Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса

Скрипкина Ирина Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_6_klass.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №5 VIII вида»

Согласовано                                                         Согласовано                                                                                       Утверждаю

на заседании МО                                                  завуч по УВР                                                                                     приказ №_____ от __________

учителей                                                               О.Н.Безбородова                                                                              Директор ________                

протокол № __                                                     «___»_____________20____г                                                           Л.П. Конюшенко                  

 «___»_____________20____г.                                                                                                                                                                                                                        

Руководитель МО

___________ Е.В.Байшева

«___»____________20___г.

 Рабочая программа

по учебному предмету

«Чтение и развитие речи»

для учащихся  6 класса

на 2012/ 2013 учебный год

Разработана  на основе программы: « Программы специальных(коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,7-е издание).

Составитель:

учитель русского языка

                                                                                                                                                                                                                       Скрипкина И.В.

Барнаул 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.) и учебнику чтение для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, М.: «Просвещение», 2005г.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе 

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель: 

Создать условия для социальной адаптации и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

Развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого развития, формирование речи как средства общения;

Воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

                

Основные направления коррекционной работы:  

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;  

Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку  обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают  с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - устные сочинения-характеристики героев;

      - развитие художественной фантазии у детей;  

     - придумывание финала, опираясь на развитие  событий.

Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и  умений учащихся.  

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи

Методы и приёмы  обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста по предполагаемым вопросам;

   продолжение текста;

   выразительное чтение;

   чтение наизусть;

   чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками 

Осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время , отводимое на уроке для контроля,  – 5-15 минут.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведений и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; Объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Работа с текстом

 Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
 Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
 Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Учащиеся должны уметь:

         - читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;

       -   выделять главную мысль произведения;

        -  определять основные черты характера действующих лиц;

        -  пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:        

- наизусть 10 стихотворений.

Чтение – один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формирующих у учащихся в процессе всех лет обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения, так же как и к урокам русского языка, является коммуникативно-речевой. Он предполагает обучение детей опосредованному воздействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т. д.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

  • Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;

Читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;

Отвечать на вопросы и выражать своё отношение к поступкам героев;

Пересказывать текст (полностью или частично) по данному плану, используя опорные слова;

Знать наизусть 10 стихотворений (объемом 8-10 строк)

2-й уровень

Читать вслух правильно по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

Отвечать на вопросы учителя по предмету содержанию произведения;

Давать элементарную оценку поступкам героев;

Заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники:

Учебник чтения для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М.Бгажноковой, Е.С.Погостиной. - Изд. «Просвещение», 2004г.

 

Тематическое планирование (136 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

 

Заучивание наизусть

Внеклассное чтение

1.

Моя Родина.

3

М. Ножкин «Россия»

 

2.

Золотая осень.

17

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

Тема:  «Охранять природу – значит охранять Родину» Рассказы В. Бианки «Дробинка», «Голубые лягушки»

3.

Великая радость - работа.

9

Б. Заходер «Петя мечтает»

Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы»

4.

Страницы истории.

13

 

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры»

5.

Что такое хорошо, что такое плохо.

5

 

 

6.

Здравствуй, гостья – Зима.

36

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

И. Суриков «Белый снег пушистый…»

 Сказки А. Пушкина

В. Астафьев «Белогрудка»

А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

7.

Весна – красна.

18

С. Смирнов «Первые приметы»

 В. Жуковский «Жаворонок»

А. Твардовский «После мартовских метелей»

А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

8.

Рассказы о животных.

18

 

Е. Пермяк «Волшебные истории»

9.

Рассказы, сказки, стихи для детей.

17

В. Набоков «Дождь пролетел…»

 Н. Рыленков «Нынче ветер…»

В. Астафьев «Васюткино озеро»

 

 

Итого

136 ч

10 - наизусть

9 уроков – внеклассное чтение

Учебное планирование (136 ч)

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

32 ч

30 ч

40 ч

34 ч

136 ч

Поурочное  планирование  (136 ч)

№ п/п урока

№ п/п

раздела,

темы

Наименование   разделов

и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

                                                                               Моя Родина (3 ч.)

1

1.1

День знаний.

По В. Пескову «Отечество»

1

2

1.2

М. Ножкин «Россия»

1

3

1.3

М. Пришвин «Моя родина»

1

1

                                                                                Золотая осень (17 ч.)

4

2.1

В. Бианки «Сентябрь»

1

5

2.2

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

1

1

6

7

2.3

2.4

Ю. Качаев «Грабитель»

2

8

9

2.5

2.6

Б. Житков «Белый домик»

2

10

11

12

2.7

2.8

2.9

А. Белорусец «Звонкие ключи»

3

13

14

15

2.10

2.11

2.12

К. Паустовский «Заячьи лапы»

3

16

2.13

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

17

18

2.14

2.15

Е. Носов «Хитрюга»

2

19

2.16

В. Бианки «Октябрь

1

20

2.17

Урок внеклассного чтения

 «Охранять природу – значит охранять Родину»

В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка»

1

1

                                                                                Великая радость – работа (9 ч.)

21

3.1

С. Михалков «Будь человеком».

1

22

3.2

Б. Заходер «Петя мечтает»

1

23

3.3

Внеклассное чтение

Стихи Б. Заходера

1

24

3.4

По Д. Биссету «Слон и муравей»

1

25

3.5

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1

26

3.6

Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1

27

28

3.7

3.8

Д. Родари «Пуговкин домик».

2

29

3.9

Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» (отдельные главы)

1

                                                                              Страницы истории(13 часов)

30

4.1

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины)

1

31

4.2

Ф. Глинка «Москва»

1

32

4.3

В. Бианки «Ноябрь»

1

33

4.4

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

1

34

35

4.5

4.6

По С. Алексееву «На берегу Невы»

2

36

4.7

По С. Алексееву  «Медаль»

1

37

4.8

По С. Алексееву  «Гришенька»

1

38

39

40

41

4.9

4.10

4.11

4.12

По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин».

4

42

4.13

Урок внеклассного чтения.  Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры»

1

                                                                     Что такое хорошо, что такое плохо (5 ч.)

43

5.1

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

1

44

5.2

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

1

45

46

5.3

5.4

Е. Пермяк «Тайна цены»

2

47

5.5

Перевод с польского Д. Гальпериной «Здравствуйте!»

1

                                                                        «Здравствуй,  гостья -Зима». (36 ч.)

48

6.1

В. Бианки «Декабрь»

1

49

6.2

Е. Благинина «Новогодние загадки»

1

50

6.3

И. Никитин «Встреча зимы»

1

51

6.4

А. Дорохов «Тёплый снег»

1

52

6.5

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»

1

53

54

6.6

6.7

Д. Хармс «Пушкин»

2

55

6.8

Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне»

1

56

6.9

В Бианки  «Январь».

1

57

58

59

60

6.10

6.11

6.12

6.13

Х.К. Андерсен «Ель». (сказка)

4

61

62

6.14

6.15

А. Чехов «Ванька»

2

63

6.16

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом»

1

64

6.17

И. Суриков «Белый снег пушистый»

1

65

66

6.18

6.19

М. Зощенко Леля и Минька «Ёлка»

2

67

6.20

Урок внеклассного чтения.   В. Астафьев «Белогрудка»

1

68

69

6.21

6.22

Ю. Рытхэу «Пурга»

2

70

6.23

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1

71

6.24

В. Бианки. Февраль.

1

72

73

74

75

6.25

6.26

6.27

6.28

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

4

76

6.29

Урок внеклассного чтения.  А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

1

77

78

79

80

81

82

83

6.30

6.31

6.32

6.33

6.34

6.35

6.36

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

7

                                                                                «Весна - красна». (18 ч.)

84

7.1

С. Смирнов.  «Первые приметы»

1

1

85

7.2

В.Бианки «Март»

1

86

7.3

В. Песков. «Весна идёт»

1

87

7.4

М.Пришвин «Жаркий час».

1

88

89

90

7.5

7.6

7.7

Г. Скребицкий « Весенняя песня»

3

91

7.8

В.Жуковский «Жаворонок»        

1

92

7.9

А. Толстой

«Детство Никиты»

1

93

7.10

А. Твардовский «Как после мартовских метелей»

1

94

7.11

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой»

1

95

7.12

В. Бианки «Апрель»

1

96

7.13

Урок внеклассного чтения.  А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

1

97

98

99

100

7.14

7.15

7.16

7.17

К. Паустовский «Стальное колечко»

4

101

7.18

Обобщающий урок по пройденным произведениям о весне

1

                                                                                 «Рассказы о животных» (18ч.)

102

103

8.1

8.2

В. Астафьев «Злодейка»

2

104

105

106

8.3

8.4

8.5

 Е. Баронина  «Рассказы про зверей»

3

107

108

8.6

8.7

В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

109

110

8.8

8.9

Д. Хармс «Заяц и Ёж»

2

111

112

8.10

8.11

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

2

113

8.12

Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк «Волшебные истории»

1

114

115

116

117

118

119

8.13

8.14

8.15

8.16

8.17

8.18

Р. Киплинг  «Рикки-Тикки-Тави»

6

                                                                            «Стихи, рассказы, сказки для детей» (17ч.)

120

9.1

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на ветру»

1

121

9.2

В. Бианки «Май»

1

122

9.3

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

1

1

123

124

125

126

9.4

9.5

9.6

9.7

В. Медведев «Звездолёт «Брунька»

4

127

128

129

9.8

9.9

 9.10

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3

130

131

132

9.11

9.12

9.13

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3

133

9.14

В. Астафьев «Зорькина песня».

1

134

9.15

Н. Рыленков. «Нынче ветер, как мальчишка, весел»

1

135

9.16

Уроки  внеклассного чтения.  В. П. Астафьев  «Васюткино озеро»

1

136

9.17

Обобщающий урок по прочитанным произведениям. Рекомендации на лето по внеклассному чтению.

1

 

Календарно-тематический план

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Контроль

Словарь

Моя Родина (3 ч.)

День Знаний

1

1.1

По В. Пескову «Отечество»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений отвечать на вопросы, используя авторский текст, работать с эпиграфом.

Текущий

Эпиграф, до донца, целебен

2

1.2

М. Ножкин «Россия»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Заучивание наизусть, сформированность навыков запоминания.

Текущий

Необъятна, мудрец, вольная (дорога)

3

1.3

М. Пришвин «Моя родина»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений выделять главную мысль рассказа, давать полные ответы на вопросы, читать отрывка, соблюдая интонационные нормы, пересказывать от первого лица с опорой на план.

Тематический

Находка, сокровища, кладовая солнца

Золотая осень (17 ч.)

4

2.1

В. Бианки «Сентябрь»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Контроль умений определять тему стихотворения, отразив её в озаглавливании стихотворения, составлять рассказ об осени, используя слова и выражения из стихотворения и рассказа В. Бианки.

Текущий

Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар

5

2.2

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Чтение наизусть стихотворения. Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

Текущий

Резьба, лазурь, просветы, терем

6

7

2.3

2.4

Ю. Качаев «Грабитель»

Коррекция речевой деятельности.

Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа.

Текущий

Пучка, сопки

8

9

2.5

2.6

Б. Житков «Белый домик»

      Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Контроль умений пересказывать содержание рассказа, используя слова из текста, с опорой на иллюстрации. Определение умений давать оценку трудной ситуации, в которую попали дети с опорой на план.

Текущий

Шлюпка, корма, мель

10

11

12

2.7

2.8

2.9

А. Белорусец «Звонкие ключи»

Формулирование уч-ся вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Контроль умений составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их. Сравнивать действия мальчиков из рассказов «Белый домик» и «Звонкие ключи».

Текущий

Перебранка, снежная тундра, северное сияние, станция,  терраса

13

14

15

2.10

2.11

2.12

К. Паустовский «Заячьи лапы»

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части.

Текущий

Сени, гарь, зенит, ветеринар, аптекарь, исподтишка, пелена.

16

2.13

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнения «Узнай звук».

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать близко к тексту. Выборочное списывание (нахождение в тексте выражений характерных для описания осеннего дня).

Текущий

Лазурь, дремота, украдкой,  лукаво

17

18

2.14

2.15

Е. Носов «Хитрюга»

Коррекция речевой деятельности.

Уметь составлять план, пересказывать по плану 1 часть рассказа и своими словами  (2 часть), сравнивать описание дня в рассказах Тургенева и Носова, читать по ролям, соблюдая интонацию.

Текущий

Переполох, кладовая

19

2.16

В. Бианки «Октябрь

Коррекция речевой деятельности.

Определение уровня сформированности оценочных суждений на тему «Охранять значит….». Контроль умений пересказывать понравившийся отрывок.

Текущий

Грязник, зазимник, листопад

20

2.17

Урок внеклассного чтения

 «Охранять природу – значит охранять Родину»

В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Тематический

Великая радость – работа (9 ч.)

21

3.1

С. Михалков «Будь человеком».

Формирование внимания к авторскому слову.

Уметь соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения, умения рассказывать на тему «Мои друзья в природе»

Текущий

Тлеть, эгоист, муравейник

22

3.2

Б. Заходер «Петя мечтает»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения, умение давать характеристику человеку, используя примеры из текста.

Текущий

Неопрятный, неаккуратный

23

3.3

Внеклассное чтение

Стихи Б.Заходера

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения, умение давать характеристику человеку, используя примеры из текста.

Текущий

24

3.4

По Д. Биссету «Слон и муравей»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать по ролям (инсценировка)

Текущий

Закадычные друзья, птица – чакалка.

25

3.5

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Индивидуальный опрос.

Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы. Контроль умений пересказывать, соблюдая интонацию героев, контроль за сформированностью навыков  чтения    по ролям.

Текущий

Прекрасный прыгун

26

3.6

Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь выполнять деление рассказа на смысловые части. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

Текущий

Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис

27

28

3.7

3.8

Д. Родари «Пуговкин домик».

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, озаглавливать смысловые части, данные в  учебнике.

Тематический

Плотник, рубанок, оглобли

Мажордом, цилиндр

29

3.9

Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» (отдельные главы)

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Текущий

Обходчик, машинист, станция

Страницы истории (13 ч.)

30

4.1

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины)

Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя.

Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц,   давать оценку ситуаций.  Контроль за умением различать  оттенки  значений слов в тексте.

Текущий

Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник

31

4.2

Ф.Глинка «Москва»

      Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя,  соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

Текущий

Посад, срединный

32

4.3

В.Бианки «Ноябрь»

Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану.

Уметь работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Текущий

Зябь, полузимник

33

4.4

По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, используя авторский текст, пересказывать.

Текущий

Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско), гвардия

34

35

4.5

4.6

По С.Алексееву «На берегу Невы»

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно.

Текущий

Ботфорты, Санкт - Петербург

36

4.7

По С.Алексееву  «Медаль»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно, давать характеристику бойцу, отвечать полными ответами на вопросы.

Текущий

Гренадёр, турки.

37

4.8

По С.Алексееву  «Гришенька»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь читать по ролям, соблюдая интонацию, давать иллюстрациям название, давать характеристику М. Кутузову.

Текущий

Адъютант

38

39

40

41

4.9

4.10

4.11

4.12

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин».

Разбор текста по вопросам, формулирование уч-ся вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Уметь  пересказывать отрывок по наводящим вопросам в учебнике, давать оценку поведению Раевского и его солдат в бою. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана. Определение уровня знаний на тему «Занятия Раевских после ухода из армии».

Текущий

Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин, захватчики, генерал, гонцы, отставка, имение, галерея

42

4.13

Урок внеклассного чтения.  Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры»

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Горка».

Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, читать по ролям.

Текущий

Что такое хорошо, что такое плохо (5 ч.)

43

44

5.1

5.2

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь  пересказывать с опорой на план.

Текущий

Поэт, рифма

45

5.3

5.4

Е.Пермяк «Тайна цены»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

Уметь пересказывать с опорой на план. Выделять главную мысль сказки, выполнять деление сказки на смысловые части.

Текущий

Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой), гончар – кувшинник, каменотёс

45

5.5

Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на план.

Текущий

Здравствуйте

Здравствуй, гостья – Зима (36 ч.)

47

6.1

В.Бианки «Декабрь»

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Уметь рассказывать о приметах декабря, опираясь на текст.

Текущий

Студень, возродиться

48

6.2

Е.Благинина «Новогодние загадки»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь давать ответы на вопросы, составлять загадки.

Текущий

Пышно убрана.

49

6.3

И.Никитин «Встреча зимы»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь читать осознанно, выразительно, передавая  чувства автора. Контроль умений работать над образными выражениями в стихотворении, передающими настроение стихотворения.

Текущий

Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес)

50

6.4

А.Дорохов «Тёплый снег»

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Уметь давать ответы на вопросы, пересказывать своими словами,  работать над образными выражениями, используемыми для описания зимнего леса, солнца.

Текущий

Бескрайний

51

6.5

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

Текущий

Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул, завыл

52

53

6.6

6.7

Д.Хармс «Пушкин»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план.

Текущий

Поэт, лицей, от досады, экзамен, рукописи

54

6.8

Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне»

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Пересказ понравившихся эпизодов. Контроль знаний по прочитанным произведениям.

Текущий

55

6.9

В Бианки  «Январь».

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь выполнять деление сказки на смысловые части, озаглавливать части

Текущий

Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище

56

57

58

59

6.10

6.11

6.12

6.13

Х.К.Андерсен «Ель»(сказка)

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план.

Текущий

Нанизав (ягоды), коленце, мачта, дровни, приволье, изнываю, Рождество, изгородь, Сочельник, растопки, канул.

60

61

6.14

6.15

А.Чехов «Ванька»

Обучение частичному  пересказу по плану

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать части рассказа.

Текущий

Заутреня, тёмный образ, колодка, шпандырь, сидельцы, балагурит, дворня

62

6.16

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя.

Текущий

Храм,

пелена

63

6.17

И.Суриков «Белый снег пушистый»

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь читать осознанно, выразительно, передавая  чувства и переживания автора.

Текущий

64

65

6.18

6.19

М.Зощенко Леля и Минька «Ёлка»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль сказки.

Текущий

Пастилка, церемониться

66

6.20

Урок внеклассного чтения.   В. Астафьев «Белогрудка»

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Контроль умения давать полные ответы по содержанию рассказа.

Текущий

67

68

6.21

6.22

Ю.Рытхэу «Пурга»

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Уметь пересказывать с опорой на план.

Текущий

Малахай, вельбот, яранга, Чукотка.

69

6.23

Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость»

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Уметь пересказывать с опорой на план.

Текущий

Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб (знобить)

70

6.24

В.Бианки. Февраль.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь давать полные ответы на вопросы, рассказывать о своих наблюдениях за погодой в феврале.

Текущий

Перезимок, позёмка

71

72

73

74

6.25

6.26

6.27

6.28

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Уметь давать полные ответы на вопросы, читать выразительно, с соблюдением интонации, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки.

Текущий

Пьеса, действие

75

6.29

Урок внеклассного чтения.  А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь отвечать на вопросы, используя текст, пересказывать содержание, выполнять деление на части, озаглавливание частей в соответствии плана.

Текущий

76

77

78

79

80

81

82

6.30

6.31

6.32

6.33

6.34

6.35

6.36

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь  давать полные ответы на вопросы, читать выразительно с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. Определение умений давать оценку ситуации на тему «Испытания Герды».

Текущий

Тролль, дьявол, клюка, принц, принцесса, Лапландия, северное сияние, чертоги

Весна – красна (18 ч.)

83

7.1

С. Смирнов.  «Первые приметы»

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая  чувства  автора.

Текущий

Краснотал, голубеют (следы), припёк

84

7.2

В.Бианки «Март»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать рассказ с опорой на образные выражения, приметы за погодой, выделять главную мысль рассказа.

Текущий

Парник, капельник, копоть, проталинки, равноденствие

85

7.3

В. Песков. «Весна идёт»

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь пересказывать с опорой на иллюстрацию к картине.

Текущий

Ратуша, Аляска, Антарктида

86

7.4

М.Пришвин «Жаркий час».

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь пересказывать рассказ с опорой на образные выражения, описывающие леса.

Текущий

Жаркий час

87

88

89

7.5

7.6

7.7

Г. Скребицкий « Весенняя песня»

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Уметь давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части рассказа, работать над образными словами и выражениями, служащими для описания весенних лесов и лугов.  

Текущий

Трескотня

90

7.8

В.Жуковский «Жаворонок»        

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь читать стихотворения наизусть.

Текущий

Зардел, долина, лазурь

91

7.9

А. Толстой

«Детство Никиты»

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь пересказывать отрывок, выделять главную мысль отрывка, работать над образными выражениями, передающими радость в природе.

Текущий

Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощеряясь

92

7.10

А.Твардовский «Как после мартовских метелей»

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь читать стихотворения наизусть.

Текущий

Березняк (по – вербному), взбодрён

93

7.11

А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой»

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Уметь читать осознанно. Находить  ответы на вопросы в тексте.

Текущий

Шатёр, окроплены, взор, гнёт, трель

94

7.12

В.Бианки «Апрель»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать, выделять главную мысль прочитанного. Коллективное задание на карточках (разложить в определённой последовательности изменения в природе весной).

Текущий

        

Вешние потоки, гнёт

95

7.13

Урок внеклассного чтения.  А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Уметь коллективно составлять отзыв о книге.

Текущий

96

97

98

99

7.14

7.15

7.16

7.17

К.Паустовский «Стальное колечко»

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Уметь давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки, пересказывать с опорой на план. На иллюстрации.

Текущий

Махорка, лязг, шинель, цигарка, сапёр, шест, стреха, темечко, околица, колун, завалинка, лещина.

100

7.18

Обобщающий урок по пройденным произведениям о весне

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ)

Контроль за техникой чтения, умение составлять отзыв о прочитанных  произведениях, составлять рассказ  по картине, сравнивать картину И. Левитана,  романс М. Глинки и стихотворение В. Жуковского, находить общее и различия.

Тематический

Рассказы о животных (18 ч.)

101

102

8.1

8.2

В.Астафьев «Злодейка»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые части.

Текущий

Таймень, удилище, натаскать, умильными (глазами), спиннинг, вымоины

103

104

105

8.3

8.4

8.5

Е.Баронина «Рассказы про зверей»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые части, озаглавливать части, читать, с соблюдением интонационных норм.

Текущий

Ветеринар

106

107

8.6

8.7

В.Драгунский «Кот в сапогах»

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые части, озаглавливать части, читать, с соблюдением интонационных норм, давать полные ответы на вопросы.

Текущий

Карнавал

108

109

8.8

8.9

Д.Хармс «Заяц и Ёж»

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Уметь выражать главную мысль прочитанного, характеризовать поступки героев, пересказывать с опорой на авторский текст.

Текущий

Невдалеке

110

111

8.10

8.11

И.Крылов «Зеркало и Обезьяна».

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Уметь делить   басню  на логические части, осознанно   читать  по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей.Контроль  запоминания  стихотворного текста.   Определение   морали, объяснение  смысла  слов и выражений.

Текущий

Образ, кум, ужимки

112

8.12

Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк «Волшебные истории»

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Уметь  составлять  отзыв произведения, пересказывать с опорой на иллюстрации

Текущий

113

114

115

116

117

118

119

8.13

8.14

8.15

8.16

8.17

8.18

8.19

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Уметь давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки, давать характеристику главному герою, исходя из поступков совершенных им, пересказывать с опорой на иллюстрации.

Текущий

Мангуст, кобра, прародители, суматоха, благовоспитанный, вездесущий, негодование, ярость, дюжина, егозить, искусно, бесстрашие

Рассказы, сказки, стихи для детей (17 ч.)

120

9.1

В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на ветру»

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Уметь читать стихотворение спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания. Находить сравнения, слова, образы.

Текущий

        

Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг

121

9.2

В.Бианки «Май»

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Уметь пересказывать по цепочке, выделять главную мысль рассказа, работать над образными выражениями.

Текущий

Зорька, легкокрылые насекомые

122

9.3

М.Дудин «Наши песни спеты на войне»

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать, отвечать на вопросы.  

Текущий

Непогода, кровавая роса, недотёпа

123

124

125

126

9.4

9.5

9.6

9.7

В.Медведев «Звездолёт «Брунька»

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль сказки.

Текущий

Прозвище, космодром, космонавт, лукавство

127

128

129

9.8

9.9

9.10

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Уметь пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль рассказа, озаглавливать части рассказа, читать выразительно, передавая настроение каждого из героев.

Текущий

Композитор, прибой, кряхтит, насупившись, смола, симфоническая музыка.

130

131

132

9.11

9.12

9.13

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Уметь характеризовать главных лиц, оценить  их поступки, обосновать   своё отношения к ним.

Текущий

Приручить

133

9.14

В.Астафьев «Зорькина песня».

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Уметь осознанно правильно читать, отвечать на вопросы по содержанию.

Текущий

Увал, прясло, распадок

134

9.15

Н.Рыленков.

 «Нынче ветер,как мальчишка, весел»

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и выбери"

Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает"

Уметь определять главную мысль стихотворения.    

Текущий

135

9.16

Урок внеклассного чтения.  В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Контроль за техникой чтения, уметь  составлять  отзыв  о произведении.

Текущий

136

9.17

Обобщающий урок по прочитанным произведениям. Рекомендации на лето по внеклассному чтению.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Тематический