Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Анализ рассказа»

Горбунцова Светлана Викторовна

Цели урока:

• Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Тол­стого

• Развивать навыки беглого осознанного чтения.

• Научить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.

• Развивать память, внимание, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akula_chtenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Анализ рассказа»

Цели урока:

• Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого

• Развивать навыки беглого осознанного чтения.

• Научить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.

• Развивать память, внимание, воображение.

Оборудование:

  • Доска
  • Портрет Л.Н.Толстого
  • Иллюстрации к рассказу

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

II. Постанова цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», обсудим его и попробуем понять, какой главной мыслью объединены рассказы «Акула» и «Прыжок».

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение об акуле

Акулы - морские рыбы с хрящевым скелетом, рядом жаберных щелей по бокам головы, вооруженным множеством острых зубов ртом, вытянутым телом с неравнобоким хвостом. Существует около 370 видов акул.

Акулы распространены очень широко: обитают в прибрежных и открытых водах. Большинство акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы - хищники. Питаются рыбами, иглокожими, моллюсками, червями. Иногда нападают на человека.

Хотя скелет акул состоит из хрящей, у некоторых видов в хрящах откладывается так много кальция, что они становятся почти такими же жесткими, как кости. Однако настоящих костей у акул нет. Структура скелета у них такая же, как и у всех рыб.

Большинство акул - день и ночь непрерывно плавают. У них нет плавательного пузыря, и если акула остановится, она пойдет ко дну.

Акулы - внушающие страх хищники, обладающие изумительно острыми сенсорными системами.  

2. Чтение рассказа «Акула».

3. Беседа после чтения:

- Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

( Начало рассказа спокойное. Ни что не предвещает беды ).

- Когда мальчики купаются в открытом море, что вы испытываете?

( Мы начинаем волноваться ).

- Резко и неожиданно раздался крик: «Акула»

(Нам  страшно).

- Акула близко, в 20 шагах, а матросы далеко. Что вы испытываете?

( Ужас. Даже сердце от волнения сжалось, трудно дышать)

- А когда на волнах колыхалось жёлтое тело акулы?

( Радость и облегчение).

- Лев Николаевич Толстой заставил пережить нас тревогу. Беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа, т.е. мы испытали гамму чувств.

- Было ли вам страшно? За кого?

- Уже в названии рассказа есть что – то тревожное. Предчувствие: что – то случится.

Акула – страшный хищник моря.

- Где разворачивались действия в рассказе? (На море, у берега Африки))

- Где капитан устроил купальню для матросов? ( В парусе)

- Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе)

- Как отреагировал отец одного из мальчиков на их поступок? ( Не злился, любовался на своего сынишку)

- Почему? (Гордился сыном, его умением хорошо плавать)

- Что же произошло дальше? (Все увидели в воде акулу)

 - Что сделали матросы? (Спустили лодку и понеслись к мальчикам)

- Что им кричал артиллерист? (Назад, вернитесь, акула)

- Почему он так поступил? ( Он очень испугался за мальчиков)

- Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? (Ужас, страх за детей)

- Почему после выстрела он закрыл лицо руками? (Он испугался, ведь он мог попасть в мальчиков)

- Какие чувства испытали мальчики? (Страх, панику)

V. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

                        (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

                                      (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

                      (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

                       (Встали, руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

                   (Покружиться.)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Кто главный герой рассказа? ( Старый артиллерист).

- Подумайте, почему Л.Н.Толстой называет его старым? Что он хотел сказать нам этим словом? (Артиллерист – опытный)

- Давайте по тексту проследим его состояние.

1. Стоит на палубе и любуется сыном, подбадривает: «Не выдавай», «Поднатужься»

2. Увидел акулу, закричал: «Назад», стоял бледный, как полотно, смотрел на детей.

3. Визг мальчиков разбудил его.

4. Сорвался с места и побежал к пушке, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился, взял фитиль. Раздался выстрел.

5. Упал возле пушки и закрыл лицо руками.

6. Потом поднял лицо, посмотрел на море.

Отец:  Любовался сыном.

             Закричал

             Стоял бледный

             Сорвался и побежал

             Упал, закрыл лицо руками

- Льва Николаевича Толстого как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни.

    Как много пережил артиллерист за короткое купание мальчиков!

  • оцепенел от ужаса;
  • действовал спокойно, решительно, смело, находчиво;
  • выстрелив, он мог попасть в мальчиков, но он совладал со своим горем;
  • упал возле пушки;
  • открыл глаза, когда понял, что опасность миновала.

- Какой же артиллерист?  (Он сильный, смелый человек).

Несмотря на ужас, он действует решительно и спасает мальчиков. Тут и сила любви и умение действовать в трагические, страшные моменты жизни.

- А как ведут себя матросы на палубе?

Матросы на корабле:

            Замерли от страха

            Тихий ропот

  Громкий радостный крик

- Лев Николаевич Толстой пишет как участник событий.

- Докажите это, обратившись к тексту.

«Мы все, сколько нас ни было на корабле…»

«Наш корабль стоял на якоре…»

4. Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Какой эпизод изобразил художник?

- Почему вы так думаете?

- Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этому эпизоду.

- Что изобразил художник на иллюстрациях в учебнике на стр. 134?

- Прочитайте отрывки к этим иллюстрациям.

VII. Обобщение.

- Что ещё можно сказать о рассказе Л.Н.Толстого?

   Мы переживаем с героями и разделяем все их чувства, страх, тревогу, ужас, волнение, беспокойство, радость, облегчение.

    Вот как пишет Л.Н.Толстой!

     Рассказ короткий, но сколько чувств!

- Весь рассказ – это действие, быстрая смена событий, как в кино, в звуковом кино: крики, визг, выстрел, крик радости, ликование.

- Понравился рассказ?

( Никогда не забудешь, рассказ очень интересный)

VIII. Сравнение рассказов Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».

- Как вы думаете, какой главной мыслью объединены рассказы Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок»? Чем похожи эти два рассказа? (Похожи место действия - корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах - смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)

    Л.Н.Толстого как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Читая рассказы «Акула» и «Прыжок», он заставляет нас пережить тревогу, беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа.

- Как вы считаете, похожи ли мальчики, герои двух рассказов?

- Что у них общее?

IX. Итог урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

X. Домашнее задание.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Акула».