Консультация для педагогов "Компетентностно-ориентированное обучение в системе дошкольного образования"

Терских Елена Александровна

 

Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему: «Компетентностно-ориентированное обучение

в системе дополнительного образования».

        Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования, его углубления, совершенствования, в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.

В связи с этим, реализация компетентностно-ориентированного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребёнок. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.

 Характеристики компетентностно-ориентированного обучения:

1.Усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности учащихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.

2.Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования. Цель развивающего образования – личностное развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.

3.Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которое реализуется путем:  освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; освоения новых способов решения проблем в различных видах деятельности.

4.Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах:

  1. осознании самоценности каждой личности, ее уникальности;
  2. неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;
  3. приоритете внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Необходимость введения компетентностного-ориентированного подхода в образовательный процесс УДОД:

1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;

2. Переформулировка целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;

3. Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;

4.Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.

Сущностные признаки компетентности:

1. Постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);

2. Ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);

3. Имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

4. Пpоявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;

5. Проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.

Универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека является информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности.

Информационная компетентность помогает ребенку обучаться;  позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей;  помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.

Переориентация общего образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса.

Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:

1.Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности;

2.Изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;

3. Изменение позиции учителя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;

4.Создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

В соответствии с логикой выделенных образовательных областей, с ориентацией на ценности, характерные для каждого возраста школьников могут быть выделены следующие компетентности (по А.П. Тряпицыной):

- Личностная компетентность в сфере взаимодействия учащегося с самим собой с другими людьми, природой;

- Социальная компетентность в сфере взаимодействия с обществом;

- Познавательная компетентность в сфере взаимодействия с социальным и природным миром;

- Предметно-деятельнастная компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью.

Формы проявления компетентностей достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.