Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса

Скрипкина Ирина Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chtenie_5_klass.docx110.3 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №5 VIII вида»

Согласовано                                                         Согласовано                                                            Утверждаю                              на заседании МО                                                 завуч по УВР                       приказ №_____ от __________

учителей    русского языкаО.Н.Безбородова                                        Директор ________                

протокол № 1                                                     «___»_____________20____г                    Л.П. Конюшенко                  

Руководитель МО___________«___»_____________20____г                    Е.В. Байшева

«___»_____________20____г

Рабочая программа

по учебному предмету

«Чтение и развитие речи»

для учащихся 5 класса

на 2013/ 2014 учебный год

Разработана  на основе программы: « Программы специальных(коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,7-е издание).

                                                                                                                                                                       Составитель:

учитель русского языка

И.В. Скрипкина

                                                                                                                                                                                                                                         Барнаул 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 5 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.) и учебником  чтения для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида автора-составителя З.Ф. Малышевой, М.: «Просвещение», 2004г.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Количество часов в неделю – 4 ч, в год –136 ч

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель:

      Создать условия для социальной адаптации и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
  • Развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого развития, формирование речи как средства общения;
  • Воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;  
  • Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
  • Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Практическая и коррекционная направленность обучения чтению   обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Наизусть 6 -10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
  • Отвечать на вопросы учителя;
  • Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

1-й уровень

Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;

  • Читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;
  • Отвечать на вопросы и выражать своё отношение к поступкам героев;
  • Пересказывать текст (полностью или частично) по данному плану, используя опорные слова;
  • Знать наизусть 10 стихотворений (объемом 8-10 строк)

2-й уровень

  • Читать вслух правильно по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  • Отвечать на вопросы учителя по предмету содержанию произведения;
  • Давать элементарную оценку поступкам героев;
  • Заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Методы и приёмы  обучения:

 Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

наглядный (наблюдение, демонстрация);

 практический.

Технологии обучения: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста по предполагаемым вопросам;
  • продолжение текста;
  • выразительное чтение;
  • чтение наизусть;
  • чтение по ролям;
  • устные сочинения-характеристики героев;
  • придумывание финала, опираясь на развитие  событий.

Типы урока:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи

Планируемые результаты освоения курса «Чтение и развитие речи»    

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля,  – 5-15 минут.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведений и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; Объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Работа с текстом

      Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
      Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
      Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
      Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
      Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
      Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
      Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
      Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
      Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

Чтение – один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формирующих у учащихся в процессе всех лет обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения, так же как и к урокам русского языка, является коммуникативно-речевой. Он предполагает обучение детей опосредованному воздействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т. д.

Планируемые результаты освоения курса «Чтение и развитие речи»                                                                                                                                                                      

Способы и формы оценки образовательных результатов

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках чтения и развития речи. Необходимо приучить  учеников осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к прочитанному, давать развёрнутые рассуждения при пересказе,  что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Знания и умения учащихся по чтению и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Нормы оценок по чтению  и развитию речи

  1. Техника чтения

Контрольная проверка навыкачтенияпроводится в начале и конце года, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка  "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

2. Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

  1. Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

  1. Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

 1. Своевременно начинать читать свои слова.

 2. Подбирать  правильную интонацию.

 3.Читать безошибочно.

 4. Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

                                                                      5.Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

    

 

6.  Итоговая оценка знаний и умений учащихся

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, проверка техники чтения.

Учебное планирование

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

33 ч

30 ч

38ч

36 ч

137ч

Учебно-тематический план

Наименование предмета   чтение 5 класс

№ п/п урока

№ п/п

раздела,

темы

Наименование   разделов   и тем

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

                                                                Устное народное творчество (24 часа)

1

1.1

День знаний

1

2

1.2

Считалки, заклички-приговорки, потешки.

1

1

3

1.3

Пословицы, поговорки, загадки.

1

4

1.4

Никита Кожемяка (русская сказка).

1

5

1.5

Как наказали медведя (Тафаларская сказка).

1

6

1.6

Золотые руки (башкирская сказка).

1

7

1.7

Золотые руки (башкирская сказка).

1

8

1.8

Морозко (русская сказка).

1

9

1.9

Морозко (русская сказка).

1

10

1.10

Два Мороза (русская сказка).

1

11

1.11

Три дочери (татарская сказка)

1

12

1.12

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

13

1.13

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

14

1.14

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

15

1.15

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

16

1.16

Внеклассное чтение «Русская волшебная сказка».

1

17

1.17

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».  Часть1.

1

18

1.18

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 2

1

19

1.19

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 3.

1

20

1.20

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 4.

1

21

1.21

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 5.

1

22

1.22

Обобщающий урок по творчеству Д. Мамина-Сибиряка.

1

23

1.23

Обобщающий урок поУНТ.

1

24

1.24

Вн.чт. П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

                                                                     Картины родной природы (лето) (9 часов).

25

2.1

Г. Скребицкий «Июнь»

1

26

2.2

И. Суриков «Ярко солнце светит».

1

27

2.3

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 1.

1

28

2.4

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 2.

1

29

2.5

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 3.

1

30

2.6

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 4.

1

31

2.7

А. Прокофьев «Березка».

1

32

2.8

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

1

33

2.9

Итоговый урок по теме «Картины родной природы (лето)».

1

1

                                     Картины родной природы. «ОСЕНЬ» (9 часов)

34

3.1

По Г. Скребицкому «Сентябрь».

1

35

3.2

По И. Соколову- Микитову «Золотая осень».

1

36

3.3

По И. Соколову- Микитову «Золотая осень».

1

37

3.4

К. Бальмонт «Осень»

1

38

3.5

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать».

1

39

3.6

По В. Астафьеву «Осенние грусти».

1

40

3.7

И. Бунин «Первый снег».

1

41

3.8

Итоговый урок по теме «Картины родной природы (Осень)».

1

42

3.9

Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня» и другие рассказы.

1

                                                                                      О друзьях – товарищах ( 9 часов)

43

4.1

Ю. Яковлев «Колючка».   Часть 1.

1

44

4.2

Ю. Яковлев «Колючка». Часть 2.

1

45

4.3

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

1

46

4.4

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

 ( отрывок).

1

47

4.5

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

1

48

4.6

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Часть 1.

1

49

4.7

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Часть 2.

1

50

4.8

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Часть 3.

1

51

4.9

Я. Аким «Твой друг».

1

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА  (3 часа)

52

5.1

И.А. КРЫЛОВ «Ворона и лисица».

1

53

5.2

И.А. КРЫЛОВ «Щука и кот».

1

54

5.3

И.А. КРЫЛОВ «Квартет».

1

                                                                          СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО (9 часов)

55

6.1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

1

56

6.2

 О. Бондарчук « Слепой домик».

1

57

6.3

В. Осеева «Бабка».

1

58

6.4

В. Осеева «Бабка».

1

59

6.5

В. Осеева «Бабка».

1

60

6.6

 Урок внеклассного чтения. В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово».

1

61

6.7

А. Платонов « Сухой хлеб».

1

62

6.8

А. Платонов « Сухой хлеб».

1

63

6.9

В. Распутин «Люся»

1

                                                 КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ «Зима» .  (8 часов)

64

7.1

Ф. Тютчев «Зима»

1

1

65

7.2

Г. Скребицкий «Декабрь»

1

66

7.3

К. Бальмонт «К зиме»

1

67

7.4

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

1

68

7.5

Г. Скребицкий  «Всяк по-своему»

1

69

7.6

С. Есенин «Поет зима – аукает»

1

70

7.7

С. Есенин «Береза»

1

71

7.8

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

1

                                                                                «О ЖИВОТНЫХ» (14 часов)

72

8.1

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

1

73

8.2

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

1

74

8.3

А. Толстой «Желтухин»

1

75

8.4

А. Толстой «Желтухин»

1

76

8.5

А. Толстой «Желтухин»

1

77

8.6

К. Паустовский «Кот-ворюга»

1

78

8.7

Б. Житков «Про обезьянку»

1

79

8.8

Б. Житков «Про обезьянку»

1

80

8.9

Б. Житков «Про обезьянку»

1

81

8.10

Э. Асадов «Дачники»

1

82

8.11

Э. Асадов «Дачники»

1

83

8.12

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

1

84

8.13

С. Михалков «Будь человеком!»

1

85

8.14

Внеклассное чтение по теме «О животных»

1

                                                           ИЗ ПРОШЛОГО НАШЕГО НАРОДА (17 часов)

86

9.1

О. Тихомиров «На поле Куликовом»

1

87

9.2

О. Тихомиров «Куликовская битва»

1

88

9.3

О. Тихомиров «Слава героям».

1

89

9.4

Рассказы о войне 1812 года

С. Алексеев «Бородино».

1

90

9.5

С. Алексеев  «Ключи» , «Конец похода».

1

91

9.6

Н. Некрасов «Мороз, красный нос».

1

92

9.7

А. Куприн «Белый пудель».

1

93

9.8

А. Куприн «Белый пудель».

1

94

9.10

А. Куприн «Белый пудель».

1

95

9.11

А. Куприн «Белый пудель».

1

96

9.12

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».

1

97

9.13

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».

1

98

9.14

Внеклассное чтение В. Катаев «Сын полка»

1

99

9.15

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

1

100

9.16

Р. Рождественский «Огромное небо».

1

101

9.17

Итоговый урок по теме «Из прощлого нашего народа»

1

1

                                                                          КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ «Весна» .  (18 часов)

102

10.1

Г. Скребицкий «Март»

1

103

10.2

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»…

1

104

10.3

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

1

105

10.4

Г. Скребицкий «Весна-красна»

1

106

10.5

Г. Скребицкий «Грачи прилетели».

1

107

10.6

Изложение по тексту Г. Скребицкого «Грачи прилетели».

1

108

10.7

Г. Скребицкий «Заветный кораблик».

1

109

10.8

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

1

110

10.9

Внеклассное чтение Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

1

111

10.10

А. Толстой «Весенние ручьи» (Отрывок из повести «Детство Никиты»).

1

112

10.11

А. Пушкин «Гонимы вешними ручьями»…

1

113

10.12

А. Блок «Ворона».

1

114

10.13

Е. Серова «Подснежник»

1

115

10.14

И. Соколов-Микитов «Весна»

1

116

10.15

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом»…

1

117

10.16

С. Есенин «Черемуха».

1

118

10.17

Я. Аким «Весна, весною, о весне».

1

119

10.18

Итоговый урок по теме «Весна».

1

1

                                      «Из произведений  зарубежных писателей» (15 часов)

120

11.1

В. Гюго «Гаврош»

1

121

11.2

В. Гюго «Гаврош»

1

122

11.3

М. Твен «Приключения Тома Сойера».   Часть 1.

1

123

11.4

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть 2.

1

124

11.5

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть3.

1

125

11.6

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть 4.

1

126

11.7

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть5.

1

127

11.8

С. Лагерлёф « Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 1.

1

128

11.9

С. Лагерлёф « Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 2.

1

129

11.10

С. Лагерлёф « Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 3.

1

130

11.11

С. Лагерлёф « Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 4.

1

131

11.12

Г.Х. Андерсон «Русалочка». Часть 1.

1

132

11.13

Г.Х. Андерсон «Русалочка». Часть 2.

1

133

11.14

Г.Х. Андерсон «Русалочка». Часть3.

1

134

11.15

Урок  внеклассного чтения по теме «Из произведений  зарубежных писателей»

1

135

11.16

Итоговый урок по произведениям зарубежных писателей.

1

                                                                                                   Повторение (2 часа)

136

12.1

В. Брюсов «Труд»

1

137

12.02

Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето.

1

календарно – тематическое планирование

№ п/п урока

№ п/п урока по теме

Наименование разделов, тем урока

дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия, закрепляемые понятия

Виды контроля

словарь

                                                              Устное народное творчество (24 часа)

1

1.1

День знаний

01.09

Коррекция речевой деятельности.

вводный

2

1.2

Считалки, заклички-приговорки, потешки.

03.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь  читать выразительно.

текущий

Считалки, заклички-приговорки, потешки.

3

1.3

Пословицы, поговорки, загадки.

04.09

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Уметь пересказывать, выделять главную мысль рассказа по пословицам, читать выразительно.

текущий

Пословицы, поговорки, загадки.

4

1.4

Никита Кожемяка (русская сказка).

07.09

      Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь работать над выразительными средствами  языка, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

Соха, пуд, сажень

5

1.5

Как наказали медведя (Тафаларская сказка).

08.09

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Контроль умений отвечать на вопросы, используя текст.

текущий

берлога

6

1.6

Золотые руки (башкирская сказка).

10.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, озаглавливать смысловые части, данные в  учебнике.

текущий

Золотые руки, ремесленник

7

1.7

Золотые руки (башкирская сказка).

11.09

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

8

1.8

Морозко (русская сказка).

14.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь составлять план, пересказывать по плану 1 часть рассказа и своими словами  (2 часть), сравнивать  описание внешности и поступков героинь, читать по ролям, соблюдая интонацию.

текущий

падчерица

9

1.9

Морозко (русская сказка).

15.09

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Контроль умений составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их.

текущий

10

1.10

Два Мороза (русская сказка).

17.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений составлять план к сказке, пересказывать с опорой на план, выполнять деление сказки на смысловые части, озаглавливать их. Сравнивать действия двух Морозов из сказки.

текущий

Купец, дровосек

11

1.11

Три дочери (татарская сказка)

18.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

текущий

12

1.12

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

21.09

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, озаглавливать смысловые части, данные в  учебнике.

текущий

Обедня, сочельник,

девичник,

сенная девушка.

13

1.13

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

22.09

Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнения «Узнай звук».

Чтение наизусть стихотворения. Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание  сказки  своими словами с опорой на иллюстрации, текущий выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

текущий

Чернавка

рогатка

14

1.14

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

24.09

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, используя авторский текст, пересказывать.

текущий

15

1.15

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

25.09

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

16

1.16

Внеклассное чтение «Русская волшебная сказка».

28.09

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

17

1.17

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».  Часть1.

29.09

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Контроль умений отвечать на вопросы, используя авторский текст.

текущий

Одиночество; не на жизнь, а на смерть; душа в пятки ушла.

18

1.18

Д.Мамин-Сибиряк«Серая шейка». Часть 2

01.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь составлять план, пересказывать по плану 1 часть рассказа и своими словами  (2 часть), читать по ролям, соблюдая интонацию.

текущий

19

1.19

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 3.

02.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

текущий

20

1.20

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 4.

05.10

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Контроль умений отвечать на вопросы, используя авторский текст.

текущий

21

1.21

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Часть 5.

06.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их.

текущий

22

1.22

Обобщающий урок по творчеству Д. Мамина-Сибиряка.

08.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, озаглавливать смысловые части, данные в  учебнике.

итоговый

23

1.23

Обобщающий урок по УНТ.

09.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

итоговый

24

1.24

Вн.чт. П.П. Бажов «Серебряное копытце».

12.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на план. Выделять главную мысль сказки, выполнять деление сказки на смысловые части.

текущий

                                                              Картины родной природы (лето) (9 часов).

25

2.1

Г. Скребицкий «Июнь»

13.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

палисадник

26

2.2

И. Суриков «Ярко солнце светит».

15.10

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

27

2.3

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 1.

16.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

28

2.4

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 2.

19.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

текущий

29

2.5

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 3.

20.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

30

2.6

А. Платонов «Июльская гроза». Часть 4.

22.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

31

2.7

А. Прокофьев «Березка».

23.10

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Контроль умений определять тему стихотворения, отразив её в названии стихотворения, составлять рассказ об осени, используя слова и выражения из стихотворения .

текущий

32

2.8

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

26.10

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

Отчизна,

чужбина

33

2.9

Итоговый урок по теме «Картины родной природы (лето)».

27.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Определение уровня сформированности оценочных суждений на тему «Охранять значит….». Контроль умений пересказывать понравившийся отрывок.

текущий

                                     Картины родной природы. «ОСЕНЬ» (9 часов)

34

3.1

По Г. Скребицкому «Сентябрь».

09.11

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Соня, равноденствие

35

3.2

По И. Соколову- Микитову «Золотая осень».

10.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать близко к тексту. Выборочное списывание (нахождение в тексте выражений характерных для описания осеннего дня).

текущий

ядреный

36

3.3

По И. Соколову- Микитову «Золотая осень».

12.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части.

текущий

Берлога,

37

3.4

К. Бальмонт «Осень»

13.11

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

меть работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе.

текущий

38

3.5

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать».

16.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

манок

39

3.6

По В. Астафьеву «Осенние грусти».

17.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать близко к тексту. Выборочное списывание (нахождение в тексте выражений характерных для описания осени).

текущий

Зябкий, межа

40

3.7

И. Бунин «Первый снег».

19.11

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе.

текущий

Пурпур

41

3.8

Итоговый урок по теме «Картины родной природы (Осень)».

20.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе.

итоговый

42

3.9

Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня» и другие рассказы.

23.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

канарейка

                                                                       О друзьях – товарищах (9  часов )

43

4.1

Ю. Яковлев «Колючка».   Часть 1.

24.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

текущий

44

4.2

Ю. Яковлев «Колючка». Часть 2.

26.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

45

4.3

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

27.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их. Сравнивать действия мальчиков из рассказа.

текущий

Рыцарь, тюфяк

46

4.4

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». ( отрывок).

30.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

47

4.5

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

01.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

фосфор

48

4.6

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Часть 1.

03.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

49

4.7

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Часть 2.

04.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

полдюжины

50

4.8

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Часть 3.

07.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

51

4.9

Я. Аким «Твой друг».

08.12

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА( 3 часа)

52

5.1

И.А. КРЫЛОВ «Ворона и лисица».

10.12

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения басни наизусть.

        Уметь делить   басню  на логические части, осознанно   читать  по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей. Контроль  запоминания  стихотворного текста.   Определение   морали, объяснение  смысла  слов и выражений.

вводный

Льстец, зоб

53

5.2

И.А. КРЫЛОВ «Щука и кот».

11.12

Коррекция мышления, речи, внимания.        

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении басни.

Амбар, куманек

54

5.3

И.А. КРЫЛОВ «Квартет».

14.12

Коррекция мышления, речи, внимания  на основе упражнения «Читай по ролям».

        

        Уметь делить   басню  на логические части, осознанно   читать  по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей. Контроль  запоминания  стихотворного текста.   Определение   морали, объяснение  смысла  слов и выражений.

текущий

Квартет, бас, альт, скрипка

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО ( 9 часов)

55

6.1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

15.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

вводный

56

6.2

 О. Бондарчук « Слепой домик».

17.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

57

6.3

В. Осеева «Бабка».

18.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

58

6.4

В. Осеева «Бабка».

21.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

59

6.5

В. Осеева «Бабка».

22.12

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

60

6.6

 Урок внеклассного чтения. В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово».

24.12

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

текущий

61

6.7

А. Платонов « Сухой хлеб».

25.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Вол, рушник

62

6.8

А. Платонов « Сухой хлеб».

28.12

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

текущий

63

6.9

В. Распутин «Люся»

29.12

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

                                                                                 Картины родной природы «Зима». ( 8 часов)

64

7.1

Ф. Тютчев «Зима»

11.01

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

вводный

Чародейка, очарован, околдован

65

7.2

Г. Скребицкий «Декабрь»

12.01

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Декабрь, снежная перинка, тетерев, приют.

66

7.3

К. Бальмонт «К зиме»

14.01

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Заучивание наизусть, формированние навыков запоминания.

текущий

сквозистый

67

7.4

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

15.01

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

текущий

ястреб

68

7.5

Г. Скребицкий  «Всяк по-своему»

18.01

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

студеная

история

сказка

69

7.6

С. Есенин «Поет зима – аукает»

19.01

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

стозвон

ставни

70

7.7

С. Есенин «Береза»

21.01

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Заучивание наизусть, формированние навыков запоминания.

текущий

Кайма, бахрома

71

7.8

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

22.01

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Заучивание наизусть, формированниенавыков запоминания.

текущий

Борзая, версты полосаты

                                                                      О ЖИВОТНЫХ ( 14 часов)

72

8.1

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

25.01

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

вводный

73

8.2

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

26.01

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя.

текущий

колодец

74

8.3

А. Толстой «Желтухин»

28.01

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении.

текущий

75

8.4

А. Толстой «Желтухин»

29.01

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

трепеща

76

8.5

А. Толстой «Желтухин»

01.02

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении.

текущий

77

8.6

К. Паустовский «Кот-ворюга»

02.02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

78

8.7

Б. Житков «Про обезьянку»

04.02

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении

текущий

79

8.8

Б. Житков «Про обезьянку»

05.02

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

80

8.9

Б. Житков «Про обезьянку»

08.02

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

81

8.10

Э. Асадов «Дачники»

09.02

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

дача

82

8.11

Э. Асадов «Дачники»

11.02

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

83

8.12

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

12.02

Коррекция логического мышления, внимания

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

колдовство

84

8.13

С. Михалков «Будь человеком!»

15.02

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения, умения рассказывать на тему «Мои друзья в природе»

текущий

85

8.14

Внеклассное чтение по теме «О животных»

16.02

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

                                                   Из прошлого нашего народа (17 часов)

86

9.1

О. Тихомиров «На поле Куликовом»

18.02

      Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

вводный

Ратник, дань, рать

87

9.2

О. Тихомиров «Куликовская битва»

19.02

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

Ополченцы

88

9.3

О. Тихомиров «Слава героям».

22.02

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

89

9.4

Рассказы о войне 1812 года

С. Алексеев «Бородино».

25.02

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

90

9.5

С. Алексеев  «Ключи» , «Конец похода».

26.02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении

текущий

91

9.6

Н. Некрасов «Мороз, красный нос».

01.03

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

92

9.7

А. Куприн «Белый пудель».

02.03

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Труппа, шарманка

93

9.8

А. Куприн «Белый пудель».

04.03

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

Сумасшедший

94

9.10

А. Куприн «Белый пудель».

05.03

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

95

9.11

А. Куприн «Белый пудель».

09.03

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении

текущий

Прописать ижу

96

9.12

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».

11.03

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

97

9.13

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».

12.03

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

98

9.14

Внеклассное чтение В. Катаев «Сын полка»

15.03

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Контроль умений пересказывать содержание повести, используя слова из текста, с опорой на иллюстрации. Определение умений давать оценку трудной ситуации, в которую попал Ваня  с опорой на план.

текущий

99

9.15

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

16.03

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

100

9.16

Р. Рождественский «Огромное небо»

18.03

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

101

9.17

Итоговый урок по теме «Из прощлого нашего народа»

19.03

Итоговый урок по теме «Из прощлого нашего народа»

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении.

итоговый

                                                             Картины родной природы  « ВЕСНА» (18 часов)

102

10.1

Г. Скребицкий «Март»

22.03

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

вводный

проталина

косогор

палисадник

карниз

равноденствие

103

10.2

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»…

01.04

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

104

10.3

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

02.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

Перелески

омут

пригорки проталина

105

10.4

Г. Скребицкий «Весна-красна»

05.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Небесное половодье, рапорт, воздушный корабль

106

10.5

Г. Скребицкий «Грачи прилетели».

06.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

иллюстрация

107

10.6

Изложение по тексту Г. Скребицкого «Грачи прилетели».

08.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении.

текущий

Иллюстрация

форзац

108

10.7

Г. Скребицкий «Заветный кораблик».

09.04

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Заветный кораблик

109

10.8

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

12.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении вопросовк тексту.

текущий

Озими

полог

вальдшнеп

110

10.9

Внеклассное чтение Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

13.04

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

111

10.10

А. Толстой «Весенние ручьи» (Отрывок из повести «Детство Никиты»).

15.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Половодье

крупитчатый

112

10.11

А. Пушкин «Гонимы вешними ручьями»…

16.04

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

Вешние лучи

дань

келья

113

10.12

А. Блок «Ворона».

19.04

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя.

текущий

Вешние

114

10.13

Е. Серова «Подснежник»

20.04

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста.

Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

Разведчик

подснежник

115

10.14

И. Соколов-Микитов «Весна»

22.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

Берлога

Полынья

пуховка

116

10.15

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом»…

23.04

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

образ

117

10.16

С. Есенин «Черемуха».

26.04

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Заучивание наизусть, формированние навыков запоминания.

текущий

Проталинка

Медвяная

жемчуг

118

10.17

Я. Аким «Весна, весною, о весне».

27.04

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Контроль  за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

текущий

склонение

119

10.18

Итоговый урок по теме «Весна».

29.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

итоговый

                                                         «Из произведений  зарубежных писателей» (16 часов)

120

11.1

В. Гюго «Гаврош»

30.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

вводный

Гамены

Бульвар

121

11.2

В. Гюго «Гаврош»

03.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

Сударь

Цирюльник

трещотка

122

11.3

М. Твен «Приключения Тома Сойера».   Часть 1.

04.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

пикник

123

11.4

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть 2.

06.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Копоть

подземелье

124

11.5

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть3.

07.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь передавать чувства писателя, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

текущий

125

11.6

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть 4.

10.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

Пропасть

источник

126

11.7

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Часть5.

11.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Бечевка

эпизод

127

11.8

С. Лагерлёф

« Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 1.

13.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

Бук

Хлев

128

11.9

С. Лагерлёф

 « Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 2.

14.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

Сачок

Гном

129

11.10

С. Лагерлёф

« Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 3.

17.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Щеколда

130

11.11

С. Лагерлёф« Чудесное приключение Нильса с гусями» часть 4.

18.05

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь пересказывать с опорой на план. Выделять главную мысль сказки, выполнять деление сказки на смысловые части.

текущий

Лапландия

сородичи

131

11.12

Г.Х. Андерсон «Русалочка». Часть 1.

20.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

текущий

Принц

храм

132

11.13

Г.Х. Андерсон «Русалочка». Часть 2.

21.05

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  

текущий

Принцесса

Празднество

133

11.14

Г.Х. Андерсон «Русалочка». Часть3.

24.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

текущий

Смерклось

шатер

134

11.15

Итоговый урок  внеклассного чтения по теме «Из произведений  зарубежных писателей»

25.05

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

итоговый

135

11.16

Итоговый урок по произведениям зарубежных писателей.

27.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана чтения на лето.

итоговый

                                                                                     Повторение

136

11.17

В. Брюсов «Труд».

28.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана чтения на лето.

итоговый

137

11.18

Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето.

31.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

итоговый

 Лист корректировки программы

Причина невыполнения

Количество не проведённых часов

Планируемые меры по выполнению программ

Экономия часов за счёт принятых мер

Сроки устранения и темы

Выпадает на праздничный день 08.03

1 час

Уплотнение программы

1

05.03 А. Куприн «Белый пудель».


                                              Перечень учебно-методической литературы

Основная

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией      В.В. Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.

2.З.Ф. Малышева. Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительная

1.  Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши.  – М.: Просвещение, 2005.

2.  Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

3. Гусева Г.М. Уроки чтения в 5 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.