протокол № 1

                                                                                                     от

Программа

по патриотическому воспитанию детей  школьного возраста  «Память»

                                       

                                     

                                                           

 

                                                                  Год разработки программы - 2011г.

                                                                  Программу разработала: Осадчая Людмила Олеговна

                                                                             Саратов  2011