Из педагогического опыта

Потёмкина Елизавета Вениаминовна

Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii_moe.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии на уроках изобразительного искусства как средство творческого развития обучающихся»

(презентация опыта работы)

(слайд)

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Василий Сухомлинский

(слайд)

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса.          

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии.

Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

(слайд)

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

(слайд)

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

(слайд)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

 (слайд)

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширных технологий;
  • в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология проведения внеурочной работы по предмету.

  (слайд)

Следует разделять игры по виду деятельности:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социально-педагогические.

 

 (слайд)

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

 

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог  формирует у школьников конкретные умения и навыки.

 

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации.

 

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

 

Игра предшествует творчеству, способствует ему.

 

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

 (слайд)

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

  • внимание;
  • развивающие глазомер;
  • тренирующие наблюдательность;
  • развивающие творческие способности;
  • воздействующие на эмоции и чувства;
  • раскрывающие личностные возможности ребенка.

(слайд) Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

 

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

(слайд) Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

  

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

 (слайд)

По форме упражнения могут быть:

  • изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
  • устными (ответы по теоретическим вопросам);
  • письменными (анализ произведений искусства).

 

Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия преподавателя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

 

Очень интересно проходят уроки, на которых  применяются упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

  

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

 

(слайд)

Игры и упражнения  на выполнение изображений  из готовых фигур геометрической и произвольной формы

 

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

 

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

 

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

  

2. Игра-головоломка.

 

Составление из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

  

3. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

 

Упражнение на логическое мышление.

  

4. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.

 

Упражнение на закрепление знаний об особенностях  орнамента.

  

II. Игры и упражнения по цветоведению

 

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

 

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

 

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

 

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

В конце урока  проводим  коллективное обсуждение работ и отмечаем самые удачные из них. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке. Учащиеся по-новому видят свой рисунок, по-другому его оценивают. Их переполняет чувство гордости за свое творчество.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

III. Игры и упражнения,  способствующие усвоению  новых терминов, понятий

1. Объясните значение слова.

 

Например: пейзаж — это…, натюрморт — это…

2. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

 

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика,  дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

 

3. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

 

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

 

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

 

IV. Игры и упражнения  для развития

восприятия произведений искусства

 

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

Указать автора или название произведения.

 

Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

 

Отгадывание кроссвордов (составление).

 

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

 

Тематические кроссворды выполняют функции:

        обучающую;

        контролирующую;

        творческую.   

Сюжетно-ролевые игры

  

Игра «Лучший экскурсовод».

Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

 

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.