Выявление эффективности проблемного метода в обучении аудированию

Комарова Елена Александровна

Выявление эффективности проблемного метода в обучении аудированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление эффективности проблемного метода в обучении аудированию.

Одной из приоритетных целей современного образования является развитие сильной творческой личности, что во многом определяет интерес к идеям проблемного обучения, которое по мнению А.М.Матюшкина «вносит в процесс познания студентов поисковоисследовательский характер, развивает теоретическое мышление, формирует познавательный интерес к содержанию учебных предметов и профессиональной мотивации будущей деятельности специалистов» [1, c. 3].

Наблюдается перенос акцента на обучение устному общению, которое, в свою очередь, реализуют два вида речевой деятельности: аудирование и говорение. Целевая направленность современного образования определяет актуальность проблемного подхода в обучении иностранному языку, где вслед за И.А.Зимней, под подходом подразумевается «некоторое теоретико-методологическое положение, с позиции которого рассматривается, интерпретируется и проектируется учебная деятельность (учебные действия) обучающегося» [2, с. 5]. В свою очередь, целевая направленность обучения иностранному языку в целом, и обучения аудированию иноязычной речи, в частности, определила необходимость разработки модели обучения аудированию иноязычной речи на основе проблемного подхода.

Результаты опросов учащихся подтверждают успешность модели обучения аудированию иноязычной речи на основе проблемного подхода. Все обучающиеся считают важным овладение аудированием при изучении иностранного языка, поскольку невозможно овладеть иностранным языком на высоком уровне без умения слышать и понимать иностранную речь.  

Многие студенты считают работу с проблемными заданиями при аудировании трудной? Что, в прочем, не удивительно, поскольку проблемное задание всегда требует интеллектуального напряжения.

Абсолютное большинство студентов проявляет большой интерес к проблемным заданиям? Поскольку они вносят разнообразие и элемент соревнования в учебный процесс.

Что касается формулировок проблемных заданий, то к числу самых трудных большинство студентов отнесли следующие:

  • определить и записать недостающую информацию;
  • заполнить таблицу;
  • сделать записи по интересующему вопросу;
  • определить истинное или ложное утверждение;
  • соотнести части

Такие задания требуют анализа, при их выполнении необходимо не только слушать и понимать, но и находить нужное, сравнивать, выявлять ошибочные утверждения.

Среди наиболее легких формулировок проблемных заданий студенты отмечают:

  • вставить слова/фразы из предложенных вариантов;
  • отметить галочкой правильный вариант

С такими заданиями существенно легче справиться, т.к. они не требуют такой сосредоточенности, как вышеперечисленные сложные.

Наиболее полезными при обучении аудированию учащиеся считают такие задания как:

  • определить недостающую информацию;
  • исправить неверную информацию;
  • определить последовательность поступления информации;
  • заполнить таблицу;
  • ответить на вопросы;

Выполнение этих заданий требует большего количества времени, но зато они гораздо эффективнее. Они более интересны, т.к. бросают студентам интеллектуальный вызов, активизируют умственную деятельность, творческое мышление, позволяют не просто понимать, о чём говорят, но и проводить анализ звучащей речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что все студенты при обучении аудированию иноязычной речи находят работу с проблемными заданиями интересной и полезной. Более того, к числу наиболее эффективных студенты относят задания среднего и высокого уровня проблемности, которые позволяют не только овладеть аудированием, но и способствуют развитию творческого мышления.

Все вышесказанное позволяет подтвердить эффективность использования модели проблемного обучения аудированию, поскольку она предоставляет неограниченные возможности в достижении одной из главных целей обучения иностранному языку — не только обучение иноязычному общению, но и развитие творческих мыслительных умений обучающихся.

Литература

1. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионального теорети- ческого мышления. В сб.: Новое в теории и практике обучения. М., 1980. С. 3—47.

2. Зимняя И.А. Современные подходы к обучению: теория и практи- ка. Сборник материалов I Московской международной конференции «Образование в XXI веке — глазами детей и взрослых». М., 2001.