Осуществление преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу посредством мотивационно - адаптационной программы «Ступени» и опытно – экспериментальной площадки по экологическому направлению

Митюкова Елена Александровна

Преемственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Преемственность 201348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

Осуществление преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу посредством мотивационно - адаптационной программы «Ступени» и опытно – экспериментальной площадки

по экологическому направлению.

Выполнила:

Ефимчук Е.А.,

педагог-психолог

г. Зима

2012 г

Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается опыт работы не тему:

Осуществление преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу посредством мотивационно - адаптационной программы «Ступени» и опытно – экспериментальной площадки

по экологическому направлению.

С каждым годом усложняются требования обучения, школьная программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи педагога - психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.  Работа включает в себя:

-        диагностику показателей готовности ребенка к школе;

-         прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

-         построение системы собственно коррекционно - развивающей работы с ребенком-дошкольником.

Работая по данному направлению поставила цель: формирование готовности к школьному обучению и мотивации к школе.

Данные цели реализую через следующие задачи:

  1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать основные психические функции необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.)
  3. Воспитывать творчески активную,  любознательную, открытую внешнему миру, доброжелательную и отзывчивую личность.

Под преемственностью понимается целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к обучению в школе.

         Поэтому, осуществляю психолого-педагогическое сопровождение,  через: организационно – методическое, диагностическое, коррекционно -  развивающее, профилактическое и консультативное направление.

Помимо этого, группой педагогов нашего детского сада и учителями школы № 7 разработана и функционирует Мотивационно – адаптационная программа обеспечения преемственности дошкольного и общего школьного образования, под названием «Ступени».

Для разработки данной программы послужило то, что на протяжении ни одного десятилетия проблема преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования ищет своего разрешения, так как ежедневно:

  • Увеличивается число детей, которые не посещают дошкольного учреждения.
  • Наблюдается рассогласованность образовательных программ ДОУ и школы по подготовке детей к обучению в школе.
  • Происходит постепенный рост количества детей с недостатками физического и психического здоровья.

Программа называется мотивационно – адаптационная в связи с тем, что в детском саду мы формируем у детей мотивацию к школьному обучению, а уже в школе дети адаптируются в обучении.

Цели и задачи программы: реализовываются через единую систему  развития ребенка, на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу последовательный и перспективный характер.

        По формированию мотивационной готовности к школьному обучению проводятся следующие формы работы:

- дидактические игры «Собери портфель», « В школе…»

- рассказ воспитателя о своем первом дне в школе;

- организация выставки «Наши мамы и папы – школьники»;

- утренники  «Как Незнайка в школу ходил»;

- целевые прогулки к школе;

- коллективное создание альбома о школе;

- родительские собрания с учителями и родителями детей подготовительной группы.

        Основные формы работы более широко используются в методах активизирующих у детей мышление, воображение, усвоение ребенком богатство культуры, усвоение детьми ценностей и норм здорового образа жизни с целью полноценного социального развития.

Программа построена на единой, организационной, методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе.

        Для реализации программы в школе №7 действует школа «Филлипок» результатом которой является быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям школьного обучения.

        Опыт работы ДОУ по реализации программы показал следующие результаты преемственности «Детский сад школа»

  • Наличие плавного, безболезненного перехода от мотивационной и игровой деятельности к учебной.
  • Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования.

Со школой № 1 преемственность осуществляется посредством экспериментальной площадки по экологическому направлению.

Использую учебно - методический комплекс – это рабочие тетради и методические рекомендации к ним,  рассчитанные на организацию непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада, у которых в ходе диагностического обследования выявлена низкая учебная мотивация

Экспериментальная деятельность направлена на:

- содержание здоровьесберегающей деятельности;

- психодиагностику и психокоррекцию в рамках здоровьесберегающей деятельности;

- решение проблемы учебной перегрузки через формирование общеучебных умений;

- формирование основ индивидуально-рационального стиля учебной деятельности;

- экологическое воспитание.

Цель эксперимента: преемственное формирование экологического мировоззрения ребенка на всех этапах его взросления и  формирование индивидуального, здоровьесберегающего стиля учебной деятельности и общения, развитие экологического стиля мышления на примере типичных проблемных ситуаций.

Педагогами учреждения был изучен и проанализирован рабочий материал, из которого следовало, что  работа с детьми  заключена не только в области экологии, но и в формировании общеучебных умений и подготовку детей к школьному обучению

Перспектива школьного обучения создает особый настрой у детей подготовительной группы. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем,  посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Развивается интерес к новой социальной позиции “Хочу стать школьником”.

При подготовке старшего дошкольника к школе стараемся научить его умению учиться, то есть, научить готовности и способности “регулировать количество и качество потребляемой информации”, “контролировать опасности информационной среды, обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности в ней, оптимально реализовывать возможности своего мозга в работе с информацией”.

Данный комплекс «Учусь учиться», комплекс включает в себя систему интегрированных занятий по развитию речи, экологии, изобразительной деятельности. С детьми работают педагог-психолог, воспитатель изобразительной деятельности, учитель-логопед и воспитатель группы, инструктор по физической культуре.

 Мы стремимся заложить у детей основу базы данных об индивидуальных особенностях, как основу формирования у них эффективного, здоровьесбережения, общения, жизнедеятельности.

Так же дети узнают, зачем нужны знания (для того, чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться), что учеба – это большой труд, что упорство и трудолюбие наблюдается даже у животных (поиск пищи).

Непосредственно-образовательная деятельность подводит детей к выводу, что для здоровья и безопасности, для ориентации в пространстве важно с детства беречь зрение, слух, обоняние, что неприятности  можно и нужно предупреждать.

Важно то, что не только взрослые создают правильные условия для жизни, здоровья, обучения детей, но они сами учатся осознанию того, что удобная мебель, хорошая освещенность, чередование занятий и прогулок будет влиять на сохранение их здоровья, то есть учатся устанавливать связи условий учебы и здоровья.

Большое внимание уделяется сотрудничеству с родителями, так как они выступают в роли воспитателя дома, при выполнении домашнего задания. Ведь им приходится объяснять на реальных примерах различные ситуации и рассуждать вместе с детьми, а так как все  домашние задания выполняются посредством рисунка, то родителям приходится и выступать в роли воспитателя по изобразительной деятельности.

Таким образом, за учебный год работы мы смогли организовать детей  на  работу в тетрадях, стимулировать внутригрупповое общение. Родителям же помогли понять, что ребенок 6-7 лет без их помощи и поддержке не сможет справиться  с  формированием общеучебных умений и в становлении индивидуального учебного стиля. С этой целью было проведено несколько родительских собраний.

Воспитателями, педагогом-психологом и учителями-логопедами проводились мониторинговые исследования.

Анализ за два года работы по опытно-экспериментальной площадке показывает, что данные по коррекции знаний увеличились на 17%, представления детей – на 27%, а умения – на 26%.

По результатам исследования педагогом-психологом ДОУ уровня развития познавательных интересов детей выявлено увеличение показателей высокого уровня внимания на 18%, мышления – на 36%, памяти – на 27%, восприятия – на 5%.

 Также количество детей с высоким уровнем готовности к школе по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 10%, а детей с низким уровнем готовности не выявлено.

         Результаты проведенного исследования, позволяют сделать вывод о целесообразности использования мотивационно – адаптационной программы «Ступени» и опытно-экспериментальной работы с детьми, в основе которой обеспечивается  совокупность интегративных качеств.

Мы надеемся, что в ходе нашей работы дети смогут легко адаптироваться к школе и к дальнейшей жизни, выработают свой индивидуальный стиль учебной деятельности, смогут легко ориентироваться в современном информационном пространстве и порадуют нас своими результатами в по окончании 1 класса и в дальнейшем обучении.

Спасибо за внимание!