Современное состояние проблемы преемственности специального образования и сферы занятости в России

Дмитриева Татьяна Вячеславовна

В статье раскрываются проблемы преемственности специального образования и сферы занятости в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Современное  состояние проблемы преемственности специального образования и сферы занятости в России

Т.В. Дмитриева, магистрантка ВГСПУ,

учитель-логопед МОУ СОШ № 88, Волгоград

Сегодня у образования, будь то среднее, высшее или специальное своя задача и цель, но в то же время, они все преследуют одну задачу – успешную социализацию человека в первую очередь через его профессиональную деятельность. В 21 веке концепция непрерывного образования, подразумевающая процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, приобретает ключевое значение.

Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования.

Согласно Закону РФ «Об образовании»[6], Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней. Это все касается массового образования, чего нельзя сказать о специальном образовании для лиц с психическими и (или) физическими особенностями.

Видимая преемственность наблюдается уже на этапах между дошкольным (специальном) и школьным образованием (массовым). Здесь решающую роль играет выбор родителями учреждения образования для своего ребенка. Не все родители готовы отдать своего ребенка в специализированные школы или даже классы.

Следующая ступень – это профессиональный выбор, выбор образовательного учреждения, где можно приобрести навыки какой-либо профессии. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека с ограниченными возможностями, его место среди других людей, удовлетворенность работой, радость и счастье. Но не все учреждения готовы принять «особых» студентов. И не все «особые» студенты могут воспользоваться такими возможностями обучения. Здесь могут быть проблемы экономические (хоть образование для таких граждан бесплатное, но содержать себя в том же общежитии – это уже затраты),  географические (удаленность учреждения), социальные (не все еще учреждения подготовлены для приема – нет специального оборудования, облегчающего обучение, архитектурно – строительные преграды доступа в учреждение) и др.

Начиная с 1960-х годов, ряд центральных вузов принимает инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт), расширяется количество специальностей.[2]

Вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет. До 2000 года только три уполномоченных вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа.

Кроме упомянутых выше трех вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, следует назвать Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге. В  Челябинском государственном университете с 1992 года обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 года вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов со всеми видами нарушений.[1]

В настоящее время сформировались четыре основных направления деятельности вузов в этой области: специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; центры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При этом общая концепция образования инвалидов варьируется от полной сегрегации к частичной или полной интеграции. В 2001 году в 299 вузах системы Министерства образования РФ обучаются 11 073 студента-инвалида, в том числе: в политехнических  4 454 человека; классических университетах  3 591 человек; педагогических вузах  2 161 человек; экономических  840 человек. При этом по данным управления специального образования Министерства образования РФ, число таких студентов распределено в этих вузах неравномерно: в 14  более 100, в 52 высших учебных заведениях обучается от 50 до 100 инвалидов, а количество студентов с инвалидностью во всех остальных вузах  до нескольких десятков.

Несмотря на все усилия, состояние прав людей с инвалидностью далеко до полной реализации, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом. Получению инвалидами качественного высшего образования препятствуют множественные структурные ограничения, характерные для обществ со сложной стратификационной структурой. В частности, редкость интегрированных программ в средних школах и целый комплекс других факторов сужают выбор в послешкольном и высшем образовании для молодых людей с инвалидностью.[3]

По данным Министерства труда и социального развития РФ на 2003 год, в России около 8 % населения составляют инвалиды, это 10,8 млн человек. Ежегодно получают инвалидность около 1,352 млн человек, причем среди впервые признаваемых инвалидами растет удельный вес лиц трудоспособного возраста. И хотя примерно одному миллиону человек требуется посторонняя помощь и уход, многие из них, не говоря уже об остальных инвалидах, способны активно участвовать в общественной жизни и трудиться, реализуя возможности самореализации и поддержания благосостояния.

Неотъемлемым правом любого человека, в том числе, инвалида является право на труд. Для осуществления этого права необходима активная государственная политика содействия занятости инвалидов, однако потенциал инвалидов на рынке труда в России остается невостребованным, и их занятость  неоправданно низкой. Как пишет О.В. Синявская, «до сих пор самым слабым местом социальной политики при этом остается ее несогласованность, отсутствие единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией» [1]. Работающие инвалиды составляют менее 10 % их общей численности (еще 78 лет назад они составляли 1618%), особенно низка занятость среди инвалидов I и II групп (8 %).

Реализация права на труд инвалидами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 года №181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[3], который, в частности, утверждает порядок квотирования рабочих мест для инвалидов организациями, численность работников в которых составляет более 30 человек (ст. 21). Федеральный закон от 29 декабря 2001 года № 188ФЗ [5]изменил порядок и размер взимаемой квоты. Ранее квота составляла не менее 3 % среднесписочной численности с правом субъектов Российской Федерации устанавливать более высокий уровень квоты; сейчас квота может варьироваться в пределах от 2 до 4 %. Основная часть изменений была связана с упразднением с 1 января 2002 года Государственного фонда занятости населения (ГФЗН).

Наличие незаполненных квот на предприятиях является тревожным обстоятельством, которое можно было бы объяснить тем, что, несмотря на изъявляемое желание работать (по данным наших опросов, количество инвалидов, подыскивающих себе работу, составляет около 30 %), инвалиды игнорируют гарантированные им в соответствии с квотами рабочие места. Предлагаемые рабочие места, как правило, не привлекательны и порой просто непригодны для инвалидов. А вот вакансии, учитывающие особые потребности инвалидов, пользуются большим спросом, хотя их немного и сосредоточены они по большей части на крупных промышленных предприятиях.

Подавляющее большинство трудоустроенных на предприятиях инвалидов  это люди с соматическими заболеваниями. Инвалидов с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата («колясочников»), слуха, зрения, по свидетельству работодателей, среди работников нет, зато много тех, кто потерял здоровье вследствие профессиональных заболеваний. Это  позволяет некоторым работодателям выполнять квоту, не нанимая новых инвалидов, а переводя своих сотрудников на более легкие условия труда в соответствии с предписаниями экспертов.

«Среди опрошенных оказалось 32 % работающих в настоящее время инвалидов, причем большинство из этой группы (60 %) заняты на обычном предприятии, где не созданы особенные условия для работы инвалидов, каждый четвертый работает на предприятии для инвалидов, для 8 % специально оборудованы места на обычном предприятии и 2 % работающих инвалидов занимаются надомным трудом. Среди работающих более половины заняты на государственном или муниципальном предприятии, каждый пятый  в частном бизнесе. Большая часть из них была трудоустроена при помощи родственников или знакомых (45 %), трудоустройству 12 % способствовала организация инвалидов, примерно столько же нашли работу по объявлению, а 6 % решили свои проблемы с работой при помощи службы занятости» [3; 4].

Среди причин, снижающих социальную активность и конкурентоспособность инвалидов на рынке труда  барьеры среды, трудности с передвижением, транспортировкой к месту работы, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений. Жизненные траты инвалидов выше, чем расходы у неинвалидов, в связи с чем им трудно нести дополнительные расходы, связанные с профессиональной подготовкой.

В результате они оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за их низкого социально-экономического статуса, проблем с поиском работы и зависимости от статуса клиента.

Таким образом, можно говорить о том, что в России нет преемственности специального образования и сферы занятости инвалидов и лиц с ОВЗ.

Источник:

  1. О.В. Синявская Основные векторы развития законодательства в отношении инвалидов в 2000-2004 гг. // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, № 1, весна 2004, СС. 67-76 http://spero.socpol.ru/legislation.shtml
  2. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.
  3. Федеральный закон от 20 июля 1995 года №181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  4. http://www.dislife.ru/flow/theme/14898/
  5. http://www.dislife.ru/flow/theme/14799/ 
  6. Закон РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.1992