Коррекция и развитие ловкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения
В статье представлены результаты педагогического эксперимента по коррекции и развитию ловкости у детей 12-17 лет, обучающихся в школах III, IV видов. Выявлена и доказана эффективность подобранных методов и средств, влияющих в короткие сроки на повышение уровня изучаемого качества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция и развитие ловкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения
Андреев В. В., кандидат педагогических наук, МБОУ «СОШ №50» г. Абаза
Шурышев Н. А., кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Мараховская О. В. кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет, г. Омск
Ключевые слова: ловкость, координационные способности, школа III, IV видов, методы и средства, школьники с депривацией зрения, показания и противопоказания.
Аннотация. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по коррекции и развитию ловкости у детей 12-17 лет, обучающихся в школах III, IV видов. Выявлена и доказана эффективность подобранных методов и средств, влияющих в короткие сроки на повышение уровня изучаемого качества.
Correction and skill development in schoolchildren 12-17 years with deprivation of vision
Andreyev V. V., PhD, School № 50, City Abaza.
Shuryshev N. A., PhD, Assistant Professor, Katanov`s State University оf Khakassia, Abakan
Marahovskay O. V., PhD, Assistant Professor, Omsk State Technical University, Omsk
Keywords: skill, coordination abilities, school III, IV species, tools and methods, schoolchildren with deprivation of vision, indications and contraindications.
Abstract. The article presents results of educational experiments on the correction and skill development with students 12-17 years of deprivation of vision. Discovered and proved effective tools and methods impact in the short term to increase the level of quality being studied.
Контакт: andreev62-2010@mail.ru
Актуальность. Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врождённых аномалий развития и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребёнка большие затруднения при выполнении различных движений. Для качественной реализации двигательного действия основная роль принадлежит зрительному анализатору, имеющему большое значение для развития познавательной деятельности слабовидящих детей [3].
У детей с депривацией зрения наблюдаются значительные отклонения в развитии такого качества как ловкость, имеющим более общее понятие, чем координационные способности. Качество необходимое для управления движением, обеспечивающее адекватно и точно, своевременно, рационально и находчиво решать двигательные задачи слабовидящего ребёнка. Если координационные способности проявляются в регулировании двигательных действий через любые из названных свойств, то ловкость - только через свойство находчивости и совокупности решений двигательных задач.
Известно, что недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, появления избыточной массы тела, ухудшения зрения. Недостаточная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма.
По результатам анализа первичного исследования [1] при сравнении показателей отражающих уровень развития изучаемого качества у школьников с нарушениями зрения и их сверстников из общеобразовательных школ выявлена возрастная динамика со схожим характером развития. Однако дети с патологией зрения значительно отстают от своих сверстников в развитии ловкости с достоверностью различий показателей (р < 0,05).
Существует ряд глобальных исследований авторов Л. В. Харченко [4], И. Ю. Горской [2] по коррекции, развитию, совершенствованию координационных способностей школьников с нарушениями зрения и недостаточно программ направленных на коррекцию и развитие непосредственно такого качества - как ловкость.
На основании этого для решения существующей проблемы необходимо создать ряд педагогических мер для повышения уровня отстающего двигательного качества у детей 12-17 лет, обучающихся в школах III, IV видов. При реализации коррекционной деятельности необходимо использовать индивидуальный дифференцированный подход с учётом офтальмологических показателей зрительной системы, вторичных отклонений, физического состояния, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, характера ограничений к физическим нагрузкам и отдельным видам физических упражнений.
Объектом исследования является процесс коррекции и развития ловкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения.
Предметом исследования является методика коррекции и развития ловкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения.
Гипотеза исследования: методика коррекции и развития ловкости у учащихся 12-17 лет, обучающихся в школах III, IV видов будет более эффективной, если:
- использовать на занятиях индивидуально-дифференцированный подход;
- средства и методы, дозирование и интенсивность при коррекции и развитии подбирать с учётом офтальмологических показателей зрительной системы, общих заболеваний и вторичных отклонений, показаний и противопоказаний к отдельным видам физических упражнений.
Цель исследования: совершенствовать процесс адаптивного физического воспитания в школах III, IV видов, социализировать учащихся в современном обществе.
Задачи исследования:
- произвести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- изучить возрастные особенности развития ловкости школьников с депривацией зрения;
- обосновать эффективность методов и средств направленного характера для коррекции и развития ловкости у школьников с нарушениями зрения на дополнительных занятиях адаптивной физической культуры.
Организация и методы исследования. Для изучения уровня и возрастной динамики развития ловкости и проведения педагогического эксперимента было проведено диагностическое тестирование учащихся 12-17 лет, обучающихся в школе-интернате III, IV видов и «СОШ №24, 25» г. Абакана. На I этапе исследования в тестировании приняли участие 89 школьников с депривацией зрения и 120 учащихся из общеобразовательных школ. На II этапе исследования был проведён педагогический эксперимент по проверки методики развития ловкости у школьников с нарушениями зрения.
Для проведения исследования сформированы 2 ЭГ и 2 КГ с одинаковым уровнем физической подготовленности из 89 школьников, не имеющих противопоказаний к нагрузкам и отдельным видам физических упражнений и 30 учащихся с противопоказаниями. В ЭГ занятия состояли из методов и средств экспериментальной методики, в КГ – содержание занятий соответствовало обычной программе.
Показатели были получены и обработаны по следующим возрастным группам: 12-13; 14-15; 16-17 лет. Исследование проводилось в течение учебного года на 18 занятиях направленного характера у детей, не имеющих противопоказаний и 22 занятиях – у школьников с противопоказаниями.
Упражнения для развития ловкости в течение педагогического эксперимента включались в подготовительную часть занятий и при решении других задач. Занятия проводились 2 раза в неделю с использованием индивидуально-дифференцированного подхода. Во внеурочное время на дополнительных часах предусмотренных базисным планом коррекционного образования. Для определения уровня развития ловкости тестирование производилось с использованием упражнения – ведение баскетбольного мяча правой (левой) рукой по линии «трапеции» баскетбольной площадки с последующим броском в кольцо, подхватом левой (правой) рукой и ведением в противоположном направлении с последующим броском в кольцо. Секундомер включался по команде «марш» и выключался по пересечению мячом кольца. Броски выполнялись до попадания мяча в кольцо.
Тестирование производилось по списку с обязательной разминкой в форме выполнения самого упражнения.
Методика исследования. Одно из направлений деятельности по коррекции и развитию ловкости является быстрота овладения новыми движениями, а также быстрота перестройки двигательной деятельности. В связи с различными психофизиологическими механизмами ловкости быстрота образования навыка может зависеть от двигательной памяти, которая зависит от инертности нервных процессов. Быстрота же преобразования навыка, наоборот, определяется подвижностью нервных процессов. Если физиологической основой развития ловкости служит постепенное накопление и усложнение условно-рефлекторных связей, пластичности центральной нервной системы, а также улучшение функций анализаторов, то в качестве средств развития ловкости мы использовали упражнения, способствующие развитию координационных способностей. Именно эти упражнения в большей степени содержатся в подвижных и спортивных играх.
Применительно к изучаемому контингенту учащихся подвижные игры применялись разнообразного характера:
- бессюжетные игры, требующие от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Игры подбирались с выполнением конкретного двигательного задания, условия которого определялись правилами;
- игровые упражнения, где каждый школьник действовал по заданию педагога и выполнение этих заданий зависело от его личных возможностей. В используемых упражнениях выступали задачи прямого обучения;
- игры-эстафеты с элементами спортивных игр, простые и по уровню освоения – сложные. В эстафеты включались одно или несколько заданий, упражнения использовались строго регламентированные и произвольные. Исключались встречные перемещения, связанные с основным офтальмологическим заболеванием, чаще использовались линейные и круговые эстафеты.
Для развития ловкости с учащимися, не имеющими противопоказаний применялись игры в мини-футбол, мини-волейбол, мини-баскетбол по упрощенным правилам и приближённым к основным. Упрощение правил облегчает детям возможность нарабатывать постепенно специальные навыки, при этом мини-игры нисколько не теряли в эмоциональности. Подвижные игры и элементы спортивных игр использовались по отношению к учащимся, имеющим противопоказания к отдельным видам физических упражнений.
Для коррекции и развития дифференцировки мышечных усилий использовались отдельные упражнения – многоскоки, подскоки вверх на заданную высоту, метание мяча на дальность и в цель.
Для развития способности дифференцировать пространство применялись упражнения с подниманием рук или ног до заданного угла с закрытыми глазами с последующей коррекцией амплитуды движений.
Для дифференцирования движений во времени применялись упражнения, выполнение которых производилось в строго определённое время и многократные упражнения на точность и быстроту.
По мере усвоения школьниками двигательных действий вводились упражнения имеющие элементы новизны, постепенно увеличивалась координационная трудность.
Результаты исследования. Под влиянием методов и средств, дозирования и интенсивности физических нагрузок динамика показателей в ЭГ выявлена положительной, что указывает на эффективность педагогического эксперимента. Достигнута цель повышения уровня развития ловкости у школьников с депривацией зрения, социализация их в современном обществе. Представлена возможность использования дополнительных занятий адаптивной физической культурой на коррекцию и развитие конкретно отстающих двигательных качеств детей в условиях школы III, IV видов.
Результаты двигательных тестов проведённых для выявления уровня динамики развития ловкости выявили статистически достоверные изменения (р<0,05) во всех исследуемых возрастных группах (табл. 1, 2).
Так в возрастной группе 12-13 лет, не имеющей противопоказаний, результаты прироста ловкости в ЭГ составили у мальчиков 32% , у девочек – 27%, в КГ прирост показателя оказался менее значительным, соответственно, 6 и 8%. У школьников с противопоказаниями в ЭГ изменения в развитии ловкости имеют также характерную тенденцию к значительному приросту у мальчиков на 44%, у девочек на 36%. В КГ рост показателя составил соответственно 9 и 3 %. Существенный прирост показателя в ЭГ относится к первичному низкому результату и последующему воздействию экспериментальной методики.
Анализ динамики изменения показателя ловкости в возрастной группе 14-15 лет выявил аналогичный прирост. У школьников, не имеющих противопоказаний, в ЭГ прирост изучаемого двигательного качества составил у мальчиков 25%, у девочек – 30%, в КГ, соответственно 3 и 6%. При тестировании школьников указанного возраста с противопоказаниями анализ результатов выявил более существенный прирост в ЭГ у мальчиков 36%, у девочек – 40%. В КГ показатели роста 5 и 6% соответственно.
Сведения, полученные в ходе апробации экспериментальной методики в возрастной группе 16-17 лет показали величину улучшения без противопоказаний у мальчиков на 28%, у девочек на 25%. В КГ изменения несколько выше чем в других возрастных группах, у обеих полов на 7%. У школьников с противопоказаниями прирост в ЭГ более существенный – 40% у мальчиков и 32% у девочек, в КГ соответственно 14 и 8%.
В исследуемых возрастных группах у школьников с противопоказаниями выявлен более высокий прирост изучаемого качества, связанный с низкий результатом перед началом исследования, основанный на малоподвижности, вследствие основного офтальмологического заболевания и эффективностью методов и средств, подобранных данному контингенту в период педагогического эксперимента. Наибольший прирост изучаемого двигательного качества произошел у мальчиков на возрастном отрезке 12-13 лет, у девочек 14-15 лет.
В течение педагогического эксперимента происходила коррекция двигательных нарушений школьников. Так при первичном тестировании в двигательных действиях наблюдались угловатость, неуверенное продвижение по заданному расстоянию, попадание в кольцо происходило после нескольких бросков. По окончанию эксперимента определилось плавное сопровождение мяча при ведении, отсутствовали необоснованные дополнительные движения, происходило точное попадание мяча в кольцо с одного - двух бросков.
Выводы.
Подводя итоги проведённому исследованию необходимо констатировать, что школьники с нарушениями зрения имеют более низкий уровень развития ловкости в сравнении со сверстниками. Возрастная динамика уровня развития ловкости у мальчиков с депривацией зрения и у их сверстников из общеобразовательных школ имеет схожий характер развития.
В результате воздействия экспериментальной методики в ЭГ выявлены высокие темпы прироста изучаемого качества. Показатели тестов, проведённых у детей с депривацией зрения, соответствуют уровню «среднего» и «выше среднего» нормативных требований по физическому воспитанию для учащихся из общеобразовательных школ.
Литература
- Андреев, В.В. Комплексная коррекция двигательных способностей школьников 12-17 лет с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода: автореф дис. … канд. пед. наук/ В.В. Андреев. – Набережные Челны, 2012. – 24 с.
- Горская, И. Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7-14 лет с различным типом телосложения: автореф.дис. … кнд.пед.наук/И.Ю. Горская. – Омск. 1993. - 20 с.
- Ростомашвили, Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания/ Л.Н.Ростомашвили. - СПб.: Высшая школа, 1999. – 124 с.
- Харченко, Л. В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения: автореф. дис. …кнд.пед.наук/Л. В. Харченко. – Омск. 1999. - 20 с.
Таблица 1
Таблица 1
Показатели | Э Г | К Г | |||||||||||
12-13 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | 12-13 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | ||||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | ||
Ведение мяча с изменением направления по заданному маршруту с последующими бросками в кольцо (с) | 1 | 35,3 ± 5,9 | 19,9* ± 2,4 | 35,2 ± 11,9 | 19,2* ± 11,4 | 31,6 ± 8,1 | 18,9* ± 7,4 | 34,7± 6,1 | 31,1 ± 5,0 | 34,0 ± 3,4 | 32,0 ± 3,6 | 32,0± 7,3 | 28,2 ± 6,4 |
2 | 34,4 ± 1,4 | 19,2* ± 1,3 | 34,7 ± 0,7 | 22,3* ± 0,4 | 35,4 ± 3,4 | 21,4* ± 2,1 | 33,5± 3,4 | 30,6 ± 0,4 | 35,2± 1,5 | 33,3 ± 4,1 | 34,6± 5,6 | 29,9 ± 5,4 |
Изменение показателей развития ловкости мальчиков 12-17 лет
Примечание: 1 – школьники без противопоказаний
- - школьники с противопоказаниями
* - достоверность различий р< 0,05
Таблица 2
Показатели | Э Г | К Г | |||||||||||
12-13 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | 12-13 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | ||||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | ||
Ведение мяча с изменением направления по заданному маршруту с последующими бросками в кольцо (с) | 1 | 35,6 ± 9,2 | 22,4* ± 8,4 | 38,4 ± 13,8 | 21,0* ± 5,6 | 33,3 ± 5,0 | 21,6* ± 7,3 | 36,4 ± 6,2 | 31,2 ± 4,8 | 38,2 ± 8,3 | 33,3 ± 6,6 | 33,7 ± 3,2 | 29,6 ± 1,8 |
2 | 37,2 ± 2,5 | 23,8* ± 1,8 | 37,6 ± 6,3 | 22,7* ± 2,9 | 29,2 ± 1,1 | 19,8* ± 0,5 | 39,5 ± 3,5 | 38,5 ± 4,9 | 37,6 ± 6,9 | 35,3 ± 3,2 | 30,0 ± 4,3 | 27,6 ± 6,1 |
Изменение показателей развития ловкости девочек 12-17 лет
Примечание: 1 – школьники без противопоказаний
2 - школьники с противопоказаниями
* - достоверность различий р< 0,05
