Коррекция физического состояния школьников младших классов в рамках ФГОС НОО.
В статье представлены материалы педагогического эксперимента проведённого на базе общеобразовательных школ №50 и №5 г. Абаза по коррекции и развитию двигательных качеств мальчиков 1 классов на внеурочных занятиях в рамках ФГОС НОО нового поколения.
Как доказывает практика, в настоящее время дети младшего школьного возраста испытывают большую умственную и психологическую нагрузку, когда гиподинамия и другие факторы всё больше увеличивают процент заболеваемости и тем самым наблюдается низкий уровень физического состояния детей.
На сегодняшний день задача по воспитанию у школьников устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культуры является своевременной и актуальной. Стратегическое направление и особенности физического воспитания учащихся начальных классов обусловлены выполнением ряда специфических функций, реализуемых с учётом требований обеспечивающих достаточную двигательную активность.
Наблюдается тенденция необходимости включения в процесс физического воспитания младших школьников средств оздоровительной, коррекционно-развивающей направленности, с учётом состояния их здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция физического состояния школьников
младших классов в рамках ФГОС НОО.
Андреев Виктор Викторович, кандидат педагогических наук,
МБОУ «Абазинская СОШ №50» (andreev2010-62)
Михалёв Андрей Сергеевич, учитель физической культуры
МБОУ «Абазинская СОШ №5»
Андреева Оксана Александровна , зам. директора по УВР начальной школы МБОУ «Абазинская СОШ №50»
г. Абаза Республика Хакасия
Аннотация
В статье представлены материалы педагогического эксперимента проведённого на базе общеобразовательных школ №50 и №5 г. Абаза по коррекции и развитию двигательных качеств мальчиков 1 классов на внеурочных занятиях в рамках ФГОС НОО нового поколения.
Как доказывает практика, в настоящее время дети младшего школьного возраста испытывают большую умственную и психологическую нагрузку, когда гиподинамия и другие факторы всё больше увеличивают процент заболеваемости и тем самым наблюдается низкий уровень физического состояния детей.
На сегодняшний день задача по воспитанию у школьников устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культуры является своевременной и актуальной. Стратегическое направление и особенности физического воспитания учащихся начальных классов обусловлены выполнением ряда специфических функций, реализуемых с учётом требований обеспечивающих достаточную двигательную активность.
Наблюдается тенденция необходимости включения в процесс физического воспитания младших школьников средств оздоровительной, коррекционно-развивающей направленности, с учётом состояния их здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности.
По результатам тестирования мальчиков 1 классов в МБОУ «Абазинская СОШ №50» и МБОУ «Абазинская СОШ №5» проведён анализ полученных данных, где было выявлено абсолютное возрастное отставание по всем показателям физической подготовленности, хотя возрастная динамика развития физических показателей соответствует норме на возрастном отрезке 7-8 лет.
До вступления в силу ФГОС НОО нового поколения занятия по физической культуре у младших школьников строились на основе программы по физическому воспитанию, которая не может учитывать особенности и трудности овладения требованиями в силу низкого уровня физического состояния детей. Уроки по физической культуре содержат нагрузку 3 академических часа в неделю, но согласно ФГОС НОО предусмотрены дополнительно внеурочные 10 часов для интеллектуального, духовно-нравственного, в том числе и физического развития ребёнка. Для достижения целей и задач физического воспитания младших школьников в рамках ФГОС НОО стало приоритетным оздоровительное и коррекционно-развивающее направление внеурочной деятельности.
На основе изложенного в МБОУ «АСОШ №50» в 2012-2013 учебном году в первых классах у мальчиков во внеурочное время введены 2 занятия в неделю с уклоном на дисциплину «спортивная гимнастика», на которую возложена миссия оздоровления, коррекции и развития двигательных качеств. Эффективность данного направления была проверена поставленным педагогическим экспериментом.
Существует необходимость обсудить результаты полученные в ходе педагогического исследования, целью которого являлось изучение динамики физической подготовленности мальчиков 1 классов.
Задачи исследования: выявить исходный уровень физической подготовленности мальчиков 1 классов в начале учебного года; провести повторное тестирование по окончанию учебного года.
В исследовании приняли участие 29 школьников 1 классов: контрольная группа (КГ) – 14 мальчиков, сформирована на базе МБОУ «АСОШ №5», которая занималась во внеурочное время подвижными играми с элементами спортивных; экспериментальная группа (ЭГ) – 15 мальчиков, сформирована на базе МБОУ «АСОШ №50» занималась по экспериментальной программе.
Уровень физической подготовленности определялся с помощью следующих тестов: подтягивание в висе, сгибание - разгибание рук в упоре на брусьях, прыжки через скакалку, смешанные упоры за 10 сек, наклон туловища вперёд из положения сидя.
В ЭГ содержание занятий состояло с использованием повторного метода в серийном исполнении, в качестве средств применялись гантели лёгкого веса, собственный вес тела, гимнастическая стенка, наклонная доска, скакалки, перекладина, брусья – параллельные, кольца, гимнастические маты.
Для развития силовых способностей использовались упражнения с динамической и статической формой сокращения мышц, состоящие из элементов спортивной гимнастики. Динамические упражнения представляли движения преодолевающего режима с постоянной скоростью. Статические упражнения содержали в себе удерживающий режим с нулевой внешней работой.
Для развития скоростно-силовых способностей использовались упражнения «взрывного» характера за определённый отрезок времени. Применялся повторный метод в серийном исполнении, в качестве средств использовались гантели лёгкого веса, собственный вес тела, гимнастическая стенка, наклонная доска.
Методика развития гибкости содержала в себе упражнения на растягивание с обязательной разминкой, постановкой конкретных целей, серийным способом. Постепенно увеличивалась амплитуда движений, включались упражнения на расслабление. В динамических упражнениях величина нагрузки достигала 40-50 повторений, в упражнениях статического характера удержание в растянутом положении доводилось до 20-30 сек.
Для развития выносливости в занятия включались прыжки через скакалку с задачей выполнения упражнения до наступления околомаксимального утомления, с учётом коротких остановок связанных с ошибками в движениях и последующим продолжением выполнения упражнения. Проводилась мотивация на выполнение меньшего количества ошибок.
При первичном тестировании исходный уровень показателей в КГ и ЭГ не имел явного отличия (р < 0,05).
Систематические занятия проводились в течение учебного года, в конце учебного года было проведено повторное тестирование по выявлению уровня исследуемых двигательных способностей (табл. 1). Анализ результатов показал. что у мальчиков обеих групп произошёл прирост показателей по всем видам контрольных упражнений, однако в ЭГ отмечена существенная динамика роста (р < 0,05).
Таблица 1
Динамика физической подготовленности мальчиков 1 классов
Тесты | Этапы педагогического эксперимента | ||
Исходный результат | Конечный результат | ||
X ± σ | X ± σ | ||
Подтягивание в висе | 1 | 1,3 ± 1,2 1,1 ± 1,0 | 2,0 ± 0,8 * 6,7 ± 2.1 |
2 | |||
Сгибание - разгибание рук в упоре на брус. | 1 | 0,7 ± 0,8 0,8 ± 0,6 | 1,3 ± 1,2 * 5,5 ± 0,9 |
2 | |||
Прыжки через скакалку | 1 | 29.4 ± 2,7 33.8 ± 1,6 | 42,4 ± 1,5 * 79,8 ± 1,4 |
2 | |||
Наклоны туловища из положения сидя | 1 | 0,8 ± 0,1 0,8 ± 0,1 | 1,7 ± 0,1 * 11,2 ± 0,3 |
2 | |||
Смешанные упоры | 1 | 4,7 ± 1,8 4.8 ± 1.8 | 5,4 ± 1,5 * 9,6 ± 1,3 |
2 |
Примечание:
1 – показатели КГ; 2 – показатели ЭГ; * - достоверность различий (р < 0,05).
Таким образом, исследование физической подготовленности мальчиков 1 классов по предложенным видам контрольных упражнений выявило преимущество в ЭГ. Разница показателей обусловлена первичными низкими результатами тестирования и воздействием экспериментальной методики, включающей в себя систему физических упражнений, направленных на развитие отстающих сторон двигательной деятельности.
Следует утверждать, что для решения задач коррекции и повышения уровня развития возрастных двигательных способностей младших школьников, внеурочные занятия в объёме 2 часов в неделю в рамках ФГОС НОО необходимо использовать именно в этом направлении.
