Программа воспитания и развития детей-сирот и оставшихся без попечения родителей

Андреева Влада Витальевна

Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. Поэтому наши выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически, и главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_dlya_programmy.docx28.84 КБ
Файл programma.docx77.64 КБ

Предварительный просмотр:

Направления

Разделы

Темы

Социальные знания, умения, навыки

Я - гражданин

Азбука гражданина

Гражданская позиция

Мы -будущее России!

Мои обязанности

Моё поведение

Хочу и надо

Социальные нормы жизни

Толерантность

Активная жизненная позиция

Права гражданина

Государственные учреждения (на какие вопросы можно получить ответы?)

Кем быть? Каким быть?

-знать права и обязанности, как воспитанника, ученика; ознакомление с социальными нормами жизни, позволяющими улучшить жизнь людей; трудовые нормы жизни: учебный , бытовой труд; этические нормы жизни (регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку);

- правила поведения в общественных местах;

-формирование потребности жить по социально одобряемым правилам;

-формировать навыки самоконтроля поведения;

-формирование осознанной активности в делах детского дома;

-умения реализовывать свои  гражданские права, связанные с участием в управлении общественной жизнью;

-умение выстраивать отношения с людьми (гуманен по отношению к различным категориям людей, милосерден к обездоленным, терпим к инакомыслию, способен к сопереживанию и прощению;

-умение соблюдать нравственные формы поведения на принципах культуры отношений;

-  знать права и обязанности гражданина РФ;

- умения грамотно формулировать свои запросы в устной и письменной форме;
-умения находить ответы на свои вопросы в государственных учреждениях;

-умение достойно вести себя в соответствии с обстановкой;

-привести к пониманию правильности выбора профессии для достойной взрослой жизни, необходимости получения хорошего образования;

Я и закон

Законы нашей жизни

Дорога к праву

Жить по закону

Наши права

По страницам закона

Я и закон

Отвечаю за своё «хочу»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Преступление и наказание

Законы моей жизни

Реализуй себя

Моё будущее

-формировать и закреплять знания об основных законах и документах, регламентирующих правовую сторону жизнедеятельности воспитанников;

-формировать знания о законах нашей страны, края, города;

-формировать и закреплять имеющиеся знания о вреде табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;

-формирование потребности жить по социально одобряемым законам;

-формирование навыков самоконтроля поведения;

-формировать гражданскую ответственность за собственные поступки, предъявление окружающим норм поведения;

-умения быть обязательным, ответственным, честным, иметь чувство собственного достоинства, в том числе в выполнении социальной роли «семьянина»;

-личностное самоопределение;

-формирование жизненных планов, жизненного самоопределения;

 -формировать и закреплять знания по правовым вопросам;

-формировать навыки самоконтроля, планирования действий;

-умения соблюдать нравственные нормы поведения, связанные с культурой отношений;

-умения самоопределения, решения жизненно важных проблем;

Я и Отечество

С чего начинается Родина

Мой край родной

Основы патриотизма

Дом и город, где я живу

Богатство страны – люди

Родные просторы (природа и природные богатства)

Культура и быт русского народа

Народные праздники

В песне - душа человека

Символы России

Служить России

Русская душа

-знать историю и современность города, края, детского дома;

-умения выполнять гражданские обязанности, включая служение Отечеству;

-социальная мотивация (долг, ответственность и т.д.);

-гражданское мировоззрение;

-умение воспринимать и беречь красоту природы как важную составляющую Отечества;

-бережное отношение к национальным традициям, национальной культуре;

-ценностные установки по отношению к Отечеству;

-понимание сущности патриотизма

Направления

Разделы

Темы

Социальные знания, умения, навыки

Я + Я

Личностное развитие

Самопознание

Самовоспитание

Самоопределение

Образ моего «Я»

Познай себя

Качества и черты

Мир эмоций

Лицо эмоций

Контроль эмоций

Мой характер

Воспитание характера

Книга про меня или «Я буду»

-осознание своей индивидуальности и неповторимости;

-самосознание и адекватная самооценка;

-потребность в самопознании и поиске смысла жизни;

-умение контролировать своё эмоциональное состояние, эмоциональное состояние собеседника, устанавливать причинно-следственные связи между эмоциональным состоянием и причинами, его вызывающими;

-работа над овладением навыками самоконтроля, грамотным управлением собственным поведением и реакциями;

самостоятельность в действиях;

-умение преодолевать трудности;

-самокритичность;

-личная успешность в любых видах деятельности;

-работа над овладением навыками самоконтроля, грамотным управлением собственным поведением и реакциями

Я + Люди

Человеческие миры

Общение

Мои социальные роли

Русская душа

Все мы разные

Главные нравственные качества

Толерантность

Мы нужны друг другу

Средства общения (вербальные и невербальные)

Я – деловой человек

Я – семьянин

Я – в обществе

-коммуникативность, эмпатия;

-проявление доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, доброжелательности, заботы и милосердия как основных черт русского характера;

-развитие потребности в совершении добрых поступков и оказания помощи престарелым людям, маленьким детям;

-навыки делового общения,

-навыки доверительного общения;

умение адекватно действовать в конфликтных ситуациях;

-овладение навыками вербального и невербального средствами общения;

умение вести и поддерживать беседу, применять этикетные речевые стереотипы;

-умение быть избирательным в дружеских привязанностях;

-умение организовать самостоятельную жизнедеятельность в соответствии с общественными правилами и нормами;

-культура взаимоотношений и общая культура поведения в обществе;

 -усвоение норм коллективной дружбы и товарищества

-знание способов социально-трудовой адаптации;

-умение адекватно возрасту и социально-культурным нормам выполнять половозрастные роли;

Я + Мир

Эстетика

Религия

Этика

Мир красок и ощущений

Мир звука

Мир чувств

История мировых религий

Христианские заповеди

С верой в душе

Мода и этикет

Правила этикета за столом

Светский этикет

-осознанное проявление потребности к социальному творчеству;

-художественно-эстетическое восприятие мира;

-умение давать нравственно-эстетическую оценку увиденному и услышанному;

-умение видеть прекрасное в окружающем мире;

-умение ориентироваться в противоречивом мире различных религий;

-знание основ духовной безопасности;

-навыки человеческой этики;

-соблюдать правила мужского и женского этикета;

-умения комфортно действовать в различных группах при сохранении индивидуальности;

-эстетично и со вкусом одеваться и применять косметику в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и цели предстоящего мероприятия

Направления

Разделы

Темы

Социальные знания, умения, навыки

Я – здоровый дух

Гигиеническая культура

Безопасное поведение

Здоровье - физическое и душевное

Уход за телом

Личная гигиена

Гигиенические принадлежности

Я – пешеход

Внимание: огонь

Безопасность на улице

Доброе здоровье

Рецепт долголетия

Все болезни от нервов

-умения и навыки соблюдения личной гигиены;

-культура и гигиена тела;

-социально-бытовые знания и умения о простейших способах обеспечения собственной безопасности  в природе, на улице и в быту;

-формирование навыков грамотного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, в природе;

-знание своего физического и психического потенциала;

-умение целенаправленного использования личностных  психо-физиологических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов.

Я – физическое совершенство

Здоровый образ жизни

Красота и здоровье

Спорт и здоровье

Здоровый образ жизни

Вредные привычки

Умей сказать «нет»

Режим дня и здоровье

В чём красота человека

Питание и красота

Спорт любить - здоровым быть

Вечная молодость

Тренируй себя

-понимание важности поддержания ЗОЖ, стремление заботиться о своём здоровье;

-тренировка волевых качеств;

-развитие способности к мобилизации внутренних ресурсов для достижения поставленных целей;

-умение оценивать и ценить телесную красоту;

-представления о красоте поведения;

-умения и навыки физического самосовершенствования;

-развитие и расширение знаний о необходимости занятий спортом;

-пропаганда спортивных достижений воспитанников;

Половое просвещение

Мальчик – девочка, юноша-девушка

На пороге взрослой жизни

Консультации по вечным проблемам

У нас свои секреты

Доблесть мальчика, девичья прелесть

Дружба мальчиков и девочек

Любви все возрасты покорны

Браки и разводы

Великая тайна – материнство

Понятие о половой зрелости

Ранние половые связи и их последствия

Венерические заболевания

Азбука СПИДа

Как важно быть защищённым

-осознание половой принадлежности;

-развитие необходимых каждому возрасту знаний об особенностях строения и физиологии организма (мужского, женского);

-умение вырабатывать социоприемлемые варианты полоролевого поведения;

-умения выражать свои чувства словами, мимикой, жестами;

-формирование установок в отношении половых ролей и сексуального поведения;

-умение оценивать собственные проявления любви и привязанности;

-социальная и психологическая готовность к браку;

-социальные, психологические, педагогические последствия разводов;

-понятие о развитии девочки, как будущей матери;

-представления о физической и психологической взрослости;

-психологические, нравственные, медицинские аспекты сексуальной жизни и её начала;

-знания о заболеваниях, передающихся половым путём, методах контрацепции;



Предварительный просмотр:

  1. Проблемный анализ

В детском доме воспитываются дети, отверженные своими родителями, лишённые стабильной, уверенной привязанности к взрослому, отягощённые негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, в большинстве случаев с задержкой физического и психического развития, т.е. в состоянии социальной дезаптации – наименее благоприятном для педагогического воздействия.

Особенности социального развития воспитанников детского дома обусловлены рядом факторов:

  • особенностями психического развития;
  • условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
  • обеднением и изменением характера влияния источников социализации.

Для воспитанников детского дома характерно отставание в следующих областях психического развития:

а) в эмоционально-волевой сфере  

 Эмоционально-волевая сфера характеризуется:

  • бедной гаммой эмоций;
  • склонностью к быстрой смене настроения;
  • однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
  • неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрения и замечания;
  • повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
  • основной направленностью эмоций на получение всё новых и новых удовольствий;
  • чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
  • непониманием эмоционального состояния другого человека.

б) в самосознании

  • развитие всех аспектов самосознания (познавательного – образ «Я», эмоционального - самооценка, поведенческого – рисунок поведения) имеет определённую специфику. Для воспитанников характерно ситуативное,  «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.  Самооценка преобладает заниженная. Ребёнок из детского дома преимущественно оценивает себя на основе оценки окружающих; эмоциональное отношение к себе (любовь или нелюбовь) у него практически не выражена. Нет чувства уверенности в себе. Обычно повторяют оценки окружающих, не имея собственного мнения о себе, отсутствует самооценка себя и своих поступков.

Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, обусловленные психическими травмами, связанные с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей. Психологические проблемы часто объясняются недостатком родительской любви и ласки, ранней депривацией. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, уязвимости воспитанника.

в) в общении:

  • ограниченное, преимущественно групповое, общение не способствует развитию самостоятельности; не усваиваются слагаемые элементы деятельности: планирование, контроль, оценка результатов.   Существенным фактором, искажающим становление личности воспитанников детского дома, является дефицит совместных отношений с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения с взрослыми определяется режимными моментами, условиями групповой жизни детей, а также ограниченным кругом взрослых. Эмоциональная бедность контактов с взрослыми определяет особую напряжённость, потребность во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение воспитанниками социально-ролевых позиций: друга, партнёра, конкурента. В целом общение с взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребёнка от оценок взрослого, что в свою очередь, блокирует развитие самостоятельности, инициативности. Наблюдается «пошаговое» выполнение указаний взрослых; отсутствуют навыки самоконтроля, затруднён процесс саморегуляции.

В условиях детского дома ребёнок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников. Такая ограниченность общения ведёт к обеднению интимно-личностных сторон общения. Могут возникать проявления агрессии, стремление обвинить кого-либо, неспособность продуктивно решать конфликты. У детей с ранних лет наблюдается отсутствие эмпатии.

Воспитанникам детского дома свойственно нарушение половой идентификации. Отсутствуют образцы для усвоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнёр.

Недостаточность позитивных межличностных отношений , неумение адекватно выражать собственные чувства в отношении других людей, форменные иждивенческие позиции по отношению ко всем окружающим - ведёт к тому, что выпускник детского дома не испытывает чувство ответственности за собственную жизнь, за свою семью и детей, профессиональный рост. У воспитанников недостаточно сформирована гражданская позиция, в системе ценностных ориентаций, материальные ценности преобладают над духовными.

Слабо выражена мотивация на творческое саморазвитие, самоуправление, самообразование, самостоятельность в решении жизненных проблем.

Беззаботная жизнь в детском доме на всём готовом культивирует в детях такие качества, как коммуникативная беспомощность, иждивенчество, неумение организовать своё свободное время, неразвитость индивидуальных интересов – всё это может стать причиной низкого уровня социальной адаптации после выпуска из детского дома.

Всё это поставило педагогический коллектив в ситуацию необходимости осмысления наработанного опыта, выделения ценностей, определение перспектив развития учреждения, необходимости создания единой программы роста и развития детского дома, которая бы объединила всех участников воспитательно-образовательного процесса одной идеей, общими делами и задачами, общим содержанием работы, нацеливая на конечный результат совместных действий.


2. Пояснительная записка

Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. Поэтому наши выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически, и главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию.

Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционных требований, основанных на внешней мотивации деятельности воспитанников, на принуждении. В программе ставка делается на внутриличностные факторы мотивации воспитанников, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. По нашему представлению, одним из важных факторов, способствующих успешной адаптации воспитанника детского дома после выпуска, является компетентностный подход, при котором конечным результатом воспитания  являются ключевые компетенции воспитанников. Без сомнения, воспитанник выходя из стен детского дома, оказывается в ситуациях, требующих выбора действий. «Что делать», «как делать», «почему именно так нужно делать», «каких результатов можно при этом достичь» - вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникнут перед ними.

Стало очевидно, что детский дом должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников, то есть ключевые компетенции.   Следовательно, перед педагогическим коллективом детского дома стоит важнейшая задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы основные ключевые компетенции:

  • Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
  • Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
  • Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);
  • Социально-гражданская компетентность (совокупность знаний в области права, этики, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества и в соблюдение общих правил поведения, установленных государством; наличие у человека социально-значимых нравственных  ценностных ориентиров; гражданская активность - осознанное участие в делах детского дома, страны).
  • Коммуникативная компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыками общения;
  • Продуктивная компетентность – потребность в труде, умение работать, зарабатывать, умение принимать решения и нести ответственность за них;
  • Личностная компетентность – стремление к самосовершенствованию, самостроительству, творческому саморазвитию, готовность к социальной мобильности, креативность.

   Мы понимаем под компетентностью  способность и готовность личности  к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач на основе совокупности полученных знаний, умений и навыков.  Суть воспитательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетентности.

Критерии социально компетентной личности, принятые за исходную позицию:

1.Овладение грамотностью:

  • функциональной;
  • коммуникативной;
  • информационной.

2.Овладение способностью:

  • принимать эффективные решения в разных ситуациях;
  • понимать собственные мысли и чувства;
  • руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;
  • верить в свои способности и возможности;
  • чётко формулировать свои желания и намерения;
  • слышать и услышать окружающих людей, их желания и намерения;
  • уважать права окружающих людей;
  • видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей;
  • объективно анализировать ситуацию, включая свои знания и навыки в собственное поведение;
  • отдавать отчёт своим действиям и поступкам;
  • уметь сотрудничать и самоорганизовываться;
  • выстроить диалог с человеком другой культуры;
  • письменного и устного общения;
  • быть общественно активным гражданином;
  • применять знания, умения и накопленный жизненный опыт для продолжения непрерывного образования и решения различных жизненных ситуаций.

Учитывая сложный процесс социального развития ребёнка, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, разработана программа, обеспечивающая преемственность, системность, взаимосвязь, а также целостность воспитательного процесса.

Программа  координирует и направляет усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса на выполнение главной миссии детского дома: готовность воспитанника к самоопределению в самостоятельной жизни и успешной интеграции в обществе.

На основе программы определяется содержание воспитательного процесса, как в целом, так и на отдельных занятиях.

При разработке программы учитывалось, что организация процесса социального воспитания должна осуществляться в трёх направлениях:

1.Создание поля самореализации воспитанника, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого воспитанника, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей.

Создание поля самореализации предусматривает:

  • включение воспитанников в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
  • стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

2.Создание воспитывающей среды внутри детского дома, что предполагает формирование в детском доме таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребёнка.

Создание воспитывающей среды предусматривает:

  • выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и детей;
  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
  • развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых;
  • формирование отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и детей;
  • достижение неповторимости атмосферы детского дома («своего имиджа», «своего лица»).

3.Педагогизация социального окружения детского дома – использование воспитательного потенциала среды:

  • изучение и использование возможностей социума при организации воспитательного процесса;
  • включение воспитанников в общественно-полезную деятельность в окружающей среде;
  • привлечение к организации воспитательной работы специалистов, установление связей с различными организациями и учреждениями;
  • взаимодействие со средствами массовой информации.

При выборе направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определения форм, приёмов и методов, определяющих содержание деятельности по каждому направлению, учитывалось, что развитие ребёнка происходит в трёх основных сферах:деятельности, общении и самопознании.

В сфере деятельности ребёнок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими умениями и навыками и способностью к тому или иному виду деятельности, а также уверенностью в чувстве собственной значимости.

В сфере общения у ребёнка происходит усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребёнка и в обществе в целом.

В сфере самопознания формируется образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование адекватной самооценки.


3. Краткая аннотация программы

3.1. Цель и задачи программы:

Цель: Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, составлению программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на воспитание социально компетентной личности, способной  к самореализации и успешной адаптации после выпуска из детского дома.

Задачи:

  1. Организация целостного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие всех его участников (педагогов, воспитанников).
  2. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации, создание социально-гигиенических  и социально-психологических условий, способствующих укреплению здоровья детей – физического и психологического.
  3. Предоставление каждому воспитаннику возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его индивидуальные качества и способности; создание развивающей среды.
  4. Формирование трудовой мотивации, обучение принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда, обучение разработке личных планов образования и карьеры; формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности, как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
  5. Воспитание будущего семьянина, формирование и развитие соответствующих умений и навыков, способствующих желанию создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней.
  6. Формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников, способствующих успешной социализации в обществе.
  7. Определить критерии и показатели эффективности воспитательной работы детского дома на основе компетентностного подхода.

Способы достижения цели:

  1. Создание условий для самооценки воспитанниками своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
  2. Вариативность организации работы с детьми – учёт всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, пробуждения новых интересов, создания условий для выбора воспитанниками форм участия в жизни детского дома.
  3. Организация личного пространства ребёнка – создание условий, когда воспитанник может уединиться, оформить своё личное место; учёт индивидуального темпа и режима проживания.
  4. Сочетание взаимной заботы и требовательности – формирование такого стиля отношений в детском доме, при которых каждый воспитанник, ощущая себя достаточно защищённым, в то же время стремится к соблюдению нравственных норм своей жизни в коллективе.
  5. Развитие самостоятельности и инициативы детей – активное участие воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива детского дома, развитие детского самоуправления; создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение; поддержка различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.
  6. Нравственное обогащение социальной среды – постоянное внесение в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, упрочение и развитие нравственных норм в окружении детей, формирование у них побуждения к нравственным поступкам, развитие нравственных убеждений.

3.2. Программа развития:

  • Является концептуальной и организационной основой деятельности   педагогического коллектива детского дома на 2013 – 2014 годы;
  • Определяет стратегические и тактические цели, а также задачи развития детского дома на данный период времени;
  • Определяет основные приоритетные направления деятельности педагогического коллектива при организации воспитательного процесса;
  • Программа охватывает все возрастные этапы развития детей и осуществляется непрерывно в течение всего периода пребывания в детском доме;
  • Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый месяц – ступенька вверх в психическом и социальном становлении;
  • Мониторинг результативности реализации программы проводится ежемесячно.

Деятельность по реализации программы будет способствовать:

  • повышению профессионального роста педагогов; возникнет потребность в инновационных технологиях;
  • повышению уровня качества проводимых мероприятий;
  • укреплению деловых и межличностных  отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса в результате деятельности;
  • расширению числа участников воспитательного процесса за счёт привлечения к реализации программы служб сопровождения, педагогов ДО.

3.3. Структура программы:

        Программа состоит из 4-х основных направлений:

  • духовно-нравственное становление   «Я + Я »
  • гражданско-правовое становление     «Я + Мир»
  • семейное становление                          «Я + Семья»
  • здоровое становление                          «Я + Здоровье»

        В программе каждому направлению определены конкретные цели и задачи, реализация которых направлена на освоение социальных знаний, умений и навыков, которыми должны обладать воспитанники на различных этапах развития; рекомендуется ряд педагогических приёмов, форм и методов по организации воспитательного процесса;

В программу развития воспитательной системы детского дома включены подпрограммы:

 «Твой выбор» - организация деятельности педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

 «Радуга» - организация детского самоуправления и соуправления в детском доме.

3.4. Функции программы:

  • Развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
  • Интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
  • Регулирующая – связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, детского и педагогического коллектива;
  • Компенсирующая – предполагающая создание условий в детском доме для компенсации отсутствия участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка;
  • Корректирующая – заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребёнка.

3.5. Механизм организации воспитательного процесса по реализации программы:

  • С учётом возрастных особенностей воспитанников выделено две           возрастных ступени:

1 ступень – 7-11 лет,

2 ступень -12-18 лет.

  • Воспитательные мероприятия проводятся ежемесячно, каждую пятницу.
  • Цикличность работы по каждому направлению.
  • Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

 

  1. познавательную;
  2. игровую;
  3. спортивную;
  4. творческую;
  5. коммуникативную;
  6. общественно-организаторскую;
  7. трудовую.


4. Основные принципы реализации программы

  • Принцип целостности воспитательного процесса – единство, взаимосвязь.
  • Принцип системности и преемственности – взаимозависимость содержания и форм воспитания детей начального, среднего и старшего звена.
  • Принцип диалогичности – взаимодействие всех участников воспитательного процесса (педагогов, детей), организация сотрудничества и сотворчества на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  • Принцип компетентностного подхода – овладение базовыми, ключевыми компетенциями в процессе организации различных видов деятельности; в качестве результата воспитания рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях.
  • Принцип педагогической поддержки индивидуальности – процесс совместного с воспитанником определения его собственных интересов, стремлений, возможностей и, в то же время, как помощь ему в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
  • Принцип природосообразности – воспитание строится в соответствии с потребностями ребёнка, его возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
  • Принцип личностно ориентированного воспитания – ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, давая возможность ребёнку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.
  • Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности – формирование такого стиля отношений в детском доме, при которых каждый воспитанник, ощущая себя достаточно защищённым, в то же время стремится к соблюдению нравственных норм своей жизни в коллективе.
  • Принцип творчества и успеха – индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности детей. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию.


5. Условия эффективной реализации программы

  1. Синтез, двуединство процессов воспитания и самовоспитания.
  2. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности как главного условия и средства развития детей, формирования у них практических умений и навыков самосовершенствования. Любые воспитательные воздействия на личность ребёнка проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.
  3. Деятельность воспитанников должна быть по возможности продуктивной, творческой, а не только репродуктивной.
  4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на диагностической основе; стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальностью.
  5. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
  6. Создание отношений сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  7. Процесс социализации как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненных (социальных) проблем, использование идеи социальных ситуаций, т.е. упражнений по самооценке воспитанниками своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях.
  8. Предоставление воспитанникам дополнительных возможностей для самовыражения, самоопределения и саморегуляции в положительной деятельности.
  9. Развитие уверенности ребёнка в себе, самоутверждение, т.е. главная цель педагогического коллектива и каждого педагога отдельно – вывести личность ребёнка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим.
  10. Наличие методической, психолого-педагогической помощи для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  11. Материально-техническое обеспечение детского дома.

6. Создание условий для реализации программы

  • Программно-методическое обеспечение.
  • Модернизация плана воспитательной работы детского дома.
  • Методологические и практико-ориентированные семинары для педагогов по организации мероприятий по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса.
  • Постоянное пополнение программы методическими разработками проведённых мероприятий.
  • Консультирование педагогов по вопросам содержания, форм и методов проведения мероприятий, способствующих реализации программы.
  • Анализ работы педагогического коллектива по реализации программы.
  • Разработка вопросов мониторинга результатов воспитательной деятельности.


7. Управление воспитательным процессом по реализации программы

Принципы управления:

  1.   Принцип природосообразности;
  2.   Принцип индивидуализации;
  3.   Принцип субъектности;
  4.   Принцип выбора;
  5.   Принцип доверия и поддержки;
  6.   Принцип системности;
  7.   Принцип коллегиальности;
  8.   Принцип самоактуализации;
  9.   Принцип успешности;
  10.   Принцип открытости и гласности.

Основные концептуальные подходы в управлении:

  1.   Личностный подход;
  2.   Компетентностный подход;
  3.   Системный подход;
  4.   Мотивационный подход;
  5.   Рефлексивный подход;
  6.   Культурологический подход.

Способы и средства управления:

  1.   Гуманизация и социализация отношений;
  2.   Включение детей, педагогов в коллективные творческие дела;
  3.   Сохранение традиций и введение инноваций;
  4.   Создание объединений по интересам (клубов, центров, движений);
  5.   Интеграция образовательного и воспитательного процессов;
  6.   Самоактуализация в деятельности;
  7.   Моделирование социальных ситуаций.

Гражданско-правовое становление «Я + МИР»

«Знание закона гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности»

                                                                                       Г.Спенсер

Актуальность темы

Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния России, стабильность политической обстановки в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно-образованного и грамотно развитого

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к государству; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в законе РФ «Об образовании», воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, отечеству

Становление гражданственности воспитанника рассматривается в аспекте гражданско-правового обучения, при этом акцент ставится на гражданско-правовые знания. Важно не столько обучить ребёнка правовым знаниям, а значительно важнее создать условия, при которых воспитанник мог бы воспользоваться полученными умениями и навыками в области гражданско-правовых отношений. А это значит, что нужно организовать для воспитанников личностно-значимую, социально-ориентированную деятельность, которая является главным условием развития ребёнка и должна рассматриваться как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности и способствующая самопознанию, самоопределению и самореализации каждого ребёнка.

Гражданско-правовое воспитание – это система воспитания и обучения, ориентированная на формирование совокупности ключевых компетенций личности:

  1. Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
  2. Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
  3. Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);
  4. Социально-гражданская компетентность (совокупность знаний в области права, этики, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества и в соблюдение общих правил поведения, установленных государством; наличие у человека социально-значимых нравственных  ценностных ориентиров; гражданская активность - осознанное участие в делах детского дома, страны).

Программа ориентирует педагогов в работе по социализации воспитанников, нацеливает самого ребёнка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в социализации, самовоспитании и самосовершенствовании.

Главное в  гражданско-правовом  становлении личности воспитанника - системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Цель: Создание условий для формирования навыков социально-активного поведения воспитанников, проявляющихся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, готовности к достойной самореализации и самоопределению после выпуска из детского дома.

Задачи:

1.Формирование активной жизненной позиции через создание условий для проявления воспитанниками инициативности и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях и через повседневное «социальное участие».

2.Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.

3.Развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, научить детей пониманию принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

4.Использовать преемственность традиций различных поколений защитников Отечества, воспитание детей на основе исторических достижений и культурных традициях  России, края

5.Воспитание умения противостоять негативному влиянию, умения делать правильный, социально-одобряемый выбор.

Содержание деятельности:

  1. изучение воспитанниками правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
  2. ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
  3. развитие способности соотносить социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
  4. формирование нравственного и гражданского самосознания;
  5. ознакомление с историческим прошлым  своей страны, края, города;
  6. формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  7. посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
  8. активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции воспитанников.

Методы работы:

Для приобретения знаний, развития умений, навыков, формирования собственных взглядов необходимо создание для воспитанников следующих условий и возможностей:

  • брать ответственность на себя, делать осознанный выбор и принимать решения;
  • осознанно участвовать в деятельности органов детского самоуправления, принятии коллективных решений в семье и детском доме;
  • встречаться и общаться с людьми (государственными и общественными деятелями, депутатами, должностными лицами органов местного самоуправления, работниками правоохранительных органов, активистами общественных организаций и т. д.);
  • стремиться осваивать новые виды деятельности;
  • оценивать собственное участие в различных видах деятельности.

Основные формы работы:

Связь детского дома с государственными учреждениями, общественными организациями города

  1. Встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, представителями различных профессий,
  2. Экскурсии по музейным выставкам
  3. Уроки мужества
  4. Встречи с известными и интересными людьми
  5. Сбор и оформление материалов по истории детского дома
  6. Проведение военно-спортивных мероприятий, в том числе военно-спортивная игра «Зарница»
  7. Проведение памятных акций, посвящённых дню Победы
  8. Конкурсы рисунков
  9. Конкурс военно-патриотической песни
  10. Проведение воспитательских часов на правовую тематику
  11. Проведение недели правовых знаний
  12. Ведение дневников самоконтроля
  13. Проектная деятельность воспитанников
  14. Проведение акций, направленных на укрепление правопорядка
  15. Тренинговые занятия
  16. Обсуждение проблемных ситуаций
  17. Ролевые игры
  18. Дискуссии
  19. Викторины
  20. Написание сочинений

Перечень традиционных мероприятий:

  1. День Победы,
  2. «А, ну-ка, парни»,
  3. Встреча с ветеранами локальных войн, ветеранами ВОВ,
  4. Акции: «Подарок ветерану», «Поделись своим теплом», «Письмо    солдату,
  5. Тематические выставки рисунков «Память жива», «Родина моя»,
  6. Написание сочинений на тему: «Дому родному посвящаю»          

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  1. Воспитанники знают и принимают ценности и понятия гражданско-правового воспитания.
  2. Воспитанники знают и применяют на практике нормы социального поведения.
  3. Знание норм гражданского поведения, позитивного разрешения конфликтов.
  4. Умение отстаивать свои права.
  5. Воспитанники имеют навыки саморегуляции и социальной адаптации.
  6. Воспитанники владеют навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.
  7. Повышение социальной и гражданской активности детей: участие в общественной жизни детского дома, школы; участие в КТД, различного рода социальных акциях, самоуправлении.
  8. Ведущими качествами личности воспитанника станут:

   -ответственность;

   - принимать на себя обоснованные решения в разных ситуациях;

   -объективная самооценка;

   -дисциплина, умение подчиняться и руководить;

   -нравственная позиция;

   -способность к сотрудничеству;

   -организованность;

   -способность формулировать обоснованное мнение по существу проблем и явлений.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  СТАНОВЛЕНИЕ «Я + Я»

«Духовная сила человека относится к физической, как три к одному.

Все правила достойного поведения давным-давно известны. Остановка за малым – за умением ими пользоваться».

                                                                 Б.Паскаль

«В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить»

                                                                 Сократ

Актуальность темы

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного» в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни страны. Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности.

Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством многообразных личностных качеств. В этом  органическом единстве стержневыми являются моральные качества, определяющие социально-нравственную основу личности и обусловливающие возможность человека применять в интересах общества свои способности.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, стремящейся от самопознания к самоопределению и самореализации. Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он - прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов духовно-нравственного воспитания

Цель: Создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности воспитанника в соответствии с индивидуальными личностными особенностями и способной к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; способствовать личностному росту ребёнка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Задачи:

1.Оказывать психолого-педагогическую поддержку процесса познания и самопознания воспитанников.

2.Способствовать расширению кругозора воспитанников, овладению ими основами психологических, культурологических знаний.

3.Создание условий, способствующих саморазвитию и самореализации творческого потенциала детей.

4.Создание условий для проявления и практического применения воспитанниками нравственных знаний, умений; развитие потребности в совершении нравственных поступков.

5.Способствовать личностному росту ребёнка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Содержание деятельности:

-воспитание доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, терпимости, доброжелательности, заботы и милосердия как основных черт русского характера;

-приобщение воспитанников к православной христианской культурной традиции; формирование целостного отношения к духовному и культурному наследию русского народа;

-обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств за счёт приобщения к мировой художественной литературе, поэзии, в которых описываются нравственные поступки людей в разные эпохи;

-изучение нравственной воспитанности детей и определение возникших проблем путём коррекции;

-развитие и совершенствование индивидуальных творческих возможностей детей;

-развитие художественного вкуса, умения видеть, понимать и анализировать прекрасное;

-предоставить каждому воспитаннику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в любых видах деятельности;

-формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, о смысле жизни, идеале, счастье;            

-формировать объективную самооценку, стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;

-формирование культуры поведения в обществе, культуры общения , чувство меры в общении;

-формирование личностных качеств (черт характера) воспитанника: сознательная дисциплинированность, стойкость, умение переносить трудности, порядочность, честность, правдивость

Формы работы:

-тематические воспитательские часы;

-тренинги нравственного самосовершенствования;

-дискуссии по нравственной тематике;

-конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция»

-читательские конференции;

-часы общения и беседы.


Перечень традиционных мероприятий:

  1. Проведение выставок декоративно-прикладного творчества детей (живопись, вышивание, конструирование, моделирование и т.д.);
  2. Продолжение активного участия в городских, окружных смотрах творческих достижений воспитанников;
  3. Проведение коллективных посещений театров и кинотеатров;
  4. Проведение конкурса чтецов;
  5. Конкурс инсценированной военно-патриотической песни;
  6. Тематические литературно-книжные выставки;
  7. Тематические встречи с представителями городской библиотеки;
  8. Проведение встреч с представителями православной церкви и других религиозных направлений;
  9. Продолжение традиционных КТД:

          -День Именинника, Праздник Учителя, Новогодний бал, Праздник труда, Праздник детства, Рождество Христово, Пасхальные мотивы, Любовью дорожить умейте.

Ожидаемые результаты:

  • воспитанники знают и применяют на практике нормы и правила нравственного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • воспитанники знают особенности своего характера и исходя из этого владеют навыками самосовершенствования;
  • повышение уровня толерантности детей;
  • воспитанники участвуют в различного рода акциях, направленных на оказание помощи престарелым людям, инвалидам;
  • участвуют в эстетизации предметной среды детского дома;
  • рост социальной и личностной активности;
  • «видимое» расширение социального опыта воспитанника в его общественных связях, разнообразии социальных действий;
  • наличие чёткой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов);
  • воспитанники учатся видеть прекрасное в окружающем мире;
  • умение понимать собственные мысли и чувства, чётко формулировать свои желания и намерения, руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;
  • воспитанник-творческая личность, обладающая креативными способностями.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

«Я + ЗДОРОВЬЕ»

«Хорошее здоровье, ощущение полноты жизни, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного восприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»

                                                                       В.А.Сухомлинский

Актуальность темы

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к самоутверждению и счастью человека.

Данный вопрос является актуальным особенно в отношении детей, воспитывающихся в детском доме, чьё воспитание носило в большинстве случаев, стихийный характер. Дети, находящиеся в детском доме, имеют многочисленные и сложные психологические, поведенческие и социальные проблемы, зачастую отстают в развитии, отягощены хроническими заболеваниями. Одной из составных частей является половое воспитание. Оно имеет жизненно важное значение для воспитанников детского дома, поскольку не так уж редки случаи, когда неосведомлённость в элементарных вопросах пола прямо или косвенно отражается на характере взаимоотношений молодых людей, ведёт к ранним бракам, а порою и к нежелательной беременности. От того, как поставлено половое воспитание,  часто зависит очень многое в формировании личности юноши или девушки. Неведение в области физиологии половой жизни, вернее, искажённые представления в этой области, зачастую становятся причиной неудачной личной жизни выпускников детского дома.

Данная программа позволяет скоординировать деятельность педагогов, медицинских работников, социально-психологической службы детского дома в решении важных и первостепенных задач – создание оптимально благоприятных условий для физического и психологического развития детей, привлечение их к участию в проведение мероприятий по укреплению здоровья, обеспечение жизнеспособности организма, воспитание осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, умения противостоять различного рода соблазнам после выпуска из детского дома.

Цель: Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

1.Создание условий для формирования физически развитого, психически здорового и социально-адаптированного человека.

2.Повышение уровня информированности воспитанников и педагогов в вопросах сохранения здоровья путём использования различных форм и методов профилактической работы.

3.Формирование мотивации здорового образа жизни у воспитанников, воспитание убеждённости и потребности в нём – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

4.Обучение педагогов здоровье сберегающим технологиям в воспитательной деятельности.

5.Организация высокоэффективной системы оздоровительного лечения, медицинской реабилитации и психической релаксации.

6.Повышение качества воспитательных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни; поиск новых форм работы с детьми с целью вовлечения их в процесс решения поставленных задач.

Содержание деятельности:

  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и охраны жизни и здоровья воспитанников;
  • развитие материально-технической базы с целью создания здоровьесберегающей среды обитания;
  • диагностика здоровья воспитанников, проведение соответствующей реабилитации и лечебных мероприятий, проведение мониторинга состояния здоровья воспитанников;
  • организация деятельности спортивных кружков, секций;
  • разностороннее просвещение и активное привлечение воспитанников к занятиям физкультурой и спортом;
  • содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
  • всесторонняя демонстрация достижений воспитанников, занимающихся спортом;
  • поощрение воспитанников, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • увеличение двигательной активности воспитанников путём проведения подвижных игр, утренней зарядки, экскурсий и т.д;
  • увеличение количества заданий творческого характера, направленных на обучение навыкам самоконтроля, формированию ответственного поведения, критического мышления, и таких черт характера, как сила воли, выносливость, умение преодолевать трудности.

Формы работы:

  • беседы, дискуссии, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
  • спортивные конкурсы в семье, в масштабе детского дома;
  • викторины, посвящённые спортивной тематике;
  • конкурсы плакатов, рисунков по ЗОЖ;
  • интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
  • проведение малых олимпийских игр;
  • игровые программы.

Перечень традиционных мероприятий:

  1. День Здоровья;
  2. Спортивные состязания между педагогами и детьми;
  3. Конкурс «Сильные, ловкие, смелые»;
  4. Олимпиада;
  5. Кросс (весенний, осенний);
  6. Весёлые старты;
  7. Спортивная эстафета «Вместе-дружная семья»
  8. Акция «Мы за здоровый образ жизни»;
  9. Выпуск  плакатов по пропаганде ЗОЖ;
  10. Конкурсы рисунков;
  11. Участие в соревнованиях, проводимых на уровне города, края;
  12. Коллективное посещение бассейна, городского катка.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся заболеваний.
  2. Профилактика заболеваний воспитанников на ранних стадиях в ходе систематически проводимой диагностики состояния здоровья.
  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья: употребление алкоголя, табакокурения.
  4. Создание благоприятного психологического климата.
  5. Привлечение к массовым занятиям спортом всех воспитанников.
  6. Сформированность установок в отношении половых ролей и сексуального поведения.
  7. Применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил этики, культуры речи;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  •  элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  •  бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  •  формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  •  интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  •  интерес к занятиям художественным творчеством;

  •  стремление к опрятному внешнему виду;

  •  отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Курской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг);

  •  ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевых игр гражданского и историко - патриотического содержания);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно - ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско - краеведческих экспедиций);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения воспитательных и библиотечных часов, просмотра кинофильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско - юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско - юношескими организациями);

  • участие в просмотре документальных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно - патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно - ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально - культурных праздников);

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно - музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • ознакомление по желанию воспитанников с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

  • участие в проведении часов этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально - нравственного поведения, игровых программах, позволяющих воспитанникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в детском доме, школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, часов общения, занятий с психологом, просмотра фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе группы и детского дома — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • В процессе проведения внеурочных мероприятий воспитанники получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях , во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в  трудовой деятельности (в ходе сюжетно - ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д., раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда);

  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно - полезной деятельности на базе детского дома, школы, поселка (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно - производственных мастерских, трудовые акции, деятельность  производственных бригад, других трудовых и творческих общественных объединений воспитанников, как одного возраста, так и разновоз растных, как в учебное, так и в каникулярное время);

  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе ив детском доме.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе бесед, просмотра  фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально - чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

  • получение первоначального опыта участия в природо - охранительной деятельности (в детском доме и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, обучающим фильмам);

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами ( в системе экскурсионно - краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий,посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает воспитанников в пространстве детского дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на занятиях в объединениях дополнительного образования);
  • участие в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно - краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в детском доме своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;

  • участие в художественном оформлении помещений.