Проблемное обучение как эффективный метод обучения иностранному языку

Комарова Елена Александровна

Проблемное обучение как эффективный метод обучения иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р.Декарт

Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть процессов, предметов и явлений.

Как сказал С.Л.Рубинштейн: «Мышление начинается с проблемной ситуации».

Научно-технический прогресс и сама логика развития общества на современном этапе предъявляют особые требования к процессу образования — как к содержанию обучения, так и к тем способам, которыми оно осуществляется. Естественно это не может не отразиться на методике обучения английскому языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка. Инновационная деятельность в сфере образования может проводиться в следующих направлениях:

  • уточнение содержания изучаемых предметов;
  • улучшение технической оснащенности;
  • обеспечение более тесной преемственности в системе «Школа — ВУЗ»;
  • построение курсов, отражающее последние научные достижениия;
  • поддержание мирового стандарта в содержании образования;
  • введение в содержание образования материалов, способствующих развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов.

Этим требованиям отвечает такая форма организации занятий, как проблемное обучение. Она способствует повышению эффективности обучения, позволяет учитывать как вышеперечисленные требования, так и индивидуальные особенности учащихся.

Одними из принципов педагогического процесса являются «создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей» а также «выбор оптимальных средств обучения и воспитания», «достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания» [1]. Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм обучения.

Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте.

  • При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения.
  • При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения.
  • Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

Вначале приведем педагогическую трактовку понятия. «Проблемное обучение — вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес» [2], «... в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей» [3]. Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения.

Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что «изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убива- ет всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению». Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что «педагогическая деятельность своеобразна... средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно фор- мулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков» [1].

При рассмотрении особенностей проблемного обучения как формы организации учебных занятий в сравнении с традиционным объяснительно-иллюстративным обучениям следует отметить, что его целевыми ориентациями являются: приобретение знаний, умений, навыков; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Процесс обучения английскому языку можно эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстроменяющейся ситуации, предполагает применение методов активизации и проблематизации языкового образования. Проблемность в обучении английскому языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и английского языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, со- циокультурную компетенцию.

В педагогической практике наибольшее распространение получили следующие методы проблемного обучения:

  • проблемное изложение материала,
  • поисковая беседа,
  • самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося.

Проблемное изложение — наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. По существу, он демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Поисковая беседа — применяется, если учащиеся уже обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. Обычно поисковая беседа проводится на основе проблемной ситуации, специально созданной учителем. Учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся — это высшая форма самостоятельной деятельности. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы.

Этапы проблемного обучения

1. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению.

2. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми.

3. Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.

4. Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней.

5. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Самым важным и трудным этапом проблемного обучения является этап создания проблемных ситуаций.

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.

Столкнуть противоречия в практической деятельности.
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.

Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Предложить проблемные теоретические и практические задания.

Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения.

На уроках английского языка целесообразно использовать следующие виды проблемных ситуаций:

 Ситуация неожиданности. Данные ситуации создаются, когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.

 Ситуация неопределенности. Они возникают, когда учащимся предлагаю задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа.

 Ситуация конфликта. Данная ситуация возникает при наличии противоречий. Причем противоречия могут быть разных типов: между практически достигнутым результатом или известным фактом и недостаточностью знаний для его теоретического обос- нования; между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.

 Ситуация опровержения. Они создаются, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа.

 Ситуация предположения. Данные ситуации создаются, когда требуется доказать справедливость какого-то предположения или предполагается существование какого-либо явления или закона, расходящегося с полученными ранее знаниями.

Таким образом, если при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер — воспроизведение, выполнение заданий по образцу, по определенному алгоритму, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной. Учащийся самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы, т.е. он учится применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы. Самостоятельность учащихся, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой — формирование и совершенствование новых знаний, умений и навыков.

Литература

1. Педагогика. Учебно-методическое пособие. Под ред. Э.Г.Мали- ночки. Краснодар, 1992.

2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педа- гогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. М.: ИКЦ “МарТ”: Ростов н/Д.: Издательский центр “МарТ”, 2006.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.