Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса
Предварительный просмотр:
Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи
Краевое государственное бюджетное
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №5 VIII вида»
Согласовано Согласовано Утверждаю
на заседании МО завуч по УВР приказ №_____ от __________
учителей О.Н.Безбородова Директор ________
протокол № __ «___»_____________20____г Л.П. Конюшенко
«___»_____________20____г.
Руководитель МО
___________ Е.В.Байшева
«___»____________20___г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение и развитие речи»
для учащихся 6 класса
на 2012/ 2013 учебный год
Разработана на основе программы: « Программы специальных(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,7-е издание).
Составитель:
учитель русского языка
Скрипкина И.В.
Барнаул 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.) и учебнику чтение для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, М.: «Просвещение», 2005г.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель:
Создать условия для социальной адаптации и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
Развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого развития, формирование речи как средства общения;
Воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками
Осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время , отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведений и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; Объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Чтение – один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формирующих у учащихся в процессе всех лет обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения, так же как и к урокам русского языка, является коммуникативно-речевой. Он предполагает обучение детей опосредованному воздействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т. д.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
- Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;
Читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;
Отвечать на вопросы и выражать своё отношение к поступкам героев;
Пересказывать текст (полностью или частично) по данному плану, используя опорные слова;
Знать наизусть 10 стихотворений (объемом 8-10 строк)
2-й уровень
Читать вслух правильно по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
Отвечать на вопросы учителя по предмету содержанию произведения;
Давать элементарную оценку поступкам героев;
Заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники:
Учебник чтения для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М.Бгажноковой, Е.С.Погостиной. - Изд. «Просвещение», 2004г.
Тематическое планирование (136 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов
| Заучивание наизусть | Внеклассное чтение |
1. | Моя Родина. | 3 | М. Ножкин «Россия» |
|
2. | Золотая осень. | 17 | И. Бунин «Лес, точно терем расписной» | Тема: «Охранять природу – значит охранять Родину» Рассказы В. Бианки «Дробинка», «Голубые лягушки» |
3. | Великая радость - работа. | 9 | Б. Заходер «Петя мечтает» | Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» |
4. | Страницы истории. | 13 |
| Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры» |
5. | Что такое хорошо, что такое плохо. | 5 |
|
|
6. | Здравствуй, гостья – Зима. | 36 | А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» И. Суриков «Белый снег пушистый…» | Сказки А. Пушкина В. Астафьев «Белогрудка» А. Н. Толстой «Приключения Буратино» |
7. | Весна – красна. | 18 | С. Смирнов «Первые приметы» В. Жуковский «Жаворонок» А. Твардовский «После мартовских метелей» | А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» |
8. | Рассказы о животных. | 18 |
| Е. Пермяк «Волшебные истории» |
9. | Рассказы, сказки, стихи для детей. | 17 | В. Набоков «Дождь пролетел…» Н. Рыленков «Нынче ветер…» | В. Астафьев «Васюткино озеро»
|
| Итого | 136 ч | 10 - наизусть | 9 уроков – внеклассное чтение |
Учебное планирование (136 ч)
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
32 ч | 30 ч | 40 ч | 34 ч | 136 ч |
Поурочное планирование (136 ч)
№ п/п урока | № п/п раздела, темы | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Из них | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии | ||||
Моя Родина (3 ч.) | |||||||
1 | 1.1 | День знаний. По В. Пескову «Отечество» | 1 | ||||
2 | 1.2 | М. Ножкин «Россия» | 1 | ||||
3 | 1.3 | М. Пришвин «Моя родина» | 1 | 1 | |||
Золотая осень (17 ч.) | |||||||
4 | 2.1 | В. Бианки «Сентябрь» | 1 | ||||
5 | 2.2 | И. Бунин «Лес, точно терем расписной» | 1 | 1 | |||
6 7 | 2.3 2.4 | Ю. Качаев «Грабитель» | 2 | ||||
8 9 | 2.5 2.6 | Б. Житков «Белый домик» | 2 | ||||
10 11 12 | 2.7 2.8 2.9 | А. Белорусец «Звонкие ключи» | 3 | ||||
13 14 15 | 2.10 2.11 2.12 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 3 | ||||
16 | 2.13 | И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» | 1 | ||||
17 18 | 2.14 2.15 | Е. Носов «Хитрюга» | 2 | ||||
19 | 2.16 | В. Бианки «Октябрь | 1 | ||||
20 | 2.17 | Урок внеклассного чтения. «Охранять природу – значит охранять Родину» В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка» | 1 | 1 | |||
Великая радость – работа (9 ч.) | |||||||
21 | 3.1 | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | ||||
22 | 3.2 | Б. Заходер «Петя мечтает» | 1 | ||||
23 | 3.3 | Внеклассное чтение Стихи Б. Заходера | 1 | ||||
24 | 3.4 | По Д. Биссету «Слон и муравей» | 1 | ||||
25 | 3.5 | По Д. Биссету «Кузнечик Денди» | 1 | ||||
26 | 3.6 | Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой» | 1 | ||||
27 28 | 3.7 3.8 | Д. Родари «Пуговкин домик». | 2 | ||||
29 | 3.9 | Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» (отдельные главы) | 1 | ||||
Страницы истории(13 часов) | |||||||
30 | 4.1 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины) | 1 | ||||
31 | 4.2 | Ф. Глинка «Москва» | 1 | ||||
32 | 4.3 | В. Бианки «Ноябрь» | 1 | ||||
33 | 4.4 | По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» | 1 | ||||
34 35 | 4.5 4.6 | По С. Алексееву «На берегу Невы» | 2 | ||||
36 | 4.7 | По С. Алексееву «Медаль» | 1 | ||||
37 | 4.8 | По С. Алексееву «Гришенька» | 1 | ||||
38 39 40 41 | 4.9 4.10 4.11 4.12 | По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин». | 4 | ||||
42 | 4.13 | Урок внеклассного чтения. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры» | 1 | ||||
Что такое хорошо, что такое плохо (5 ч.) | |||||||
43 | 5.1 | По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | 1 | ||||
44 | 5.2 | По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | 1 | ||||
45 46 | 5.3 5.4 | Е. Пермяк «Тайна цены» | 2 | ||||
47 | 5.5 | Перевод с польского Д. Гальпериной «Здравствуйте!» | 1 | ||||
«Здравствуй, гостья -Зима». (36 ч.) | |||||||
48 | 6.1 | В. Бианки «Декабрь» | 1 | ||||
49 | 6.2 | Е. Благинина «Новогодние загадки» | 1 | ||||
50 | 6.3 | И. Никитин «Встреча зимы» | 1 | ||||
51 | 6.4 | А. Дорохов «Тёплый снег» | 1 | ||||
52 | 6.5 | А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя» | 1 | ||||
53 54 | 6.6 6.7 | Д. Хармс «Пушкин» | 2 | ||||
55 | 6.8 | Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне» | 1 | ||||
56 | 6.9 | В Бианки «Январь». | 1 | ||||
57 58 59 60 | 6.10 6.11 6.12 6.13 | Х.К. Андерсен «Ель». (сказка) | 4 | ||||
61 62 | 6.14 6.15 | А. Чехов «Ванька» | 2 | ||||
63 | 6.16 | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом» | 1 | ||||
64 | 6.17 | И. Суриков «Белый снег пушистый» | 1 | ||||
65 66 | 6.18 6.19 | М. Зощенко Леля и Минька «Ёлка» | 2 | ||||
67 | 6.20 | Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Белогрудка» | 1 | ||||
68 69 | 6.21 6.22 | Ю. Рытхэу «Пурга» | 2 | ||||
70 | 6.23 | Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» | 1 | ||||
71 | 6.24 | В. Бианки. Февраль. | 1 | ||||
72 73 74 75 | 6.25 6.26 6.27 6.28 | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | 4 | ||||
76 | 6.29 | Урок внеклассного чтения. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» | 1 | ||||
77 78 79 80 81 82 83 | 6.30 6.31 6.32 6.33 6.34 6.35 6.36 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» | 7 | ||||
«Весна - красна». (18 ч.) | |||||||
84 | 7.1 | С. Смирнов. «Первые приметы» | 1 | 1 | |||
85 | 7.2 | В.Бианки «Март» | 1 | ||||
86 | 7.3 | В. Песков. «Весна идёт» | 1 | ||||
87 | 7.4 | М.Пришвин «Жаркий час». | 1 | ||||
88 89 90 | 7.5 7.6 7.7 | Г. Скребицкий « Весенняя песня» | 3 | ||||
91 | 7.8 | В.Жуковский «Жаворонок» | 1 | ||||
92 | 7.9 | А. Толстой «Детство Никиты» | 1 | ||||
93 | 7.10 | А. Твардовский «Как после мартовских метелей» | 1 | ||||
94 | 7.11 | А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой» | 1 | ||||
95 | 7.12 | В. Бианки «Апрель» | 1 | ||||
96 | 7.13 | Урок внеклассного чтения. А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» | 1 | ||||
97 98 99 100 | 7.14 7.15 7.16 7.17 | К. Паустовский «Стальное колечко» | 4 | ||||
101 | 7.18 | Обобщающий урок по пройденным произведениям о весне | 1 | ||||
«Рассказы о животных» (18ч.) | |||||||
102 103 | 8.1 8.2 | В. Астафьев «Злодейка» | 2 | ||||
104 105 106 | 8.3 8.4 8.5 | Е. Баронина «Рассказы про зверей» | 3 | ||||
107 108 | 8.6 8.7 | В. Драгунский «Кот в сапогах» | 2 | ||||
109 110 | 8.8 8.9 | Д. Хармс «Заяц и Ёж» | 2 | ||||
111 112 | 8.10 8.11 | 2 | |||||
113 | 8.12 | Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк «Волшебные истории» | 1 | ||||
114 115 116 117 118 119 | 8.13 8.14 8.15 8.16 8.17 8.18 | Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | 6 | ||||
«Стихи, рассказы, сказки для детей» (17ч.) | |||||||
120 | 9.1 | В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на ветру» | 1 | ||||
121 | 9.2 | В. Бианки «Май» | 1 | ||||
122 | 9.3 | М. Дудин «Наши песни спеты на войне» | 1 | 1 | |||
123 124 125 126 | 9.4 9.5 9.6 9.7 | В. Медведев «Звездолёт «Брунька» | 4 | ||||
127 128 129 | 9.8 9.9 9.10 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 3 | ||||
130 131 132 | 9.11 9.12 9.13 | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 3 | ||||
133 | 9.14 | В. Астафьев «Зорькина песня». | 1 | ||||
134 | 9.15 | Н. Рыленков. «Нынче ветер, как мальчишка, весел» | 1 | ||||
135 | 9.16 | Уроки внеклассного чтения. В. П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | ||||
136 | 9.17 | Обобщающий урок по прочитанным произведениям. Рекомендации на лето по внеклассному чтению. | 1 |
Календарно-тематический план
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов, тем урока | Дата | Коррекционная работа | Формируемые понятия ФП, Закрепляемые понятия ЗП. | Контроль | Словарь |
Моя Родина (3 ч.) | |||||||
День Знаний | |||||||
1 | 1.1 | По В. Пескову «Отечество» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Контроль умений отвечать на вопросы, используя авторский текст, работать с эпиграфом. | Текущий | Эпиграф, до донца, целебен | |
2 | 1.2 | М. Ножкин «Россия» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Заучивание наизусть, сформированность навыков запоминания. | Текущий | Необъятна, мудрец, вольная (дорога) | |
3 | 1.3 | М. Пришвин «Моя родина» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Контроль умений выделять главную мысль рассказа, давать полные ответы на вопросы, читать отрывка, соблюдая интонационные нормы, пересказывать от первого лица с опорой на план. | Тематический | Находка, сокровища, кладовая солнца | |
Золотая осень (17 ч.) | |||||||
4 | 2.1 | В. Бианки «Сентябрь» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Контроль умений определять тему стихотворения, отразив её в озаглавливании стихотворения, составлять рассказ об осени, используя слова и выражения из стихотворения и рассказа В. Бианки. | Текущий | Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар | |
5 | 2.2 | И. Бунин «Лес, точно терем расписной» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Чтение наизусть стихотворения. Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа. | Текущий | Резьба, лазурь, просветы, терем | |
6 7 | 2.3 2.4 | Ю. Качаев «Грабитель» | Коррекция речевой деятельности. | Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа. | Текущий | Пучка, сопки | |
8 9 | 2.5 2.6 | Б. Житков «Белый домик» | Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. | Контроль умений пересказывать содержание рассказа, используя слова из текста, с опорой на иллюстрации. Определение умений давать оценку трудной ситуации, в которую попали дети с опорой на план. | Текущий | Шлюпка, корма, мель | |
10 11 12 | 2.7 2.8 2.9 | А. Белорусец «Звонкие ключи» | Формулирование уч-ся вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. | Контроль умений составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их. Сравнивать действия мальчиков из рассказов «Белый домик» и «Звонкие ключи». | Текущий | Перебранка, снежная тундра, северное сияние, станция, терраса | |
13 14 15 | 2.10 2.11 2.12 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части. | Текущий | Сени, гарь, зенит, ветеринар, аптекарь, исподтишка, пелена. | |
16 | 2.13 | И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» | Коррекция фонематического слуха через выделение определенного звука в процессе упражнения «Узнай звук». | Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать близко к тексту. Выборочное списывание (нахождение в тексте выражений характерных для описания осеннего дня). | Текущий | Лазурь, дремота, украдкой, лукаво | |
17 18 | 2.14 2.15 | Е. Носов «Хитрюга» | Коррекция речевой деятельности. | Уметь составлять план, пересказывать по плану 1 часть рассказа и своими словами (2 часть), сравнивать описание дня в рассказах Тургенева и Носова, читать по ролям, соблюдая интонацию. | Текущий | Переполох, кладовая | |
19 | 2.16 | В. Бианки «Октябрь | Коррекция речевой деятельности. | Определение уровня сформированности оценочных суждений на тему «Охранять значит….». Контроль умений пересказывать понравившийся отрывок. | Текущий | Грязник, зазимник, листопад | |
20 | 2.17 | Урок внеклассного чтения. «Охранять природу – значит охранять Родину» В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Тематический | ||
Великая радость – работа (9 ч.) | |||||||
21 | 3.1 | С. Михалков «Будь человеком». | Формирование внимания к авторскому слову. | Уметь соблюдать интонацию, передавать настроение при чтении стихотворения, умения рассказывать на тему «Мои друзья в природе» | Текущий | Тлеть, эгоист, муравейник | |
22 | 3.2 | Б. Заходер «Петя мечтает» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь соблюдать интонацию, передавать настроение при чтении стихотворения, умение давать характеристику человеку, используя примеры из текста. | Текущий | Неопрятный, неаккуратный | |
23 | 3.3 | Внеклассное чтение Стихи Б.Заходера | Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев | Уметь соблюдать интонацию, передавать настроение при чтении стихотворения, умение давать характеристику человеку, используя примеры из текста. | Текущий | ||
24 | 3.4 | По Д. Биссету «Слон и муравей» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь пересказывать по ролям (инсценировка) | Текущий | Закадычные друзья, птица – чакалка. | |
25 | 3.5 | По Д. Биссету «Кузнечик Денди» | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы. Контроль умений пересказывать, соблюдая интонацию героев, контроль за сформированностью навыков чтения по ролям. | Текущий | Прекрасный прыгун | |
26 | 3.6 | Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь выполнять деление рассказа на смысловые части. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана. | Текущий | Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис | |
27 28 | 3.7 3.8 | Д. Родари «Пуговкин домик». | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, озаглавливать смысловые части, данные в учебнике. | Тематический | Плотник, рубанок, оглобли Мажордом, цилиндр | |
29 | 3.9 | Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» (отдельные главы) | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Текущий | Обходчик, машинист, станция | ||
Страницы истории (13 ч.) | |||||||
30 | 4.1 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины) | Выбор и объяснение образных слов и выражений. Развитие лексико-грамматического строя. | Уметь работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц, давать оценку ситуаций. Контроль за умением различать оттенки значений слов в тексте. | Текущий | Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник | |
31 | 4.2 | Ф.Глинка «Москва» | Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. | Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя, соблюдать интонацию, передавать настроение при чтении стихотворения. | Текущий | Посад, срединный | |
32 | 4.3 | В.Бианки «Ноябрь» | Частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. | Уметь работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе. | Текущий | Зябь, полузимник | |
33 | 4.4 | По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, используя авторский текст, пересказывать. | Текущий | Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско), гвардия | |
34 35 | 4.5 4.6 | По С.Алексееву «На берегу Невы» | Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев | Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно. | Текущий | Ботфорты, Санкт - Петербург | |
36 | 4.7 | По С.Алексееву «Медаль» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно, давать характеристику бойцу, отвечать полными ответами на вопросы. | Текущий | Гренадёр, турки. | |
37 | 4.8 | По С.Алексееву «Гришенька» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь читать по ролям, соблюдая интонацию, давать иллюстрациям название, давать характеристику М. Кутузову. | Текущий | Адъютант | |
38 39 40 41 | 4.9 4.10 4.11 4.12 | По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин». | Разбор текста по вопросам, формулирование уч-ся вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. | Уметь пересказывать отрывок по наводящим вопросам в учебнике, давать оценку поведению Раевского и его солдат в бою. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана. Определение уровня знаний на тему «Занятия Раевских после ухода из армии». | Текущий | Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин, захватчики, генерал, гонцы, отставка, имение, галерея | |
42 | 4.13 | Урок внеклассного чтения. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазёры» | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Горка». | Уметь отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль сказки, читать по ролям. | Текущий | ||
Что такое хорошо, что такое плохо (5 ч.) | |||||||
43 44 | 5.1 5.2 | По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь пересказывать с опорой на план. | Текущий | Поэт, рифма | |
45 | 5.3 5.4 | Е.Пермяк «Тайна цены» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана. Уметь пересказывать с опорой на план. Выделять главную мысль сказки, выполнять деление сказки на смысловые части. | Текущий | Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой), гончар – кувшинник, каменотёс | |
45 | 5.5 | Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь пересказывать с опорой на план. | Текущий | Здравствуйте | |
Здравствуй, гостья – Зима (36 ч.) | |||||||
47 | 6.1 | В.Бианки «Декабрь» | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Уметь рассказывать о приметах декабря, опираясь на текст. | Текущий | Студень, возродиться | |
48 | 6.2 | Е.Благинина «Новогодние загадки» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь давать ответы на вопросы, составлять загадки. | Текущий | Пышно убрана. | |
49 | 6.3 | И.Никитин «Встреча зимы» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора. Контроль умений работать над образными выражениями в стихотворении, передающими настроение стихотворения. | Текущий | Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес) | |
50 | 6.4 | А.Дорохов «Тёплый снег» | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Уметь давать ответы на вопросы, пересказывать своими словами, работать над образными выражениями, используемыми для описания зимнего леса, солнца. | Текущий | Бескрайний | |
51 | 6.5 | А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая чувства и переживания автора. | Текущий | Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул, завыл | |
52 53 | 6.6 6.7 | Д.Хармс «Пушкин» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план. | Текущий | Поэт, лицей, от досады, экзамен, рукописи | |
54 | 6.8 | Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне» | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Пересказ понравившихся эпизодов. Контроль знаний по прочитанным произведениям. | Текущий | ||
55 | 6.9 | В Бианки «Январь». | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Уметь выполнять деление сказки на смысловые части, озаглавливать части | Текущий | Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище | |
56 57 58 59 | 6.10 6.11 6.12 6.13 | Х.К.Андерсен «Ель»(сказка) | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план. | Текущий | Нанизав (ягоды), коленце, мачта, дровни, приволье, изнываю, Рождество, изгородь, Сочельник, растопки, канул. | |
60 61 | 6.14 6.15 | А.Чехов «Ванька» | Обучение частичному пересказу по плану | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать части рассказа. | Текущий | Заутреня, тёмный образ, колодка, шпандырь, сидельцы, балагурит, дворня | |
62 | 6.16 | И.Никитин «Весело сияет месяц над селом» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. | Текущий | Храм, пелена | |
63 | 6.17 | И.Суриков «Белый снег пушистый» | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Уметь читать осознанно, выразительно, передавая чувства и переживания автора. | Текущий | ||
64 65 | 6.18 6.19 | М.Зощенко Леля и Минька «Ёлка» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. | Текущий | Пастилка, церемониться | |
66 | 6.20 | Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Белогрудка» | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Контроль умения давать полные ответы по содержанию рассказа. | Текущий | ||
67 68 | 6.21 6.22 | Ю.Рытхэу «Пурга» | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Уметь пересказывать с опорой на план. | Текущий | Малахай, вельбот, яранга, Чукотка. | |
69 | 6.23 | Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Уметь пересказывать с опорой на план. | Текущий | Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб (знобить) | |
70 | 6.24 | В.Бианки. Февраль. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь давать полные ответы на вопросы, рассказывать о своих наблюдениях за погодой в феврале. | Текущий | Перезимок, позёмка | |
71 72 73 74 | 6.25 6.26 6.27 6.28 | С.Маршак «Двенадцать месяцев» | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Уметь давать полные ответы на вопросы, читать выразительно, с соблюдением интонации, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. | Текущий | Пьеса, действие | |
75 | 6.29 | Урок внеклассного чтения. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь отвечать на вопросы, используя текст, пересказывать содержание, выполнять деление на части, озаглавливание частей в соответствии плана. | Текущий | ||
76 77 78 79 80 81 82 | 6.30 6.31 6.32 6.33 6.34 6.35 6.36 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Уметь давать полные ответы на вопросы, читать выразительно с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. Определение умений давать оценку ситуации на тему «Испытания Герды». | Текущий | Тролль, дьявол, клюка, принц, принцесса, Лапландия, северное сияние, чертоги | |
Весна – красна (18 ч.) | |||||||
83 | 7.1 | С. Смирнов. «Первые приметы» | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора. | Текущий | Краснотал, голубеют (следы), припёк | |
84 | 7.2 | В.Бианки «Март» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь пересказывать рассказ с опорой на образные выражения, приметы за погодой, выделять главную мысль рассказа. | Текущий | Парник, капельник, копоть, проталинки, равноденствие | |
85 | 7.3 | В. Песков. «Весна идёт» | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Уметь пересказывать с опорой на иллюстрацию к картине. | Текущий | Ратуша, Аляска, Антарктида | |
86 | 7.4 | М.Пришвин «Жаркий час». | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь пересказывать рассказ с опорой на образные выражения, описывающие леса. | Текущий | Жаркий час | |
87 88 89 | 7.5 7.6 7.7 | Г. Скребицкий « Весенняя песня» | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Уметь давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части рассказа, работать над образными словами и выражениями, служащими для описания весенних лесов и лугов. | Текущий | Трескотня | |
90 | 7.8 | В.Жуковский «Жаворонок» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь читать стихотворения наизусть. | Текущий | Зардел, долина, лазурь | |
91 | 7.9 | А. Толстой «Детство Никиты» | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Уметь пересказывать отрывок, выделять главную мысль отрывка, работать над образными выражениями, передающими радость в природе. | Текущий | Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощеряясь | |
92 | 7.10 | А.Твардовский «Как после мартовских метелей» | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Уметь читать стихотворения наизусть. | Текущий | Березняк (по – вербному), взбодрён | |
93 | 7.11 | А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой» | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь читать осознанно. Находить ответы на вопросы в тексте. | Текущий | Шатёр, окроплены, взор, гнёт, трель | |
94 | 7.12 | В.Бианки «Апрель» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь пересказывать, выделять главную мысль прочитанного. Коллективное задание на карточках (разложить в определённой последовательности изменения в природе весной). | Текущий |
Вешние потоки, гнёт | |
95 | 7.13 | Урок внеклассного чтения. А. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Уметь коллективно составлять отзыв о книге. | Текущий | ||
96 97 98 99 | 7.14 7.15 7.16 7.17 | К.Паустовский «Стальное колечко» | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Уметь давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки, пересказывать с опорой на план. На иллюстрации. | Текущий | Махорка, лязг, шинель, цигарка, сапёр, шест, стреха, темечко, околица, колун, завалинка, лещина. | |
100 | 7.18 | Обобщающий урок по пройденным произведениям о весне | Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) | Контроль за техникой чтения, умение составлять отзыв о прочитанных произведениях, составлять рассказ по картине, сравнивать картину И. Левитана, романс М. Глинки и стихотворение В. Жуковского, находить общее и различия. | Тематический | ||
Рассказы о животных (18 ч.) | |||||||
101 102 | 8.1 8.2 | В.Астафьев «Злодейка» | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые части. | Текущий | Таймень, удилище, натаскать, умильными (глазами), спиннинг, вымоины | |
103 104 105 | 8.3 8.4 8.5 | Е.Баронина «Рассказы про зверей» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые части, озаглавливать части, читать, с соблюдением интонационных норм. | Текущий | Ветеринар | |
106 107 | 8.6 8.7 | В.Драгунский «Кот в сапогах» | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые части, озаглавливать части, читать, с соблюдением интонационных норм, давать полные ответы на вопросы. | Текущий | Карнавал | |
108 109 | 8.8 8.9 | Д.Хармс «Заяц и Ёж» | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь выражать главную мысль прочитанного, характеризовать поступки героев, пересказывать с опорой на авторский текст. | Текущий | Невдалеке | |
110 111 | 8.10 8.11 | И.Крылов «Зеркало и Обезьяна». | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Уметь делить басню на логические части, осознанно читать по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей.Контроль запоминания стихотворного текста. Определение морали, объяснение смысла слов и выражений. | Текущий | Образ, кум, ужимки | |
112 | 8.12 | Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк «Волшебные истории» | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Уметь составлять отзыв произведения, пересказывать с опорой на иллюстрации | Текущий | ||
113 114 115 116 117 118 119 | 8.13 8.14 8.15 8.16 8.17 8.18 8.19 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Уметь давать полные ответы на вопросы, читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки, давать характеристику главному герою, исходя из поступков совершенных им, пересказывать с опорой на иллюстрации. | Текущий | Мангуст, кобра, прародители, суматоха, благовоспитанный, вездесущий, негодование, ярость, дюжина, егозить, искусно, бесстрашие | |
Рассказы, сказки, стихи для детей (17 ч.) | |||||||
120 | 9.1 | В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на ветру» | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь читать стихотворение спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания. Находить сравнения, слова, образы. | Текущий |
Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг | |
121 | 9.2 | В.Бианки «Май» | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Уметь пересказывать по цепочке, выделять главную мысль рассказа, работать над образными выражениями. | Текущий | Зорька, легкокрылые насекомые | |
122 | 9.3 | М.Дудин «Наши песни спеты на войне» | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать, отвечать на вопросы. | Текущий | Непогода, кровавая роса, недотёпа | |
123 124 125 126 | 9.4 9.5 9.6 9.7 | В.Медведев «Звездолёт «Брунька» | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. | Текущий | Прозвище, космодром, космонавт, лукавство | |
127 128 129 | 9.8 9.9 9.10 | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Уметь пересказывать с опорой на план, выделять главную мысль рассказа, озаглавливать части рассказа, читать выразительно, передавая настроение каждого из героев. | Текущий | Композитор, прибой, кряхтит, насупившись, смола, симфоническая музыка. | |
130 131 132 | 9.11 9.12 9.13 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Уметь характеризовать главных лиц, оценить их поступки, обосновать своё отношения к ним. | Текущий | Приручить | |
133 | 9.14 | В.Астафьев «Зорькина песня». | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь осознанно правильно читать, отвечать на вопросы по содержанию. | Текущий | Увал, прясло, распадок | |
134 | 9.15 | Н.Рыленков. «Нынче ветер,как мальчишка, весел» | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и выбери" Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает" | Уметь определять главную мысль стихотворения. | Текущий | ||
135 | 9.16 | Урок внеклассного чтения. В. П. Астафьев «Васюткино озеро» | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Контроль за техникой чтения, уметь составлять отзыв о произведении. | Текущий | ||
136 | 9.17 | Обобщающий урок по прочитанным произведениям. Рекомендации на лето по внеклассному чтению. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. | Тематический |