Оздоровительная физическая культура при коррекции звукопроизношения

Андреев Виктор Викторович

 

В современной науке и практике коррекция посредством  движения рассматривает и предполагает использование всех видов и форм физической культуры в качестве коррекционного, лечебного и развивающего фактора, тем самым кинезитерапия относится к неспецифическим действующим терапевтическим приёмам.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребёнка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной и функциональной системой. Это ставит перед коррекцией звукопроизношения и физическим воспитанием задачи, которые не меняя основной стратегии приобретают иные направления.

Для детей с речевыми нарушениями оздоровительные физические упражнения становятся не только условием активного общего развития, но также являются одним из  основных средств устранения отклонений в речевой и двигательной сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx72.65 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная физическая культура при коррекции звукопроизношения

В.В. Андреев, О. А. Андреева, Н. А. Шурышев, С. Н. Илюшкин

Отдел по делам образования при Администрации г. Абаза

В современной науке и практике коррекция посредством  движения рассматривает и предполагает использование всех видов и форм физической культуры в качестве коррекционного, лечебного и развивающего фактора, тем самым кинезитерапия относится к неспецифическим действующим терапевтическим приёмам.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребёнка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной и функциональной системой. Это ставит перед коррекцией звукопроизношения и физическим воспитанием задачи, которые не меняя основной стратегии приобретают иные направления.

Для детей с речевыми нарушениями оздоровительные физические упражнения становятся не только условием активного общего развития, но также являются одним из  основных средств устранения отклонений в речевой и двигательной сферах.

Однако использование физических упражнений при коррекции звукопроизношения изучены фрагментарно, в основном с использованием мелкой моторики. В одних исследованиях рассматривается лишь пальчиковая гимнастика, в других работах включается логоритмическая гимнастика. При этом решаются задачи оптимизации коррекционного процесса, повышение эффекта на логопедических занятиях, а цели повысить  уровень физического состояния не ставились. Поэтому методы и средства коррекции физического состояния и звукопроизношения могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с речевыми нарушениями. Тем самым необходимо выявить единое понимание механизма взаимосвязи речевого недоразвития и отставания в физическом развитии, функциональной и физической подготовленности.

Исходя из сказанного. нам представилось актуальным провести исследование в рамках педагогического эксперимента целью которого стало проверить эффективность коррекции звукопроизношения на основе оздоровительных физических упражнений в едином механизме взаимодействия направлений в условиях общеобразовательной школы.

В исследовании приняли участие школьники 1-4 классов МБОУ «Абазинская СОШ №50», где количество детей с общим недоразвитием речи составляет 18% от числа обучающихся.

В процессе педагогических наблюдений было выявлено, что дети с нарушениями речи характеризуются соматической ослабленностью, физически не выносливы, быстро утомляются, скованы, им присуща плохая переключаемость различных действий. Эти характерные признаки совпадают с данными учёных, глубоко исследующих эту категорию детей [1,2,3].

В связи с перечисленным, детям-логопатам в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для школьников с нормальным развитием.

В процессе тестирования нами обнаружено, что дети с нарушениями речи отстают от сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушается последовательность элементов действий, опускаются его составные части. У детей-логопатов слабо развита общая и мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации.

Для успешной реализации педагогического эксперимента проведено педагогическое внушение по формированию положительных мотивов, отражающих отношение детей-логопатов к занятиям. При этом необходимо было  использовать  два уровня мотивации к коррекционно-оздоровительным занятиям:

  1. Общая мотивация – задача всего воспитательного процесса. Условиями этого являются постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели.
  2. Эмоционально-волевых качеств – целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, эмоциональной устойчивости.

По результатам тестирования произведён анализ ответов и выявлены мотивы, указывающие на причины, по которым дети занимаются коррекционно-логопедической и физкультурной деятельностью одновременно.

В начале педагогического эксперимента: мотив социального самоутверждения, мотив качественной речи и физического самоутверждения.

В середине коррекционного процесса: рационально-волевой и социально-моральный мотивы.

По окончанию исследования: мотив эмоционального удовольствия и мотив достижения успеха в развитии речи и физической подготовленности.

 В процессе педагогического эксперимента осуществлялось  моделирование и организация индивидуально-дифференцированного подхода, где в процессе реализации используются анамнестические данные на каждого ребёнка, анализ речевых и медицинских карт, учитываются особенности физического развития и физической подготовленности.

При составлении схемы уровневой дифференциации акцент делается на показания и противопоказания к отдельным видам физических упражнений, дозировании и интенсивности нагрузок, индивидуально-типологические особенности ребёнка.

Схема уровневой дифференциации для вариации логопедических занятий представлена на рис. 1            

        

        Оздоровление, развитие двигательных качеств и звукопроизношения в едином механизме взаимодействия требуют особого подхода в поиске методов и средств направленного действия для получения ожидаемого результата. В коррекционном процессе необходимо регулирование физической и речевой нагрузки, правильного дыхания в период выполнения двигательного действия. Следует рассмотреть перечень направлений и задач, которые решались для достижения цели исследования.

        При развитии быстроты психофизиологический механизм заключается в подвижности нервных процессов, эффективности нервно-мышечной координации и адекватности выбора артикуляционной позы на поставленный звук.

        Методика развития быстроты одиночного движения совместно с закреплением поставленных звуков осуществляется при многократном повторении двигательного действия, в момент выполнения которого с выдохом произносится утрированный изолированный звук.

Средствами для развития быстроты двигательной реакции могут служить различные скоростные упражнения, особенно ценны для развития быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры. В нашем случае, мы используем упражнения, составляющие элементы игры в баскетбол. Именно в этих элементах можно осуществлять одиночные движения, характеризующиеся цикличностью, которые необходимо выполнять с максимальной скоростью.

Например, при использовании прямой передачи мяча технически элемент   выполняется  дугообразным движением рук  с мячом к груди и резким движением вперёд, с доработкой кистями  снаряд посылается партнёру, в момент выполнения передачи производится шаг вперёд одной ногой с выдохом и одновременным произнесением поставленных звуков (С, Ш, Л, Р).

        Развивая силовые качества при коррекции звукопроизношения приемлем подбор упражнений, именно динамического характера. Наиболее существенный прирост двигательных качеств, в том числе силовых способностей, происходит у детей, как правило, в жизненном диапазоне 7-10 лет. Тем самым, развитие силы в этот возрастной период наиболее эффективно.

Психофизиологический механизм этого качества в нашей методике   связан с регуляцией напряжения мышц с условиями режима их работы и одновременной автоматизацией поставленных звуков. Напряжение мышц, в том числе и речевых, зависит от степени волевых усилий, прилагаемых ребёнком и от работы центрально-нервных и периферических отделов двигательной системы.

Методика автоматизации поставленных звуков и развития силы заключается в том, что при выполнении динамического движения, основанного на напряжении с выдохом,  производится утрированное произнесение односложного слова с поставленным звуком.

Средствами развития силы являются упражнения с различного рода отягощениями (гантели, набивные мячи, амортизаторы, тренажёры и др.), без отягощений, используя вес собственного тела (подтягивание, сгибания –разгибания рук в упоре, приседания, прыжковые упражнения, с сопротивлением партнёра).

Например, сгибание – разгибание рук в упоре лёжа, разгибание  производится на выдохе с одновременным произнесением слов на автоматизацию поставленных звуков:

«С» - «СОК», «СОН», «САД», «САМ», «СУП», «СУК», «СЫН».

«Ш» - «ШАГ», «ШАНС», «ШАЛЬ», «ШОВ», «ШОК», «ШИК».

«Л» - «ЛАК», «ЛАЗ», «ЛАЙ», «ЛОВ», «ЛОБ», «ЛУК», «ЛУЧ».

«Р» - «РАК», «РАБ», «РОВ», «РОЙ», «РОТ», «РЫСЬ», «РУЛЬ».

        Психофизиологический механизм проявления гибкости определяется следующими факторами: 1) строением сустава; 2) эластичностью связок и мышц; 3) температурными условиями внешней среды; 4) эмоциональным состоянием занимающегося. При едином механизме коррекции звукопроизношения и развития гибкости происходит формирование слоговой структуры слова на материале поставленных в речи звуков.

        Методика развития гибкости предусматривает использование упражнений на растягивание при соблюдении следующих условий: проведение разминки; постановка конкретной цели; выполнение упражнений серийным способом с постепенным увеличением амплитуды; использование повторного метода; мотивирование на поставленную цель.

        Средствами развития гибкости являются физические упражнения, которые являются активными за счёт силы сокращения мышц, участвующих в данном двигательном действии. Коррекция звукопроизношения может производиться при пассивном (с помощью партнёра) и активном двигательном действии. Увеличение показателя гибкости происходит за счёт постепенного повышения нагрузок.

Например, И.п. - сед на полу в упоре сзади, вдох.  1-2 наклоны вперёд с двумя короткими выдохами и одновременным проговариванием двухсложного слова с поставленным звуком по слогам, стараться кистями рук тянуться дальше оттянутых от себя стоп, 3 – и.п.

«С» - «СО - ВА», «КО – СА», «КАС – КА», «НА – СОС».

«Ш» - «ШЕ – Я», «КА – ША», «ПАШ – НЯ», «ША – ЛАШ».

«Л» - «ЛА – ПА», «ПО – ЛЫ», «БЕЛ – КА», «ФУТ – БОЛ». 

«Р» - «РА – КИ», «ССО – РА», «ПАР – ТА», «ШО – ФЁР».

        В методике коррекции звукопроизношения на основе оздоровительных видов физической культуры используются такие виды, как утренняя гигиеническая гимнастика, ритмическая гимнастика, оздоровительные ходьба и бег. Принцип выполнения двигательного действия и произнесения звука аналогичен вышесказанным примерам.

Например,  в ритмической гимнастике при овладении упражнениями танцевального характера следует в первую очередь адаптировать занимающихся к одновременному воспроизведению речи и движения.

  • Шаги – мягкий, высокий, острый, пружинистый, перекатный, широкий.

Например, при выполнении мягких шагов ребёнок на каждый шаг воспроизводит поставленный звук «С» или «Ш», или же чередует их; при выполнении пружинистого шага ребёнок на каждый шаг воспроизводит поставленный звук «Р».

  • Бег – мягкий, высокий, острый, пружинистый, перекатный, широкий.

При остром беге ребёнок на каждый шаг воспроизводит одновременно слог с поставленным звуком, например: «ЛА», «АЛ»; при пружинистом беге уместно будет отработать  поставленный звук «Р» в слогах «РА», «АР».

  • Прыжки – выпрямившись с поворотами, скачок открытый и закрытый, со сменой ног, перекидной и др. При прыжках   отрабатываются поставленные звуки в слогах разной структуры - открытых и закрытых. Например: «ЛА», «ЛО», «ЛУ» или «АЛ», «ОЛ», «УЛ».

Результаты проведённого исследования показали, что предлагаемая методика даёт положительный эффект при коррекции звукопроизношения и содержит в себе  средства, методы, приёмы постановки и автоматизации звуков в наиболее короткие сроки.

Литература:

  1. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии /                 Т.А. Власова, М.С. Певзнер 2 изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.   - 175 с.
  2. Карманова, Л.В. Диагностика и коррекция физического развития детей дошкольного возраста: метод. рекомендации / Л. В. Карманова,                      Т. Ю. Логвина, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина. – Минск, 1993. – 36 с.
  3. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / сост.                   М. А. Поваляева. – Ростов н\Д: Феникс, 2006. – 349 с.