Рабочая программа по русскому и развитию речи для учащихся 5 класса

Скрипкина Ирина Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_5_klass.docx107.41 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №5 VIII вида»

Согласовано                                                         Согласовано                                                                                       Утверждаю

на заседании МО                                                  завуч по УВР                                                              приказ №_____ от __________

учителей русского языка                                      О.Н.Безбородова                                                                              Директор ________                

протокол № __                                                     «___»_____________20____г                                                           Л.П. Конюшенко                  

 «___»_____________20____г.                                                                                                                                                                                                                        

Руководитель МО

___________Е.В. Байшева

«___»____________20___г.

 Рабочая программа

по учебному предмету

«Грамматика, правописание и развитие речи»

для учащихся 5 класса

на 2013/ 2014 учебный год

Разработана  на основе программы: « Программы  специальных  (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,7-е издание).

Составитель:

И.В. Скрипкина

учитель русского языка

Барнаул 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:

- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

- Учебного плана Образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Русский язык в коррекционной школе  VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения русскому языку неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных    учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Количество часов в неделю -5, в год 170 ч.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель:

создать условия для подготовки  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми  навыками.

Задачи:

- вырабатывать у учащихся достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и правильного письма на основе усвоения элементарных  сведений  по грамматике и правописанию;

- повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

- развивать у учащихся умение  последовательно и правильно излагать свои мысли в  устной и письменной форме, правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

Основные направления коррекционной работы:                                                                                        

-  развитие абстрактных лингвистических понятий;  

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение русскому языку  носит  элементарно-практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Данная программа  отражает основные положения и  учебника  Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 5 кл., Москва «Просвещение», 2007г, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованный к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. Последовательность и содержание изложения планирования представляет  определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для последующей темы, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

          Учащиеся должны знать:

- алфавит

- способы проверки  написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).        

Учащиеся должны уметь:

        - правильно различать звуки и  буквы, звукигласные и согласные, обозначать их на письме;

          - подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

          - проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова).      

  - разбирать слово по составу;

          - выделять имя существительное как часть речи;

          - строить простое распространенное предложение;

          - связно высказываться устно и письменно (с помощью учителя);

          - пользоваться словарем.

Основные требования к умениям учащихся

      1-й уровень
      
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60
  слов);
      • делить текст на предложения;
      • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
      • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
      • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
      • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.

      2-й уровень
      • списывать текст целыми словами;
      • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
      • исправлять текст с помощью учителя;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи по вопросам с помощью учителя;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, словарная работа, объяснительный диктант, творческое списывание.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение,работа с учебником;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого  и дифференцированного подхода
  • здоровьесберегающие
  •  игровые
  • личностно-ориентированные
  •     информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко - буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Критерии и нормы оценки  знаний, умений и навыков обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.

Используемые формы оценивания результатов обучения:  

  Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. При оценке устных ответов принимаются во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного  материала, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.

  • беседа
  • тестирование
  • урок – практикум
  • наблюдение
  • опрос
  • самостоятельная работа
  • контрольный диктант
  • словарный диктант
  • объяснительный диктант

 1. Оценка устных ответов.

        При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
  • полнота ответа,
  • умение практически применять свои знания,
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.

2. Оценка письменных работ.

     К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

     Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 6  классе –диктанты.

     Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

     Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

     Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

     Примерный объём текстов контрольных работ  в 5 классе 65-70 слов, в  6  классе – 65 – 70 слов, в 7 – 9 -75-80 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

     При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

     Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

   При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

 В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на неизученные правила правописания также не учитываются.

 За одну ошибку в диктанте считается:

  • повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
  • две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

     Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально  для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

  При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

     Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

                                                 ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ

Изложения  и сочинения  могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен  тщательно отобрать  материал, учитывая  тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря, орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться  орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В 5 классе для изложений  рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6-7 классах 45-70 слов, в 8-9 классах 70-100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, а в 8-9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке сочинений и изложений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке сочинений и изложений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится  за правильное, полное, последовательное изложение  авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.

 Оценка «3» ставитсяза изложение (сочинение), написанное с отступлениями от  авторского текста (темы), двумя- тремя ошибками  в построении предложений и употреблении слов,  влияющих на понимание смысла, с пятью- шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение),  в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

Оценка «1» ставится за изложение (сочинение) в том случае, если  ученик не справился с  написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

40ч

38ч

51 ч

43ч

172ч

Тематическое  планирование

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов и тем урока

Всего

часов

Из них

контрольные  диктанты

Самостоятельные работы

1 четверть

ПОВТОРЕНИЕ (7 часов)

1

1.1

Введение. Знакомство с учебником.

1

2

1.2

Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

1

3

1.3

Связь слов в предложении.

1

4

1.4

Главные и второстепенные члены предложения.

1

5

1.5

Главные и второстепенные члены предложения.

1

6

1.6

Различение предложений по интонации.

1

7

1.7

Различение предложений по интонации.

1

                                                                      ЗВУКИ И БУКВЫ (10 ч.)

8

2.1

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит.

1

9

2.2

Согласные твердые и мягкие.

1

10

2.3

Обозначение мягкости буквами  Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

1

11

2.4

Обозначение мягкости буквами  Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

1

12

2.5

Разделительный  Ь перед буквами  Е, Ё, Ю, Я, И.

1

13

2.6

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

1

14

2.7

Пересказ текста по вопросам «Собачьи новости». (54)

1

15

2.8

Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударной гласной путем изменения формы слова.

1

16

2.9

Проверка написания безударной гласной путем изменения формы слова.

1

17

2.10

Диктант по теме «Звуки и буквы».

1

1

Состав слова (35 часов)

18

3.1

Работа над ошибками. Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

1

19

3.2

Корень и однокоренные слова.

1

20

3.3

Окончание.

1

21

4.4

Окончание.

1

22

3.5

Урок развития речи. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.

1

23

3.6

Приставка.

1

24

3.7

Приставка.

1

25

3.8

Суффикс.

1

26

3.9

Суффикс.

1

27

3.10

Образование слов с помощью приставки и суффикса.

1

28

3.11

Образование слов с помощью приставки и суффикса.

1

29

3.12

Диктант по теме «Состав слова».

1

1

30

3.13

Работа над ошибками. Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах.

1

31

3.14

Единообразное написание безударных гласных в корнях родственных слов.

1

32

3.15

Единообразное написание безударных гласных в корнях родственных слов.

1

33

3.16

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением,  в корнях слов.

1

34

3.17

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях слов.

1

35

3.18

Самостоятельная работа по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях слов».

1

1

36

3.19

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

37

3.20

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

38

3.21

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

1

39

3.22

Работа над ошибками. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1

40

3.23

Закрепление правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

1

2 четверть

41

3.24

Повторение изученного

1

42

3.25

Правописание приставок.

1

43

3.26

Правописание приставок.

1

44

3.27

Приставка и предлог.

1

45

3.28

Приставка и предлог.

1

46

3.29

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

1

47

3.30

Разделительный твердый знак после приставок.

1

48

3.31

Разделительный твердый знак после приставок.

1

49

3.32

Разделительный твердый знак после приставок.

1

50

3.33

Диктант по теме «Приставка и предлог»

1

1

51

3.34

Работа над ошибками. Записка.

1

52

3.35

Урок развития речи. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем по репродукции картины А. А. Пластова «Фашист пролетел».

1

ЧАСТИ РЕЧИ( 91 час)

53

4.1

Части речи. Общее понятие о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

1

54

4.2

Общее понятие о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

1

55

4.3

Понятие об имени существительном.

1

56

4.4

Понятие о глаголе.

1

57

4.5

Понятие об имени прилагательном.

1

58

4.6

Умение различать части речи по вопросу и значению.

1

59

4.7

Имя существительное как часть речи.

1

60

4.8

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

61

4.9

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

62

4.10

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

63

4.11

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

64

4.12

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

65

4.13

Изменение имен существительных по числам.

1

66

4.14

Изменение имен существительных по числам.

1

67

4.15

Диктант по теме «Имя существительное»

1

1

68

4.16

Работа над ошибками. Род имен существительных.

1

69

4.18

Мужской род имен существительных.

1

70

4.19

Женский род имен существительных.

1

71

4.20

Средний род имен существительных.

1

72

4.21

Различение рода имен существительных.

1

73

4.22

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

1

74

4.23

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

1

75

4.24

Дифференциация имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

1

76

4.25

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

1

77

4.26

Работа над ошибками. Различение падежей по вопросам.

1

78

4.27

Самостоятельная работа «Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце».

1

1

3 четверть

79

4.28

Адрес

1

80

4.29

Различение падежей по вопросам

1

81

4.30

Именительный падеж имен существительных

1

82

4.31

Родительный падеж имен существительных

1

83

4.32

Дательный падеж имен

существительных

1

84

4.33

Винительный падеж имен существительных

1

85

4.34

Творительный падеж имен существительных

1

86

4.35

Предложный падеж имен существительных

1

87

4.36

Диктант по теме «Падежи имен существительных»

1

1

88

4.37

Работа над ошибками

1

89

4.38

З склонения имен существительных.1-е склонение имен существительных

1

90

4.39

2-е склонение имен существительных

1

91

4.40

3-е склонение имен существительных

1

92

4.41

Различение имен существительных 1,2,3 склонения.

1

93

4.42

Различение имен существительных 1,2,3 склонения.

1

94

4.43

Самостоятельная работа

1

1

95

4.44

Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен  существительных

1

96

4.45

Имена существительные  1 склонения  в И.п.

1

97

4.46

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в  Р.п.

1

98

4.47

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в  Р.п.

1

99

4.48

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в  Д.п.

1

100

4.49

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения  в  В.п.

1

101

4.50

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения  в Т.п.

1

102

4.51

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения  в Т.п.

1

103

4.52

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в П.п.

1

104

4.53

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в П.п.

1

105

4.54

Закрепление по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения»

1

106

4.55

Закрепление по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения»

1

107

4.56

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения»

1

1

108

4.57

Работа над ошибками

1

109

4.58

Второе склонение имен существительных в единственном числе

1

110

4.59

Именительный падеж имен существительных 2 склонения

1

111

4.60

Родительный падеж имен существительных 2 склонения

1

112

4.61

Родительный падеж имен существительных 2 склонения

1

113

4.62

Дательный падеж имен существительных 2 склонения.

1

114

4.63

Дательный падеж имен существительных 2 склонения.

1

115

4.64

Винительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

116

4.65

Винительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

117

4.66

Творительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

118

4.67

Творительный падеж имен существительных 2 склонения.

1

119

4.68

Предложный падеж имен существительных 2 склонения.

1

120

4.69

Предложный падеж имен существительных 2 склонения.

1

121

4.70

Повторение изученного по теме « Падежные окончания имен существительных  2 склонения в единственном числе»

1

122

4.71

Диктант по теме « Падежные окончания имен существительных  2 склонения в единственном числе»

1

1

123

4.72

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Падежные окончания имен существительных второго склонения»

1

124

4.73

Изложение текста по вопросам.

1

125

4.74

Упражнения на закрепление по теме «Имена существительные второго склонения  в единственном числе»

1

126

4.75

Контрольный диктант за 3 четверть

1

1

127

4.76

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление по теме «Падежные окончания имен существительных второго склонения»

1

128

4.77

Третье склонение имен существительных в единственном числе

1

129

4.78

Третье склонение имен существительных в единственном числе

1

                                                                                   4 четверть

130

4.79

Именительный падеж имен существительных 3 склонения

              1

131

4.80

Родительный, дательный и предложный падежи  имен существительных 3склонения

1

132

4.81

Родительный, дательный и предложный падежи  имен существительных 3 склонения

1

133

4.82

 Винительный падеж имен существительных 3 склонения

1

134

4.83

Винительный падеж имен существительных 3 склонения

1

135

4.84

Творительный падеж имен существительных 3склонения

1

136

4.85

Творительный падеж имен существительных 3 склонения.

1

137

4.86

Закрепление по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

1

138

4.87

Закрепление по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

1

139

4.88

Повторение по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

1

140

4.89

Контрольные вопросы и задания по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

1

141

4.90

Контрольный диктант по теме «Склонение   имен существительных в единственном числе»

1

1

142

4.91

Работа над ошибками

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (17 часов)

143

5.1

Главные и второстепенные члены предложения

1

144

5.2

Главные члены предложения

1

145

5.3

Подлежащее.

1

146

5.4

Подлежащее.

1

147

5.5

Сказуемое.

1

148

5.6

Сказуемое.

1

149

5.7

Второстепенные члены предложения

1

150

5.8

Описание картины А.Н Комарова «Наводнение»

1

151

5.9

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

152

5.10

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

153

5.11

Однородные члены предложения.

1

154

5.12

Однородные члены предложения.

1

155

5.13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

156

5.14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

157

5.15

Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1

158

5.16

Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1

159

5.17

Диктант по теме «Предложения с однородными членами».

1

1

ПОВТОРЕНИЕ(13 часов)

160

6.1

Работа над ошибками. Состав слова.

1

161

6.2

Однокоренные слова

1

162

6.3

Орфограммы в корнях слов.

1

163

6.4

Приставка и предлог

1

164

6.5

Контрольный диктант за 4 четверть

1

165

6.6

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

1

166

6.7

Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

1

167

6.8

Работа над ошибками.

1

168

6.9

Предложение

1

169

6.10

Контрольный диктант за 2012-2013 учебный год.

1

170

6.11

Работа над ошибками.

1

171

6.12

Обращение.

1

172

6.13

Итоговый урок.

1

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Контроль

Словарь

                                                              ПОВТОРЕНИЕ (7 часов)

1

1.1

Введение. Знакомство с учебником.

03.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Корригировать устную речь через систему вопросов.

Знать, что такое условные обозначения. Уметь ими пользоваться при работе с учебником.

Вводный

Форзац, условные обозначения

2

1.2

Практические упражнения всоставлении и распространении предложений.

04.09

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать предложение как единицу речи.  Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте.

Текущий

Предложение

3

1.3

Связь слов в предложении.

05.09

Коррекция речевой деятельности, следование речевой инструкции.

Знать предложение как единицу  речи.  Уметь определять главные и второстепенные члены предложения.

Текущий

Текст, диалог

4

1.4

Главные и второстепенные члены предложения.

06.09

Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать  признаки главных  и второстепенных членов предложения. Уметь находить их в предложении.

Текущий

Сказуемое, подлежащее

5

1.5

Главные и второстепенные члены предложения.

07.09

Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать  признаки главных  и второстепенных членов предложения. Уметь находить их в предложении.

Текущий

Второстепенные члены предложения

6

1.6

Различение предложений по интонации.

10.09

Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следование речевой инструкции.

Знать виды предложений по интонации. Уметь различать предложения  по интонации.

Текущий

Повествовательное, восклицательное, вопросительное

7

1.7

Различение предложений по интонации.

11.09

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать виды предложений по интонации. Уметь различать предложения  по интонации.

Текущий

Здравствуй, до свидания, благодарю, болото

                                                                                  ЗВУКИ И БУКВЫ (10 ч.)

8

2.1

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит.

12.09

Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следование речевой инструкции.

Знать алфавит. Уметь им пользоваться.

Пассажир, расстояние

9

2.2

Согласные твердые и мягкие.

13.09

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Коррекция волевых усилий при выполнении

заданий.

Знать изученные правила написания согласных в словах. Уметь ими пользоваться при написании слов.

Текущий

область

10

2.3

Обозначение мягкости буквами  Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

14.09

Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематичес-

кого анализа

Знать правила правописания разделительного мягкого знака в словах. Уметь им пользоваться при написании слов.

Текущий

11

2.4

Обозначение мягкости буквами  Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

17.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Корригировать устную речь через систему вопросов.

Знать правила правописания разделительного мягкого знака в словах. Уметь им пользоваться при написании слов.

Текущий

12

2.5

Разделительный  Ь перед буквами  Е, Ё, Ю, Я, И.

18.09

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать правила правописания разделительного мягкого знака в словах. Уметь им пользоваться при написании слов.

Текущий

13

2.6

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

19.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать изученные правила написания согласных в словах. Уметь ими пользоваться при написании слов.

Текущий

конверт

14

2.7

Урок развития речи. Пересказ текста по вопросам «Собачьи новости». (54)

20.09

Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следование речевой инструкции.

Знать, что такое текст. Уметь пересказывать  текст  по вопросам.

Текущий

15

2.8

Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударной гласной путем изменения формы слова.

21.09

Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематичес-

кого анализа

Знать правила правописания безударных гласных в корне  слова. Уметь им пользоваться при написании слов.

Текущий

16

2.9

Проверка написания безударной гласной путем изменения формы слова.

24.09

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Корригировать устную речь через систему вопросов.

Знать правила правописания безударных гласных в корне  слова. Уметь им пользоваться при написании слов.

Текущий

каникулы

17

2.10

Диктант по теме «Звуки и буквы».

25.09

Коррекция волевых усилий при выполнении

заданий.

Знать изученные правила написания гласных и согласных в словах. Уметь ими пользоваться при написании слов.

                                                                               Состав слова (35)

18

3.1

Работа над ошибками. Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

26.09

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать части слова.

Уметь определять их в слове.

19

3.2

Корень и однокоренные слова.

27.09

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять корень  в составе слова.

Текущий

Граница, охрана

20

3.3

Окончание.

28.09

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое окончание, его место в слове. Уметь образовывать формы  слова.

Текущий

инструмент

21

4.4

Окончание.

01.10

Коррекция волевых усилий при выполнении

заданий.

Знать, что такое окончание, его место в слове. Уметь образовывать формы слова.

Текущий

окончание

22

3.5

Урок развития речи. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.

02.10

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое рассказ. Уметь составлять  рассказ по опорным словам.

текущий

23

3.6

Приставка.

03.10

Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематичес-

кого анализа

Знать, что такое приставка, её место в слове. Уметь образовывать слова  с помощью приставок.

Текущий

приставка

24

3.7

Приставка.

04.10

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое приставка, её место в слове. Уметь образовывать слова  с помощью приставок.

Текущий

25

3.8

Суффикс.

05.10

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое суффикс, его  место в слове. Уметь образовывать слова  с помощью суффикса.

Текущий

Суффикс

26

3.9

Суффикс.

08.10

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое суффикс, его  место в слове. Уметь образовывать слова  с помощью суффикса.

Текущий

Железо, металл

27

3.10

Образование слов с помощью приставки и суффикса.

09.10

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое приставка, корень, окончание,  их  место в слове. Уметь образовывать слова  с помощью приставок, суффиксов.

Текущий

28

3.11

Образование слов с помощью приставки и суффикса.

10.10

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое приставка, корень, окончание,  их  место в слове. Уметь образовывать слова  с помощью приставок, суффиксов.

Текущий

29

3.12

Диктант по теме «Состав слова».

11.10

Коррекция волевых усилий при выполнении

заданий.

Знать части слова: приставку, корень суффикс.

Уметь определять их в слове.

30

3.13

Работа над ошибками. Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах.

12.10

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать части слова: приставку, корень суффикс.

Уметь определять их в слове.

31

3.14

Единообразное написание безударных гласных в корнях родственных слов.

15.10

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания безударных гласных в корнях слов.

Текущий

Ряд  однокоренных слов

32

3.15

Единообразное написание безударных гласных в корнях родственных слов.

16.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания безударных гласных в корнях слов.

Текущий

Бегун, беглец, беготня

33

3.16

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением,  в корнях слов.

17.10

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания безударных гласных в корнях слов.

Текущий

Север

34

3.17

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях слов.

18.10

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания безударных гласных в корнях слов.

Текущий

корабль

35

3.18

Самостоятельная работа по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях слов».

19.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания безударных гласных в корнях слов.

здоровье

36

3.19

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

22.10

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания звонких и глухих согласных в корнях слов.

Текущий

физкультура

37

3.20

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

23.10

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания звонких и глухих согласных в корнях слов.

Текущий

библиотека

38

3.21

Контрольный диктант за 1 четверть.

24.10

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать части слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь применять правило правописания безударных гласных в корнях слов.

итоговый

Праздник

39

3.22

Работа над ошибками. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

25.10

Коррекция поведения(адекватная реакция).

Ликвидация пробелов в знаниях. Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь  писать словарные слова правильно.

коррекция

40

3.23

Закрепление правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

26.10

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать, что такое корень и однокоренные  слова. Уметь выделять их в составе слова. Уметь  писать словарные слова правильно.

Текущий

Суббота, завтрак, верблюд

                                                                                 2 четверть

41

3.24

Повторение изученного

07.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать части слова.

Уметь определять их в слове.

вводный

42

3.25

Правописание приставок.

08.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать, что такое приставка, её место в слове, отличие от предлогов. Уметь образовывать слова  с помощью приставок.

Текущий

43

3.26

Правописание приставок.

09.11

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое приставка, её место в слове, отличие от предлогов. Применять правила правописания приставок на практике.

Текущий

Морковь, свёкла, кочан, капуста

44

3.27

Приставка и предлог.

12.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать, что такое приставка, её место в слове, отличие от предлогов. Уметь разграничивать приставу и предлог.

Текущий

картофель

45

3.28

Приставка и предлог.

13.11

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое приставка, её место в слове, отличие от предлогов. Уметь разграничивать приставу и предлог.

Текущий

46

3.29

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

14.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи.

Знать, что такое приставка, её место в слове, отличие от предлогов. Уметь образовывать слова  с помощью приставок.

Текущий

47

3.30

Разделительный твердый знак после приставок.

15.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать, что такое приставка, её место в слове. Применять правила правописания  разделительного твердого знака  после приставок на практике.

Текущий

объявление

48

3.31

Разделительный твердый знак после приставок.

16.11

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, что такое приставка, её место в слове. Применять правила правописания  разделительного твердого знака  после приставок на практике.

Текущий

объект

49

3.32

Разделительный твердый знак после приставок.

19.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать, что такое приставка, её место в слове. Применять правила правописания  разделительного твердого знака  после приставок на практике.

Текущий

50

3.33

Диктант по теме «Приставка и предлог»

20.11

Коррекция волевых усилий при выполнении

заданий.

Знать, что такое приставка, её место в слове. Уметь применять правила правописания приставок, разделительного твердого знака  после приставок, написание предлогов со словами  на практике.

итоговый

51

3.34

Работа над ошибками. Записка.

21.11

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Устранение недочетов в работе, ликвидация пробелов в знаниях.

коррекция

52

3.35

Урок развития речи. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (по репродукции картины А. А. Пластова «Фашист пролетел»).

22.11

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

 Знать порядок описания картины. Уметь составлять  рассказ по опорным словам.

Текущий

                                                                       ЧАСТИ РЕЧИ (91 час)

53

4.1

Части речи.Общее понятие о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

23.11

Воспитывать толерантное поведение. Коррекция грамматической стороны речи.

Знать признаки, обозначаемые существительными, именами прилагательными, глаголами.

Уметь отличать существительные, прилагательные, глаголы  от других частей речи.

вводный

54

4.2

Общее понятие о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

26.11

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.

Знать признаки, обозначаемые существительными, именами прилагательными, глаголами.

Уметь отличать существительные, прилагательные, глаголы  от других частей речи.

Текущий

55

4.3

Понятие об имени существительном.

27.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать признаки, обозначаемые существительными.

Уметь отличать существительные, от других частей речи по значению и вопросу.

вводный

долото

56

4.4

Понятие о глаголе.

28.11

Знать признаки, обозначаемые глаголами.

Уметь отличать глаголы  от других частей речи по значению и вопросу.

вводный

57

4.5

Понятие об имени прилагательном.

29.11

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать признаки, обозначаемые именами прилагательными.

Уметь отличать имена прилагательные  от других частей речи по значению и вопросу.

вводный

58

4.6

Умение различать части речи по вопросу и значению.

30.11

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.  

Знать признаки, обозначаемые существительными, именами прилагательными, глаголами.

Уметь отличать существительные, прилагательные, глаголы  от других частей речи по значению и вопросу.

Текущий

забота

59

4.7

Имя существительное как часть речи.

03.12

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать признаки, обозначаемые существительными.

Уметь отличать существительные от других частей речи.

вводный

60

4.8

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

04.12

Воспитывать толерантное поведение.

Коррекция грамматической стороны речи.

Знать признаки одушевленных  и неодушевленных имен существительных. Уметь различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Текущий

61

4.9

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

05.12

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать признаки одушевленных  и неодушевленных имен существительных. Уметь различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Текущий

62

4.10

Собственные и нарицательные имена существительные.

06.12

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать признаки имен собственных. Уметь различать имена собственные и нарицательные

Текущий

Столица

63

4.11

Собственные и нарицательные имена существительные.

07.12

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать признаки имен собственных. Уметь различать имена собственные и нарицательные

Текущий

космос

64

4.12

Собственные и нарицательные имена существительные.

10.12

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.

Знать признаки имен собственных. Уметь различать имена собственные и нарицательные

Текущий

деревня

65

4.13

Изменение имен существительных по числам.

11.12

Коррекция грамматической стороны речи. Следование речевой инструкции.

Знать, как  изменяются  имена существительные  по числам. Уметь изменять  имена существительные  по числам.

Текущий

ботинки

66

4.14

Изменение имен существительных по числам.

12.12

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать, как  изменяются  имена существительные  по числам. Уметь изменять  имена существительные  по числам.

Текущий

67

4.15

Диктант по теме «Имя существительное»

13.12

Коррекция поведения (адекватная реакция)

Знать, что такое имя существительное. Уметь отличать существительные, прилагательные, глаголы  от других частей речи.

итоговый

68

4.16

Работа над ошибками. Род имен существительных.

14.12

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать мужской, средний  и женский род имен существительных. Уметь

Мужской, женский и средний род имен существительных.

коррекция

69

4.18

Мужской род имен существительных.

17.12

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать мужской род имен существительных. Уметь применять правило написания существительных с шипящей на конце.

Текущий

герой

70

4.19

Женский род имен существительных.

18.12

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать и женский род имен существительных. Уметь применять правило написания существительных с шипящей на конце.

Текущий

71

4.20

Средний род имен существительных.

19.12

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.

Знать  средний род имен существительных. Уметь определять род имен существительных.

Текущий

72

4.21

Различение рода имен существительных.

20.12

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать мужской, женский  и средний род имен существительных. Уметь различать  имена существительные по родам.

Текущий

73

4.22

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

21.12

Воспитывать толерантное поведение.

Коррекция грамматической стороны речи.

Знать мужской и женский род имен существительных. Уметь применять правило написания существительных с шипящей на конце.

Текущий

74

4.23

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

24.12

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать мужской и женский род имен существительных. Уметь применять правило написания существительных с шипящей на конце.

75

4.24

Дифференциация имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

25.12

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на

вопрос, задай вопрос.

Знать мужской и женский род имен существительных. Уметь применять правило написания существительных с шипящей на конце.

Текущий

76

4.25

Контрольный диктант за 2 четверть.

26.12

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать роль имен существительных в предложении.  Уметь писать падежные окончания имен существительных.

итоговый

77

4.26

Работа над ошибками. Различение падежей по вопросам.

27.12

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежи по вопросам.

коррекция

78

4.27

Самостоятельная работа «Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце».

28.12

Коррекция мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать мужской и женский род имен существительных. Уметь применять правило написания существительных с шипящей на конце.

итоговый

3 четверть

79

4.28

Адрес

11.01

Исправление речевых штампов. Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать адрес своих родственников. Уметь написать его правильно на конверте.

Текущий

Адрес, конверт

80

4.29

Различение падежей по вопросам

14.01

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежи  по вопросам.

Текущий

овраг

81

4.30

Именительный падеж имен существительных

15.01

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать  именительный падеж имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных.

Текущий

канал

82

4.31

Родительный падеж имен существительных

16.01

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать родительный падеж имен существительных. Уметь писать падежные окончания имен существительных.

Текущий

83

4.32

Дательный падеж имен

существительных

17.01

Коррекция грамматической стороны речи. Следование речевой инструкции.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять дательный имен существительных.

Текущий

84

4.33

Винительный падеж имен существительных

18.01

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать винительный падеж имен существительных. Уметь писать падежные окончания имен существительных.

Текущий

верёвка

85

4.34

Творительный падеж имен существительных

21.01

Коррекция грамматической стороны речи. Следование речевой инструкции.

Знать творительный падеж имен существительных. Уметь писать падежные окончания имен существительных.

Текущий

природа

86

4.35

Предложный падеж имен существительных

22.01

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать предложный падеж имен существительных. Уметь писать падежные окончания имен существительных.

Текущий

охота

87

4.36

Диктант по теме «Падежи имен существительных»

23.01

Коррекция поведения (адекватная реакция)

Знать роль имен существительных в предложении.  Уметь писать падежные окончания имен существительных.

итоговый

88

4.37

Работа над ошибками

24.01

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

коррекция

89

4.38

3 склонения имен существительных.1-е склонение имен существительных

25.01

Знать склонения имен существительных в единственном числе. Уметь определять 1 склонение  имен существительных.

Текущий

90

4.39

2-е склонение имен существительных

28.01

Коррекция поведения (адекватная реакция)

Знать 2-е склонение имен существительных. Уметь определять  2 склонение имен существительных.

Текущий

естествознание

91

4.40

3-е склонение имен существительных

29.01

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 3 склонения.

Текущий

92

4.41

Различение имен существительных 1,2,3 скл

30.01

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать склонение имен существительных в единственном числе. Уметь определять склонение  имен существительных.

Текущий

93

4.42

Различение имен существительных 1,2,3 скл

31.01

Коррекция грамматической стороны речи. Следование речевой инструкции.

Знать склонение имен существительных в единственном числе. Уметь определять склонение  имен существительных.

Текущий

94

4.43

Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных»

01.02

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать склонение имен существительных в единственном числе. Уметь определять склонение  имен существительных.

итоговый

95

4.44

Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен  существительных

04.02

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).

Знать правила единообразное написание ударных и безударных окончаний имен  существительных. Уметь применять их на практике.

Текущий

96

4.45

Имена существительные  1 склонения  в И.п.

05.02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения.

Текущий

97

4.46

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в  Р.п.

06.02

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения в Р.п.

Текущий

творог

98

4.47

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в  Р.п.

07.02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения в Р.п.

Текущий

99

4.48

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в  Д.п.

08.02

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения вД.п.

Текущий

100

4.49

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения  в  В.п.

11.02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения в В.п.

Текущий

стамеска

101

4.50

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения  в Т.п.

12.02

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения вТ.п.

Текущий

защита

102

4.51

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения  в Т.п.

13.02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения в Т.п.

Текущий

грамота

103

4.52

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в П.п.

14.02

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения в П.п.

Текущий

свобода

104

4.53

Правописание падежных окончаний имен существительных  1 склонения в П.п.

15.02

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения в П.п.

Текущий

105

4.54

Закрепление по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения»

18.02

Коррекция связной речи и мыслительных операций. Составление рассказа по картинкам

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения.

Текущий

ракета

106

4.55

Закрепление по теме«Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения»

19.02

Коррекция связной речи.

Поздравительная открытка

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 1 склонения.

Текущий

Открытка

поздравление

107

4.56

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения»

20.02

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать роль имен существительных в предложении.  Уметь писать падежные окончания имен существительных.

итоговый

108

4.57

Работа над ошибками

21.02

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать роль имен существительных в предложении.  Уметь писать падежные окончания имен существительных.

коррекция

109

4.58

Второе склонение имен существительных в единственном числе

22.02

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения.

Текущий

110

4.59

Именительный падеж имен существительных 2 склонения

25.02

Коррекция поведения (адекватная реакция).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падеж  имен существительных 2 склонения.

Текущий

111

4.60

Родительный падеж имен существительных 2 склонения

26.02

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в Р.п.

Текущий

112

4.61

Родительный падеж имен существительных 2 склонения

27.02

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в Р.п.

Текущий

113

4.62

Дательный падеж имен существительных 2 склонения

28.02

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в Д.п.

Текущий

114

4.63

Дательный падеж имен существительных 2 склонения

01.03

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в Д.п

Текущий

победа

115

4.64

Винительный падеж имен существительных 2 склонения

04.03

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения вВ.п.

Текущий

остров

116

4.65

Винительный падеж имен существительных 2 склонения

05.03

Коррекция связной речи. Основная мысль текста.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в В.п.

Текущий

117

4.66

Творительный падеж имен существительных 2 склонения

06.03

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в Т. п.

Текущий

Матрос

118

4.67

Творительный падеж имен существительных 2 склонения

07.03

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в Т.п.

Текущий

салат

119

4.68

Предложный падеж имен существительных 2 склонения

0 9.03

Коррекция поведения (адекватная реакция).

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в П.п.

Текущий

изобретатель

120

4.69

Предложный падеж имен существительных 2 склонения

11.03

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения в П.п.

Текущий

пекарь

121

4.70

Повторение изученного по теме « Падежные окончания имен существительных  2 склонения в единственном числе»

12.03

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения.

Текущий

Отряд

компас

122

4.71

Диктант по теме « Падежные окончания имен существительных  2 склонения в единственном числе»

13.03

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения.

итоговый

123

4.72

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Падежные окончания имен существительных второго склонения»

14.03

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 2 склонения.

коррекция

124

4.73

Изложение текста по вопросам.

15.03

Развитие речи. Письмо

Знать роль имен существительных в предложении, склонения имен существительных.  Уметь распространять предложения именами существительными.

существительными.

Текущий

Сообщение, обращение, приветствие

125

4.74

Упражнения на закрепление по теме «Имена существительные второго склонения  в единственном числе»

18.03

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать роль имен существительных в предложении.  Уметь писать падежные окончания имен существительных.

Текущий

126

4.75

Контрольный диктант за 3 четверть

19.03

Коррекция поведения (адекватная реакция). Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.

Знать падежи имен существительных. Уметь  правильно писать падежные окончания имен существительных.

итоговый

127

4.76

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление по теме «Падежные окончания имен существительных второго склонения»

20.03

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать роль имен существительных в предложении.  Уметь писать падежные окончания имен существительных.

коррекция

128

4.77

Третье склонение имен существительных вединственном числе

21.03

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

  Знать 3  склонение имен существительных в единственном числе. Уметь определять склонение  имен существительных

Текущий

светофор

129

4.78

Третье склонение имен существительных в единственном числе

22.03

 Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

  Знать 3  склонение имен существительных в единственном числе. Уметь определять склонение  имен существительных

вводный

Скатерть

4 четверть

130

4.79

Именительный падеж имен существительных 3 склонения

01.04

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать Именительный падеж имен существительных 3 склонения. Уметь ставить имена существительные в начальную форму.

Текущий

тетрадь

131

4.80

Родительный, дательный и предложный падежи  имен существительных

3склонения

02.04

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3 склонения. Уметь определять падежные окончания  имен существительных  3 склонения.

Текущий

132

4.81

Родительный, дательный и предложный падежи  имен существительных 3 склонения

03.04

Основная мысль текста. Пересказ по опорным словам

Знать родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3 склонения. Уметь определять падежные окончания  имен существительных  3 склонения.

Текущий

картон

133

4.82

 Винительный падеж имен существительных 3 склонения

04.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать Именительный падеж имен существительных 3 склонения. Уметь определять винительный падеж.

Текущий

горизонт

134

4.83

Винительный падеж имен существительных 3 склонения

05.04

Корригировать устную речь через систему вопросов.

Знать винительный падеж имен существительных 3 склонения. Уметь определять падежные окончания  имен существительных  3 склонения.

Текущий

орден

135

4.84

Творительный падеж имен существительных 3склонения

08.04

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Знать творительный падеж имен существительных 3 склонения. Уметь определять падежные окончания  имен существительных  3 склонения.

Текущий

запад

136

4.85

Творительный падеж имен существительных  3 склонения

09.04

Развитие речи Тема текста.

Знать творительный падеж имен существительных 3 склонения. Уметь определять падежные окончания  имен существительных  3 склонения.

Текущий

Опора лекарство

137

4.86

Закрепление по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

10.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 3 склонения.

Текущий

тема

138

4.87

Закрепление по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

11.04

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 3 склонения.

Текущий

колонна

139

4.88

Повторение по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

12.04

Развитие речи Диалог

Знать падежи имен существительных. Уметь определять падежные окончания  имен существительных 3 склонения.

Текущий

коллекция

140

4.89

Контрольные вопросы и задания по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

15.04

Восстановление деформированного текста по опорным словам (упр.366)

Знать роль имен существительных в предложении.  Родовые окончания имен существительных.  Уметь распространять предложения именами существительными.

итоговый

141

4.90

Контрольный диктант по теме «Склонение   имен существительных в единственном числе»

16.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).

Знать роль имен существительных в предложении, склонения имен существительных.  Уметь распространять предложения именами существительными.

существительными.

итоговый

142

4.91

Работа над ошибками

17.04

Воспитывать адекватную (оценочную)реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать роль имен существительных в предложении.  Родовые окончания имен существительных.  Уметь распространять предложения именами существительными.

салют

                        

                                                       Предложение (17 часов)

143

5.1

Главные и второстепенные члены предложения

18.04

Знать предложение как единицу  речи.  

Уметь определять главные и второстепенные члены предложения.

вводный

бензин

144

5.2

Главные члены предложения

19.04

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать  признаки главных  членов предложения. Уметь находить их в предложении.

Текущий

145

5.3

Подлежащее.

22.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать  признаки подлежащего. Уметь находить его в предложении.

Текущий

146

5.4

Подлежащее.

23.04

Корригировать устную речь через систему вопросов.

Знать  признаки подлежащего. Уметь находить его в предложении.

Текущий

147

5.5

Сказуемое.

24.04

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать  признаки сказуемого. Уметь находить его в предложении.

Текущий

148

5.6

Сказуемое.

25.04

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать  признаки сказуемого. Уметь находить его в предложении.

Текущий

149

5.7

Второстепенные члены предложения

26.04

Коррекция мышления через анализ членов предложения. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать  признаки второстепенных  членов предложения. Уметь находить их в предложении.

Текущий

150

5.8

Описание картины А.Н Комарова «Наводнение»

29.04

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать последовательность описания картины по готовому плану. Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте при помощи учителя.

Текущий

Репродукция, наводнение

151

5.9

Нераспространенные и распространенные предложения.

30.04

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать, какие предложения называются нераспространенными  и распространенными.  Уметь определять  вид предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения.

Текущий

152

5.10

Нераспространенные и распространенные предложения.

02.05

Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать предложение как единицу речи.  Уметь определять  вид предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения.

Текущий

153

5.11

Однородные члены предложения.

03.05

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать предложение как единицу речи.  Уметь определять однородные члены в предложении.

Текущий

верстак

154

5.12

Однородные члены предложения.

06.05

Коррекция мышления через анализ состава членов предложения. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать предложение как единицу речи.  Уметь определять однородные члены в предложении

Текущий

станок

155

5.13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

07.05

Коррекция мышления через анализ состава членов предложения. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать постановку знаков  препинания в предложениях с однородными членами. Уметь применять правило на практике.

Текущий

156

5.14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

08.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать постановку знаков  препинания в предложениях с однородными членами. Уметь применять правило на практике.

Текущий

157

5.15

Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

10.05

Коррекция мышления через анализ состава членов предложения. Пошаговое следование схемам предложения.

Знать предложение как единицу речи.  Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте.

Текущий

158

5.16

Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

13.05

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Знать  признаки однородных членов предложения. Уметь находить их в предложении, правильно ставить знаки препинания.

Текущий

159

5.17

Диктант по теме «Предложения с однородными членами».

14.05

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Знать постановку знаков  препинания в предложениях с однородными членами. Уметь применять правило на практике.

итоговый

                                                            Повторение(13 часов)

160

6.1

Работа над ошибками Состав слова.

15.05

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

 Знать состав слова. Уметь выделять части слова.

Текущий

161

6.2

Однокоренные слова

16.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать, какие слова называются однокоренными. Уметь находить их в тексте, правильно  выделять корень.

Текущий

162

6.3

Орфограммы в корнях слов.

17.05

Коррекция связной речи. Корригировать устную речь через систему вопросов.

Знать  правила правописания орфограмм в корнях слов. Уметь применять их на практике.

Текущий

163

6.4

Приставка и предлог

20.05

Знать  признаки приставки и предлога. Уметь различать их на практике.

164

6.5

Контрольный диктант за 4 четверть

21.05

Коррекция мыслительной деятельности (последовательность, логичность)

Знать  правила правописания орфограмм в корнях слов. Уметь применять их на практике.

итоговый

165

6.6

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

22.05

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Знать  признаки однородных членов предложения. Уметь находить их в предложении, правильно ставить знаки препинания.

коррекция

166

6.7

Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

23.05

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

 Знать последовательность описания картины по готовому плану. Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте при помощи учителя.

Текущий

Вратарь футбол

167

6.8

Работа над ошибками.

24.05

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

Устранение пробелов в знаниях.

Текущий

168

6.9

Предложение

27.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать предложение как единицу речи.  Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте.

Текущий

169

6.10

Контрольный диктант за 2012-2013 учебный год.

28.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать изученный материал. Уметь применять при письме изученные правила правописания.

итоговый

170

6.11

Работа над ошибками.

29.05

Воспитывать адекватную (оценочную) реакцию,  умение видеть свои недочёты в работе.

коррекция

171

6.12

Обращение.

30.05

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность).        

Знать, что такое обращение. Уметь находить их в предложении, правильно ставить знаки препинания.

Текущий

172

6.13

Итоговый урок.

31.05

Корригировать устную речь через систему вопросов.

итоговый

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Причина невыполнения

Количество не проведенных часов

Планируемые меры по выполнению программ

Экономия часов за счет принятых мер

Сроки устранения и темы

   Перечень учебно-методической литературы.

Основная:

  • Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида/ Сост. Воронкова В.В., и др.-5-9 классы: сб.1.-М.:ВЛАДОС, 2006. Допущено Министерством образования РФ.

  • Н. Г. Галунчикова,  Э.В.  Якубовская. Русский язык. Учебник 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - изд. «Просвещение», 2006г.

Дополнительная:

  • Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г;
  • Аксёнова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;
  • Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992;
  • Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.: Просвещение 2005;
  • Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Состав слова: Учебное пособие для 5-9 классов.- М. Просвещение, 2002;
  • Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Глагол. - М.: Просвещение, 2003;
  • Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2003;