ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ В РАМКАХ ФГОС ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андреев Виктор Викторович

 

Использование физических упражнений при коррекции гиперактивности у детей изучены фрагментарно, в основном специалисты рекомендуют взвешенный подход к медикаментозной терапии. Однако физические упражнения для такого ребёнка могут становится не только условием общего развития, но также будут являться одним из основных средств устранения двигательных нарушений и релаксации.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование оздоровительного плавания будет способствовать уравновешенности гиперактивного ребёнка, повышению успеваемости, нормализации поведения, актуализации и дальнейшему развитию изучаемого направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreev_-_statya.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

В.В. Андреев,

канд. пед. наук, тренер –преподаватель;

С. В. Попович,

директор МБОУ ДОД «КДЮСШ»;  

А. В. Аникин,

учитель ОБЖ и физической культуры МБОУ «СОШ №50»,

г. Абаза

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ В РАМКАХ ФГОС

ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из самым распространённых поведенческих расстройств у младших школьников в последнее время стал синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В России этот показатель превышает 30% детей, вступивших в школьную пору. Наблюдается, что мальчики подвержены этому заболеванию в 4 раза чаще, чем девочки [2].

Учёные [1,3] характеризуют гиперактивность часто сопровождающимися  проблемами внимания: нестабильность его концентрации, частая отвлекаемость. Проблемы внимания и памяти приводят к затруднениям в учёбе, что в свою очередь сказывается и на поведении ребёнка в школе. Дети вызывают нарекания со стороны учителей, так как на уроках выкрикивают, не дослушав вопрос, или дают первый, пришедший в голову ответ, не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Своим поведением гиперактивные, расторможенные дети возбуждают класс, тем самым затрудняя проведение занятий.

Среди детей с расстройством поведения выделяется особая группа страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «лёгкая дисфункция мозга».

Доказано, что повышенная двигательная активность исчезает, как правило в подростковом возрасте [3]. Но импульсивность и дефицит внимания остаются у 70% подростков и 50% взрослых.

Эмоциональная напряжённость, свойственная таким детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в школе приводят к тому, что у них легко формируется  и фиксируется негативная самооценка и враждебность ко всему, что связано со школьным обучением. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от  среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребёнка, тем самым создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

В сфере двигательных действий гиперактивные дети характеризуются тем, что их движения являются хаотичными, поэтому направленные физические упражнения позволяют снять излишнюю мышечную и нервную активность.

Использование физических упражнений при коррекции гиперактивности у детей изучены фрагментарно, в основном специалисты рекомендуют взвешенный подход к медикаментозной терапии. Однако физические упражнения для такого ребёнка могут становится не только условием общего развития, но также будут являться одним из основных средств устранения двигательных нарушений и релаксации.

Исходя из сказанного, нам представилось актуальным провести исследование в рамках педагогического эксперимента, целью которого явилось проверить эффективность экспериментальной программы по коррекции гиперактивности младших школьников на основе оздоровительного плавания в рамках ФГОС.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование оздоровительного плавания будет способствовать уравновешенности гиперактивного ребёнка, повышению успеваемости, нормализации поведения, актуализации и дальнейшему развитию изучаемого направления.

Организация исследования.  В педагогическом эксперименте приняли участие школьники 1-4 классов МБОУ «СОШ №50» г. Абазы, где количество гиперактивных детей в начальных классах составляет 32% от числа обучающихся. В педагогическом эксперименте проведённом в 2012-2013 учебном году приняли участие школьники в количестве 47 человек, которые составили экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД «КДЮСШ» г. Абазы, где использовался плавательный бассейн с педагогическим сопровождением. Занятия осуществлялись в рамках ФГОС во время внеурочной деятельности.

 Комплексный показатель уровня успеваемости и поведенческих норм определялся по результатам окончания каждой четверти учебного года.

 Оздоровительное плавание в ЭГ проводилось 3 раза в неделю в течении 60 минут, в тренировочные занятия включались: «сухое плавание» (20 мин) с элементами специальных и подводящих упражнений для освоения основных стилей,  и упражнений в воде (40 мин), реализующих практическое обучение, периодически использовались подвижные игры с мячами и надувными предметами. КГ  занималась творческими видами внеурочной деятельности (лепка, рисование, шитьё).  

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе педагогических наблюдений было выявлено, что дети с синдромом гиперактивности существенно неординарны. Это поставило проблему выбора коррекционного мероприятия именно в форме оздоровительного плавания, т.к. вода является одним из первейших средств релаксирующего действия, оказывает положительный эффект на центральную нервную систему: отлично успокаивает, снимает раздражение. Другие направления могут привести к противоречивости результатов экспериментального исследования.

По данным результатов исследования (рис. 1, 2) определено, что у ЭГ И КГ уровень успеваемости и поведенческих норм в начале эксперимента находился на одинаковом уровне. Качество усвоения учебного материала по окончанию I четверти соответствовала 37% по основным предметам. Средний показатель поведенческих норм выражающихся в негативных проступках и замечаниях учителя составил 84% от общего количества нарушений поведения в классах, где обучается исследуемый контингент детей.

Рис. 1 . Изменения показателя качества обучения

По окончании II четверти учебного года было выявлено улучшение качества усвоения учебного материала по основным предметам на 6% (43%) в ЭГ, в КГ исследуемый показатель остался на прежнем уровне. Соответственно в ЭГ уровень поведенческих норм улучшился на 11% и составил 73%, в КГ  произошло ухудшение на 2 % (86%).

Во втором полугодии произошёл характерный рост исследуемых показателей в ЭГ. Так по окончании III четверти динамика прироста качества обучения составила 4 % (47%), в КГ произошло снижение  на 6% (31%). Улучшение поведенческих норм в ЭГ практически соответствовал приросту качества – на 5% (68%), в КГ количество замечаний и  нарушений увеличилось на 2 % (88%). Изменения в показателях КГ объясняются усталостью детей вследствие продолжительной учебной четверти и воздействием коррекционной программы на школьников ЭГ.

В заключительной IV четверти учебного года  изменения в динамике прироста показателей в ЭГ продолжали быть, в КГ показатели восстановились на уровне окончания I четверти. В ЭГ качество обучения стало соответствовать 51% (+4%), в КГ – 37%. Показатель уровня поведенческих норм в ЭГ достиг 60% (-8 %), в КГ – 85% (- 3%).

По результатам исследования следует утверждать, что в лечение гиперактивных детей обязательно должна включаться физическая реабилитация в форме оздоровительного плавания. Это направление оказывает восстановление поведенческих реакций и как результат - улучшение качества обучения, развивает координацию движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительный эффект плавания отражается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах организма.

Проведённый эксперимент показал, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.

Установлено, что не стоит применять  при коррекции гиперактивности двигательные действия содержащие эмоциональный компонент. Существует необходимость использовать циклические упражнения малой и средней интенсивности, к которым относится плавание.

Известно, что только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей задержки развития, часто могут отставать  от здоровых сверстников.

Примечания:

  1. Брязгунов И. П. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях/    И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. .- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 158 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь –справочник по психодиагностике/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: «Питер», 2000. – 528 с.
  3. Заваденко Н. Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей/ Н. Н. Заваденко. – М.; «Школьный психолог». - №4. – 2000. – С. 2-6.