сообщение на районном методическом объединении "Роль учителя - словесника в формировании личности "

Шехмаметьева Румия Кямилевна

 

Как воспитать чеховского «прекрасного человека» с пушкинским оптимизмом, гоголевским юмором, психологизмом Достоевского, патриотизмом Маяковского, жизнелюбием Шолохова?

Как помочь ребёнку стать личностью культурной, нравственной, одухотворенной? 

На эти вопросы стараюсь дать ответ в своем выступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_m.o.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

СООБЩЕНИЕ

«Роль учителя-словесника в формировании личности учащихся»

                                Подготовила - Шехмаметьева Р.К., 

                                  учитель русского языка и литературы

                                       2011

   

Как воспитать чеховского «прекрасного человека» с пушкинским оптимизмом, гоголевским юмором, психологизмом Достоевского, патриотизмом Маяковского, жизнелюбием Шолохова?

Как помочь ребёнку стать личностью культурной, нравственной, одухотворенной?  

Вопрос, которым встревожены нынче и педагоги, и родители. Встревожены, потому что уж слишком заметным стало духовное оскудение подрастающего поколения, падение его общей культуры.

Что мы понимаем под термином «культурный»? Культурный – это значит воспитанный человек, который не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти. И, пожалуй, самое главное – культурный – это духовно богатый человек.

Говоря о роли учителя - гуманитария в воспитании личности  ученика, начать хочется с самого учителя, его образа, облика. Учителей для школы, конечно, не отбирают так строго и пристрастно, как в космонавты. А надо  бы!... И, может, право называться Учителем должны получать только личности?!

Мне запомнились мои собственные учителя. Не только уроками. Многих из них  отличал высочайший уровень культуры – духовной, нравственной, словесной. Мы считали их эталоном порядочности и человечности.  

      Особая миссия доверена учителям - гуманитариям, ведь словесник в школе – это и психолог, и философ, и психотерапевт. Он учит постигать, переживать чувства другого человека. А это значит обогащать мир собственных чувств. Перефразировав слова героя к/ф «Доживем до понедельника», хочется сказать: «Литература – это единственная область, которая делает человека Человеком».

     Разве пушкинские строчки не неиссякаемый источник культуры, духовности нашей? И греет душу сознанье: если на книжных полках наших школьников будут царить Пушкин, Чехов, Бунин, Платонов, решая вместе со своими далекими потомками вечные человеческие проблемы, - любви, сострадания, сомнений, отчаяния, веры, - то и жизнь не утратит свой высокий смысл, и общая культура будет образцовой.

      Задача учителя - мастера, чуткого к слову, увлеченного и увлекающегося, поманить к этому источнику – к книге, к её тайнам, к её живой душе.

       В Послании федеральному собранию Д.А. Медведев указывает на 5 направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Одним из направлений является возможность учащимся раскрыть свои способности, учителя «должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». А ведущая цель нашей  работы – формирование творческой личности, поэтому я решила представить свои педагогические поиски в данном направлении. Все знаем, чтобы выполнить работу, нужно определить цели и задачи. Так же каждому учителю ещё в самом начале деятельности, по моему мнению, нужно определить, в чём же его назначение.

      К.Д. Ушинский так определял назначение учителя: «Вот наше назначение: будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям,

плодовитым для детей наших. Соберём неиссякаемые сокровища, которые пусть расточат наследники наши. Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию – дела появятся сами». Слова эти поражают глубиной и широтой взгляда на педагогику в целом и на учителя как на человека, способного на полную самоотдачу. В этих словах об учительском труде говорится не как о службе, а как о служении.  Служении потомству.

     Современное общество требует от работников образования качественного выполнения профессиональных функций. Возможно это при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии, при планомерном творческом росте.

    Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками ,  но и формирование у них  мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.

       Словесник- звено в цепи поколений; его деятельность направлена на передачу детям и юношеству общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Убеждена, что учебные достижения обучающихся всегда положительны в том  случае,  когда работа педагога носит творческий характер, деятельность учителя и ученика осуществляется с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики; когда подход к обучению носит деятельностный характер.

     В последние годы успешно заявляет о себе новая область знаний – педагогическая инноватика, - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Эти процессы и называют инновационными процессами. Задача любого педагога состоит в том, чтобы, осуществляя эти процессы, добиться положительных результатов.

    На современном этапе задачей учителя является формирование творческой личности школьника. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические взаимоотношения реализуются в их взаимной творческой деятельности – другого пути нет. Почему используют сотрудничество учителя и ученика? Оно стимулирует и совместный поиск, глубокую веру в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой - веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения. Творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового

продукта. Следовательно, основными критериями творчества в познавательной урочной деятельности ученика являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели; создание в процессе движения к цели нового продукта. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей учащихся – одно из важных направлений работы учителя. В процессе общения с учащимися учитель может сравнительно легко наблюдать и фиксировать такие проявления, как уровень активности, интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, уровень самостоятельности поиска решений, наконец, степень воображения, эмоциональности.

     Работая в данном направлении, я использовала различные типы уроков (уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-путешествия и т.д.), разные формы работы: писали рассказы, сказки, практиковали анализ текста. Но всего этого было явно недостаточно. Я понимала, что нужны какие-то новые способы создания обстановки, побуждающей к творчеству.

   В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставилась  задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».  Профильное обучение ставит перед учителем важнейшие учебно-методические задачи: это разработка программ по профильным предметам, создание и апробирование элективных курсов по выбранному профилю, разработка методических материалов.

     На современном этапе школьной жизни основной акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012г»  выдвигает « обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений». Закладывать основы формирования личности, давать знания, развивать практические умения и навыки -- это значит формировать компетентную личность. Особенно востребованными в этой связи в моей работе оказались методы и технологии на основе  исследовательской деятельности.

     Исследовательский метод играет огромную роль в формировании личности учащегося и в раскрытии его творческого потенциала. Кроме того учащиеся приучаются к самостоятельной работе с текстом, формируются оценочные позиции, развивается языковое чутьё, эмоциональное восприятие, творческое мышление, т.е. формируется личность. Данный вид деятельности помогает учащемуся самостоятельно определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы, применить имеющиеся знания и навыки, т.е. объединить знания и практические умения. Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.        Постепенно оно приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.       Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы - это её условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого — совершенствование, развитие чувства языка.       При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.       С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаст автор.

   Исследовательские методы лежат и в основе проектной деятельности. Этим видом работы я начала заниматься недавно. Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Работая с проектами, учащиеся приобретают знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Проектная деятельность -- это самостоятельные исследования, это возможность учиться в соответствии со способностями, налаживание взаимодействия между обучающимися. Конечный результат такого вида деятельности – это всегда собственный продукт. Проектная деятельность позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе, формирует личность и развивает творческие способности. Именно все эти составляющие вызывают интерес и желание работать как у меня, так и у моих учащихся. (н-р, проект «Серебряный век через творчество …»).

   Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.

    Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии. Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности;  совмещение различных форм учебной деятельности.

     Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества школьника.

  Очень важное  значение имеет использование на уроках технологии игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с учащимися с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется диалогическая речь, инсценирование.

    При такой организации работы  открываются новые горизонты, новые перспективы. Это рождение нового творческого поиска учителя, который в конечном результате ориентирует каждого ученика на изучение словесных богатств родного языка как источника его образованности и духовной культуры.

    Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общение с учениками, желание поделиться этим со своими коллегами – отличительная черта творчески работающего учителя. Важно, безусловно, при этом, чтобы чётко была видна система в работе. Тогда опыт работы будет представлять интерес. И совершенно очевидно, что, только внедряя в учебный процесс современные педагогические технологии, широко применяя различные формы деятельности, совершенствуя свой научно-методический уровень и распространяя свой педагогический опыт, учитель может достичь творческого мастерства.

 

  В далёком 1980 году я, начинающая учительница, случайно прочитала то ли в книге, то ли в журнале слова В.Шукшина: «Знай больше других, работай больше других, -- вот вся судьба. Это нелегко, это на всю жизнь, но ведь и помним-то мы, и таким только благодарны. Кто бы ты ни был – комбайнёр, академик, художник – живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба. А когда будешь таким – помоги другим». Эти слова не об учителе, не о его назначении, ни в коей мере я не соответствую им, но, как «русский огонёк», они вселяют в меня надежду и дают силы двигаться вперёд,  как бы трудным ни был путь.

    Учительский труд – это бесконечный поиск, это постоянное самообразование, это путь находок и ошибок, это победы и поражения, радости и разочарования. И, по глубокому моему убеждению, это СЛУЖЕНИЕ потомству.